Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотрение правового статуса государственного и муниципального служащего.
Объект: правовой статус государственного и муниципального служащего.
Предмет: правовой статус муниципального служащего.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Правовое обеспечение деятельности государственных и муниципальных служащих………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и роль государственных и муниципальных служащих в правовой системе РФ……………………………………………………………5
1.2 Характеристика статуса муниципальных служащих в правовой системе РФ…………………………………………………………………………………11Глава 2.Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих…………………………………………………………………………17
2.1 Организационно-правовые формы осуществления государственной и муниципальной службы………………………………………………………..17
2.2 Особенности публично-правового статуса муниципальных и госслужащих……………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……….………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Правовое обеспечение деятельности государственных и муниципальных служащих………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность и роль государственных  и муниципальных служащих в  правовой системе РФ……………………………………………………………5

1.2 Характеристика статуса муниципальных служащих в правовой системе РФ…………………………………………………………………………………11Глава  2.Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих…………………………………………………………………………17

2.1 Организационно-правовые формы осуществления государственной и муниципальной службы………………………………………………………..17

2.2 Особенности публично-правового  статуса муниципальных и госслужащих……………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………30

Список  использованной литературы……….………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начиная рассмотрение правового статуса муниципального и государственного служащего, неминуемо возникает вопрос, до сих пор окончательно не решенный в юридической литературе – является ли муниципальный служащий государственным служащим – то есть, является ли муниципальная служба государственной?

В настоящее время в нормативных актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - государственные служащие и органов местного самоуправления - муниципальные служащие. В.А.Козбаненко заключает, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

И государственная, и муниципальная служба, по мнению исследователя, относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Аналогичного мнения придерживаются авторы учебника «Служебное право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский, считая, что муниципальная служба – это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

ФЗ «О государственной гражданской службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо «государственной гражданской муниципальной службе» речь в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной.

Но есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих.

Цель курсовой работы: рассмотрение правового статуса государственного и муниципального служащего. 
Объект:  правовой статус государственного и муниципального служащего.

Предмет:  правовой статус муниципального служащего.

Задачи:

1. Изучить и структурировать  понятие «административно-правовой статус».

2. Определить правовой статус государственного служащего.

3. Описать правовой статус муниципального служащего.

4.Охарактеризовать особенности  публично-правового статуса. 
Степенью научной разработки занимались: Зенков М.Ю. Игнатов В.Г. Кутафин О.Е. Фадеев В.И Лытов Б.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.Правовое обеспечение деятельности  государственных и муниципальных  служащих

          1.1 Сущность и роль государственных  и муниципальных служащих в  правовой системе РФ

В специальной литературе отсутствует однозначное, а, следовательно, общепринятое определение государственной службы. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что «…в самом широком теоретическом понимании государственная служба – это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета … и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казенных) предприятий».1

          По мнению А.П. Алехина, «…государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле – это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах».

Б.М. Лазарев определяет государственную службу как «служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах». С точки зрения А.В. Оболонского, государственная служба – это «вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд».

А.Ф. Ноздрачев определяет государственную службу как установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени.

          Таким образом, во множестве определений государственной службы можно выделить следующие наиболее существенные элементы: во-первых, предназначение государственной службы связано с практическим осуществлением целей и функций государства, с государственным управлением и определяется характером государственной власти; во-вторых, государственная служба осуществляется на государственных должностях преимущественно в государственных органах, хотя служебное законодательство некоторых стран относит к государственным служащим и работников государственных учреждений и предприятий.

Наиболее четкое определение понятия «государственная служба» дает, на наш взгляд, Г.В. Атаманчук: «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах».2Г.В Атаманчуком были разработаны основные положения концепции развития государственной службы в РФ.

В предложенном им варианте концепции научно обоснованы сущностные понятия государственной службы. Наряду с государственной службой выделены еще два базовых понятия:

государственная должность - юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом государственном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий);

государственный служащий - гражданин, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе (постоянно и за оплату).

         Таким образом, государственная служба является связующим звеном, с одной стороны, между гражданином и обществом, а с другой - между политикой и законодательством. Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

         Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о государственной службе является двухуровневой. Первый из уровней - федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, указанных выше Федеральных законах, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень - законодательство субъектов Федерации: их конституции, законы, уставы.3

Существуют различные классификации видов государственной службы. Каждый вид государственной службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

В специальной литературе признано подразделение государственной службы, в зависимости от характера деятельности государственных органов, на гражданскую и милитаризованную. Однако статьей 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» четко выделены следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.4

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. При этом именно эти виды службы попадают под понятие милитаризованная служба. По мнению Д. Н. Бахраха, для милитаризованной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка, наличие специальных особых дисциплинарных уставов, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий и т.д.

Здесь следует заметить, что в рамках данной дипломной работы под государственной службой подразумевается только один ее вид - гражданская служба.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений. Первая - это организация государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий (см. приложение 1).

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

В федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» определены основные признаки государственной должности: её образование в государственном органе, установленный круг обязанностей к исполнению полномочий этого органа, денежное содержание и ответственность за исполнение своих обязанностей. 5При этом выделяется два вида должностей – государственные должности Российской Федерации, которые носят политический характер, и государственные должности государственной службы, которые носят административный характер. Они различаются, по органам, устанавливающим данные должности, характеру деятельности, способу вступления и срокам пребывания в должности, правовому и социальному положению, требованиям к профессиональным качествам и т.д.

Информация о работе Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих