Правовые основы государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

Оглавление

1.Пенсии: общая характеристика 3
1.1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению 4
1.2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона 5
1.3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом 6
1.4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению 8
1.5. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 8
1.6. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению 9
2. Законодательство РФ о защите прав потребителей. 10
2.1Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 10
2.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 12
2.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 13
2.4. Государственная защита прав потребителей 16
2.5. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) 19
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

     Социальная  пенсия назначается гражданам, указанным  в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

     2. В случае смерти граждан, указанных  в подпунктах 2 и 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, члены их семей имеют право  на пенсию по случаю потери  кормильца.

     1.6. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению

     Финансирование  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению производится за счет средств  федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Законодательство РФ о защите прав потребителей.

     Правовое  регулирование отношений в области  защиты прав потребителей

     2.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей

     Потребности населения в различных товарах  и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и  услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные  правовые отношения: покупая товар  в магазине - заключаем договор  купли-продажи, заходя в лифт - пользуемся коммунальными услугами, отправляясь  в путешествие - заключаем договор  перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия  торговли, производители, исполнители  работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для  себя условия приобретения товаров  и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров  оказывается низкого качества, а  иногда товары даже опасны для жизни  людей.

     Именно  поэтому каждому потребителю  необходима государственная поддержка.

     Защита  прав потребителей как самостоятельная  отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно –  в начале 90-х годов. До этого регулирование  отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для

     законодательства. Поэтому в нормативных актах  традиционно отсутствовала система  специальных гарантий прав граждан  при заключении договоров, направленных на обслуживание потребностей. Ещё  одной особенностью правового регулирования  в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений  с участием граждан-потребителей. Ведомственные  акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а  в некоторых случаях и прямо  противоречащие законодательству.

     Действующее законодательство не вполне соответствовало  и нормам международного права, в  частности единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципам  для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 30/248). Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему, отсутствовала система государственной защиты потребителей.

     Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий  договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской  деятельности, отсутствия культуры потребления  проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

     Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который  так и не вступил в силу в  связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных  в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие  в нём механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и  прямо запрещал создание ведомственных  документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним  из первых нормативных актов, закрепивших  право граждан на компенсацию  за причинённый моральный вред. В  то же время некоторые положения  этого закона, например, право граждан  на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

     Закон РФ «О защите прав потребителей» [4] вступил  в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий защиты прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей, Закон предусмотрел и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

     Основным  органом, контролирующим соблюдение законодательства, является Государственный антимонопольный  комитет (ГАК РФ). Территориальные  органы ГАК РФ действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение даёт им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью.

     В более сложной ситуации находятся  органы по защите прав потребителей, создаваемые  при местных администрациях. Они  действуют практически в каждом населённом пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров  и услуг.

     Существенной  гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких  прав за общественными объединениями  потребителей, позволяющих им участвовать  в формировании потребительской  политики.

     Образование СНГ и принятие входящими в  него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного законодательства по защите прав потребителей.

     16 января 1996 года была опубликована  новая редакция Закона РФ «О  защите прав потребителей». Многие  нормы закона претерпели существенные  изменения. Кроме того, в конце  1995 – начале 1996 года были приняты  нормативные акты, имеющие существенное  значение для потребителей и  нуждающиеся в дополнительном  разъяснении.

     2.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»

     Закон «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года) регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже  товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

     Основные  понятия, используемые в Законе:

     Потребитель – гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных (бытовых) нужд, не связанных  с извлечением прибыли;

     Изготовитель  – организация, независимо от её формы  собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

     Исполнитель – организация, независимо от её формы  собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

     Продавец  – организация, независимо от её формы  собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли –  продажи;

     Стандарт  – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы  и правила и другие документы, которые в соответствии с законом  устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

     Недостаток  товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым  требованиям к качеству товара (работы, услуги);

     Существенный  недостаток товара (работы, услуги) –  недостаток, который делает невозможным  или недопустимым использование  товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо который вновь проявился  после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель  в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

     Безопасность  товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его  использования, хранения, транспортировки  и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

     2.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

     Потребительское законодательство не исчерпывается  одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и  постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

     Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает  Конституция Российской Федерации [1] , которая закрепляет право граждан  на отдых, охрану здоровья, жилище, образование  и т. д., а также устанавливает  гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений  потребителей защищают нормы административного  и уголовного законодательства. В  Уголовном кодексе Российской Федерации [6] недавно появилась статья, которая  устанавливает ответственность  за обман потребителей. Нормы, предусматривающие  ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе  об административных правонарушениях [7].

     Основное  регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса  Российской Федерации (ГК РФ) [3]. Действующий  ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 года и устанавливает  правовые основы участия граждан  и организаций в гражданском  обороте, права и обязанности  различных субъектов гражданских  правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско–правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

     Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности»  и другие нормативные акты.

     Там, где действуют несколько нормативных  актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон  имеет преимущество перед общим. ГК РФ - общий закон и должен применяться  лишь в той части, в которой  не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем  Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая  важность установления особенностей правового  регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что  в дополнение к правам, предоставленным  ГК РФ, гражданин – потребитель  пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

     Основное  требование к другим нормативным  актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти  документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют  приоритет перед внутренним законодательством  государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Информация о работе Правовые основы государственного и муниципального управления