Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в повышении эффективности использования ресурсов муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан.
Данная цель реализуется по средствам решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов муниципального образования;
Изучить социально-экономическую характеристику муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
Исследовать проблемы ненадлежащего использования ресурсов муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
Предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

             Экономические ресурсы: Численность населения Уфимского района на 01.01.2011 год составляет – 61500 чел. Общий прирост населения за последние 5 лет составил 3933 человека (6,8%). Из них среднесписочная численность работников на предприятиях и в организациях 18480 чел. Трудовые ресурсы района составляют 27332 человека, или 46% от численности населения района. Численность занятого населения в экономике района – 23529 человек, в отраслях материального производства – 17440 человек. Основу материального производства района составляет сельское хозяйство.10 Среднемесячная заработная плата в январе-июне 2011 года составила 21006 тыс.рублей, что на 18,7% выше в сравнении с соответствующем периодом 2010 года. Численность безработных по состоянию на 1 июля 2011 года составила 471 человек, уровень безработицы – 1,43%, по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 0,01% .

Финансовые ресурсы - Инвестиционная активность района сохранилась на достаточно высоком уровне. По полному кругу предприятий и организаций всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы района,  за 6 месяцев 2011г. освоено 4 494,1 млн. рублей инвестиций в основной капитал, на душу населения 66,7 тыс. рублей.  При этом в районе остается высоким темп роста жилищного строительства: за январь - июнь 2011 года введено 51,8 тыс. кв. м. жилья, или 115,7% к соответствующему периоду 2010 года.

Консолидированный бюджет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2011 год был утвержден по доходам в сумме 707,6 млн. рублей и расходам в сумме 725,0 млн. рублей с дефицитом бюджета около 18 млн. рублей. На 1 июля 2011 года он исполнен по доходам в объеме 434,9 млн. рублей, и превысил на 16,4% уровень соответствующего периода 2010 года. Доля налоговых(31,1%) и неналоговых доходов (12,7%) составила 43,8%. 

В структуре утвержденного бюджета финансирование полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составляет около 418 млн. рублей. Однако на эти цели по предварительным оценкам с учетом минимальных государственных социальных стандартов необходима сумма как минимум в 2 раза большая. 

В то же время, за 2010 год с территории Уфимского района в консолидированный бюджет Российской Федерации, поступило налоговых и неналоговых доходов 6,5 млрд. рублей. Из них в федеральный бюджет 288 ,5 млн. рублей или 4,4 %, в республиканский бюджет – 5,8 млрд. рублей (89,3%), в бюджет района  410, 4 млн. рублей (6,3%). Сложившаяся ситуация требует, по нашему мнению, пересмотра принципов перераспределения доходов в уровни бюджетов.

Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан имеет хорошее территориальное расположение, что положительно влияет на инвестиционные условия. Район близко расположен к столице Республики г. Уфа, занимает благоприятное узловое положение транспортной сети, так как через его территорию проходит электрифицированная Сибирская железнодорожная магистраль, на которой, в свою очередь, расположены наиболее крупные населенные пункты. Так администрацией Уфимского района планируется реализовать такие инвестиционные проекты как:

ООО «Ласселсбергер» - завод по производству керамической плитки. Объем инвестиций 3 млрд. руб.; планируемы объем производства 20 млн. кв.м плитки в год. В 2008 г. запущена первая линия по производству плитки, ведутся строительно-монтажные работы на второй линии по производству плитки.  Количество рабочих мест 300 чел. Срок реализации проекта 2006-2010 г.г, срок окупаемости – 6 лет.

Уфимский трансформаторный завод – объем инвестиций 4,5 млрд. руб., в т.ч. на строительство инфраструктуры планируется инвестировать 140 млн. руб. Объем производства 15 тыс. распределительных трансформаторов в год, 360 шт. силовых трансформаторов. В настоящее время ведутся пуско-наладочные работы и сбор разрешительных документов на ввод объекта в эксплуатацию. Количество рабочих мест 2000 чел.  Срок реализации проекта 2006-2009 г.г, срок окупаемости – 5-7 лет.

Комбинат по производству железобетонных изделий и газосиликатных блоков. Объем инвестиций 2 млрд. 270 тыс.руб., в т.ч. На строительство инфраструктуры планируется инвестировать 310 млн.руб. планируемый объем производства 200 тыс. кубометров железобетонных изделий, 230 тыс. кубометров в год газосиликатных блоков. Количество рабочих мест 190 чел. В настоящее время: в цехе железобетонных изделий ведутся пуско-наладочные работы, документы на эксплуатацию газосиликатного цеха находятся на госэкспертизе. Срок реализации проекта 2009-2010г.г 

В успешной реализации этих проектов заинтересованы все регионы, так как они решают целый ряд стратегических задач, в том числе - создание условий для роста межрегионального товарообмена и экспортных поставок, оживление экономики прилегающих территорий и другие.

Также постоянно ведутся мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности  района11

Энергетические ресурсы: По территории района проходят нефтепроводы и магистральные газопроводы основных нефтепромыслов Республики, имеющие свои охранные зоны от 150 до 500 метров в каждую сторону. Газификация - Из 89 населенных пунктов не газифицировано 12, из 25 тыс. жилых домов подлежат газификации более 4 тыс. 

Тепловую энергию для отопления жилищного фонда и объектов соцкультбыта поставляет 51 котельная, из которых 36 –миникотельные. Теплоноситель подается по теплотрассам общей протяженностью 60 км  в двухтрубном исчислении. Процент износа теплосети составляет  60 %. Из 15 центральных котельных в 11-ти установлены морально и физически устаревшие котлы и энергоемкое оборудование с низким КПД (котлы НР-18).12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Механизмы оптимизации использования ресурсов муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

3.1 Проблемы  эффективного использования ресурсов  муниципального района Уфимский  район Республики Башкортостан

В целом говоря о районе, стоит заметить, что он находится в развитии, играет важную роль в обеспечении жителей столицы продуктами питания, в республике занимает ведущие позиции по многим экономическим показателям, за 2009-2011 года отмечается увеличение реальных доходов населения, снижается напряженность на рынке труда. Однако как заверяет глава администрации муниципального района Уфимский район Саттаров Р.Ф., стоит пересмотреть принципы перераспределения доходов в уровни бюджетов. Так как потенциал налога на прибыль организаций и предприятий, находящихся на уровне местных бюджетов, никак не задействован. Это ведет к полному отсутствию мотивации органов местного самоуправления к стимулированию экономической активности предприятий. Такое перераспределение даст району возможность выйти из состояния глубокой дотации. Требуется увеличение финансирования в отрасли ремонта, реконструкции, а так же строительства новых инженерно коммуникационных сетей, это решит проблему обеспечения населения водой, так как в последнее время эта ситуация довольна критическая, из 89 населенных пунктов всего 49 обеспечено центральным водоснабжением. Все это связано с тем, что водопроводы были построены еще в советское время без соблюдения всех правил и норм. Темпы строительства жилых домов, опережают обновление и реконструкцию водо-сетей. Значительную нагрузку на водные объекты оказывают природопользователи в лице: МУП ПУЖКХ муниципального района Уфимский район, ГУСП совхоз "Алексеевский", ООО ДЦ Алые паруса, ГУП санаторий "Юматово", ОАО "Башспирт" УСВК (спиртзавод), ОАО Международный аэропорт "Уфа", ОАО «Птицефабрика «Башкирская», ОАО «Птицефабрика «Уфимская». Так сброс в водные объекты по 9 выпускам составил 1,554 млн. м3, в накопители по 2 выпускам – 0,294 млн. м3, на рельеф местности по 6 выпускам – 0,088 млн. м3, на земледельческие поля орошения по 2 выпускам – 0,415 млн. м3, на поля фильтрации по 2 выпускам – 0,153 млн. м3. Сбросы в водные объекты содержат большое количество загрязняющих веществ. Связано это с неэффективной работой очистных сооружений, которые в населенных пунктах вообще отсутствуют. Из основных причин неэффективной работы очистных сооружений следует назвать:

  • Сброс к канализации неутилизированных отходов;
  • Устаревшие технологии, изношенность производственных фондов;
  • Перегрузка очистных сооружений из-за отсутствия локальных очистных сооружений;
  • Эксплуатация очистных сооружений с отступлением от схем проекта.

 

В муниципальном районе Уфимский район Республика Башкортостан зарегистрировано 45 предприятий и организаций, которые оказывают негативное влияние не только на водоснабжение, почву земли, но и на атмосферный воздух района. Размер источников загрязнения атмосферного воздуха составляет 1218, 552 тонн. Эта проблема связана с отсутствием контроля, который бы регулировал состояние атмосферного воздуха. Устаревшие технологии и быстрый рост числа предприятий не следят за выбросом в атмосферу загрязняющих веществ. Если не принимать никаких действий по разрешению этой проблемы, то это повлечет за собой снижение качества здоровья населения, негативно отразится и на количестве трудовых ресурсов, на производстве, где задействован человеческий ресурс, на демографической ситуации муниципального района в целом.

Что касается непосредственно природного ресурса в виде «земли» и проблем связанных с ней, то нужно отметить, что в Уфимском районе отсутствует система мониторинга состояния почв, что не позволяет объективно оценить их общее состояние. Тем не менее, почва в районе населенных пунктов загрязнена. Особенно страдают почвы около автомобильных магистралей, промплощадок предприятий, на землях, отведенных для нефтяной промышленности. Крупными источниками загрязнения почв являются накопители отходов, в том числе несанкционированные свалки.

Нефтепроводы и магистральные газопроводы, создают препятствие для перспективы расширения населенных пунктов. Так же эти нефтепромыслы Республики, за использование земли не вносят плату в бюджет района, создавая при этом существенные препятствия для его развития. Эти факты позволяют сделать вывод о том, что земля зачастую не рационально используется, где то она пустует, где то загрязняется либо от свалок, либо от промышленных и автомобильных выбросов. Земля как природный ресурс, это существенный фактор в жизнедеятельности человека, да и человечества в целом. Любая человеческая деятельность, будь то коммерческая, производственная или сельскохозяйственная, она неразрывно связана с землей.

Землю можно рассматривать как природный ресурс, который характеризуется пространством, почвой, водами, но и как полезность, которая влечет за собой доход, благодаря рациональному использованию каждого земельного участка. Так и в нашем случае, будем рассматривать земельное богатство Уфимского района, как ценность, которая может повысить благосостояние района, путем правильного использования. Опираясь на вышесказанное, видно, что не вся земля используется именно во благо населения. Это влечет за собой потерю трудовых ресурсов, которые могли бы быть привлечены к работе на производстве, за счет увеличения населенных пунктов. Земельные участки, где располагаются несанкционированные свалки, так же можно использовать под засев необходимым зерном, или построить площадку-сквер, для проведения свободного времени родителей со своими детьми, что скажется на улучшении здоровья и очистке воздуха. Земля не должна простаивать, ее стоит использовать по назначения и во благо всего района, и входящих в него населенных пунктов. О конкретных предложениях речь пойдет в подпараграфе третьей главы.

Проблема загрязнения и простаивания земельных участков, кроется в увеличении в весенне-летний период числа жителей района, в количестве примерно на 100 тыс. человек, это увеличивает количество выбрасываемого мусора в непредназначенных на то местах. Эту проблему не решает поступление в бюджет средств, в виде земельного налога с дачных участков в размере около 1 млн. рублей в год. Стоит предположить, что получаемые средства с жителей дачных участков не направлены  на мероприятия по утилизации мусора и в строительстве специализированных мест для свалки. При всем при этом, Министерством природопользования и экологии по РБ на конкурсной основе было выдано около 30 лицензий, которые дают право пользоваться участками недр в целях добычи полезных ископаемых. Средства, которые выручены на аукционе в бюджет района не поступают. Контролирует этот процесс Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Таким образом, выходит, что лицензии выдает один орган, контролирует другой, а интересы муниципального района Уфимский район при всем при этом никаким образом не учитывается. Этой ситуацией с легкостью могут воспользоваться, а возможно уже воспользовались недобросовестные природопользователи, так как в районе недостаточно точно сформирована система учета ресурсов и развития муниципальной статистике. Очень сложно протекает процесс отслеживания использования земель, которые принадлежат частным лицам, это создает огромнейшее препятствие в процессе управления земельными ресурсами в рамках программ, принятых муниципальным районом, а так же негативно воздействует на прогнозирование поступлений в районный бюджет от налоговой ставки (НДФЛ).

Стоит отметить, что важной проблемой района является снижение сельскохозяйственного производства. В нем занято 41,3 % трудоспособного населения, к причинам данной проблемы следует отнести следующее: сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, сокращение поголовья скота, дефицит трудовых ресурсов, особенно специалистов, снижения плодородия почв из-за недостаточности внесения удобрений и нарушения в ряде случаев агрокультурных мероприятий. Дефицит трудовых ресурсов связан с оттоком квалифицированных и перcпективных специалистов в близко расположенный к району г. Уфа. Объем капиталовложений cельcкохозяйственными предприятиями сократился за три предыдущих года почти в два раза.

В социальной сфере Уфимского района существует масса проблем, связанные с устаревшими, разрушающимися зданиями общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, а так же больниц и поликлиник района. Школы были построены в 1970-1980 годы и на сегодняшний момент они не соответствуют современным требованиям, в 12 общеобразовательных и 5 дошкольных учреждениях требуется проведение капитального ремонта. В связи с расширением и появлением новых микрорайонов сложилась критическая ситуация с обеспечением мест в детских дошкольных учреждениях. В очереди на получение места стоят более 2,5 тыс. детей. Для решения имеющейся проблемы необходимо построение как минимум 3 детских садов.

Информация о работе Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования