Правовые основы государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

Оглавление

1.Пенсии: общая характеристика 3
1.1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению 4
1.2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона 5
1.3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом 6
1.4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению 8
1.5. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 8
1.6. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению 9
2. Законодательство РФ о защите прав потребителей. 10
2.1Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 10
2.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 12
2.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 13
2.4. Государственная защита прав потребителей 16
2.5. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) 19
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

     Наиболее  известным и часто применяемым  международным договором в сфере  потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года.

     Право потребителей на просвещение в области  защиты прав потребителей

     «Руководящие  принципы для защиты интересов потребителей» [2], принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в  законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права  нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

     Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское  образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей  этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский  выбор.

     В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право  потребителя на просвещение.

     Для реализации права потребителей на просвещение  требуется целая система государственных  мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных  уровнях государственной системы  образования учащиеся должны будут  получать знания, умения и навыки, необходимые  для реализации их прав как потребителей. Это предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных  уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных  органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

     На  сегодняшний день можно говорить о том, что система информирования и просвещения потребителей через  средства массовой информации сложилась  и успешно развивается. Практически  все наиболее популярные средства массовой информации имеют постоянно действующие  потребительские рубрики (например, приложение к газете «Известия» - «Известия  – Экспертиза», рубрика к газете «Аргументы и факты», приложение к  газете «Комсомольская правда», клуб потребителей «Привереда» в газете «Куранты», телевизионная программа «Экспертиза РТР» и другие). С 1992 года в России издаётся специальный потребительский журнал «Спрос», который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, комментирует судебную практику применения потребительского законодательства, публикует антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. Всё острее встает вопрос о формировании систем школьного и вузовского потребительского образования, а также подготовки кадров для этой системы.

     Знания  законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и  услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям.

     2.4. Государственная защита прав потребителей

     Полномочия  Федерального антимонопольного органа

     С принятием Закона «О защите прав потребителей»  в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный  контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов закрепляются в названном Законе.

     Федеральный антимонопольный орган – это  центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке  новых экономических структур, ограничению  монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

     В настоящее время таковым является Государственный антимонопольный  комитет Российской Федерации (ГАК  РФ). В своей деятельности ГАК  РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ.

     Основными задачами ГАК РФ являются:

     содействие  формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

     предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

     государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

     Что может ГАК РФ?

     Конкретные  полномочия этого органа прописаны  в Законах РФ «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».

     Согласно  статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в 

     редакции  Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

     - предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения  прав потребителей, в том числе  о прекращении продажи товаров  с истекшим сроком годности, а  также о прекращении продажи  товаров (выполнении работ), на  которые должны быть установлены  сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении  продажи товаров (выполнении работ,  услуг) при отсутствии достоверной  и достаточной информации о  товаре (работе, услуге);

     - материалы о нарушении прав  потребителей в орган, выдавший  лицензию на осуществление соответствующего  вида деятельности, для решения  вопроса о приостановлении действия  данной лицензии или о её досрочном аннулировании;

     - материалы в органы прокуратуры,  другие правоохранительные органы  для решения вопросов о возбуждении  уголовных дел по признакам  преступлений, связанных с нарушением  предусмотренных законом прав  потребителей.

     Государственный антимонопольный комитет (его территориальные  органы) в случаях обнаружения  нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределённого круга потребителей или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от или за несвоевременное их исполнение.

     Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ)

     Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои территориальные  управления. Их полномочия не могут  превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146) . Согласно этому Положению территориальные управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ.

     В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным  управлением своих функций.

     Территориальное управление вправе :

     направлять  в ГАК РФ предложения по совершенствованию  соответствующего законодательства, практики его применения;

     направлять  обязательные для исполнения предписания  об отмене или изменении принятых неправомерных актов, о прекращении  нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или  изменении заключённых соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

     вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов  государственной поддержки;

     осуществлять  полномочия, предусмотренные Законом  РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках»;

     направлять  нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о  прекращении этих нарушений и  т.п.;

     принимать решения о наложении штрафов  за названные нарушения, административных взысканий;

     устанавливать наличие доминирующего положения  хозяйствующих субъектов на соответствующих  товарных рынках;

     принимать решения о полном или частичном  приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в представленный территориальным управлением срок;

     обращаться  в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при  рассмотрении в суде или арбитражном  суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;

     направлять  в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения  вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе [16].

     Совместным  письмом ГАК РФ и Генеральной  прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено  в обязанность в недельный  срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства. Приказом ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено «Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» [16].

     2.5.  Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

     Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование  и межотраслевую координацию  работ по стандартизации, метрологии и сертификации в настоящее время  является Государственный комитет  РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (Госстандарт РФ).

     Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 42, пункт 3) возлагает на федеральный  орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Таким образом, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей.

     В соответствии с «Положением о  государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических  связей и торговли РФ» [13], утверждённым Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция  по торговле, качеству товаров и  защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и  торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) – государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущении поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

     Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на неё задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

     Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиями договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.

     Госторгинспекция состоит из департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

     Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:

Информация о работе Правовые основы государственного и муниципального управления