Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в повышении эффективности использования ресурсов муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан.
Данная цель реализуется по средствам решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов муниципального образования;
Изучить социально-экономическую характеристику муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
Исследовать проблемы ненадлежащего использования ресурсов муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
Предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                   Введение

 

Актуальность данной темы заключается в формировании эффективной системы использования ресурсов муниципального образования, а именно в ее совершенствовании. Так как муниципальное образование направлено на повышение благосостояния населения, и поэтому должно использовать имеющиеся ресурсы в правильном направлении, разумно, с принесением в итоге положительных результатов. Каждое муниципальное образование, должно полностью владеть ситуацией своего района, поселения, села, знать, что для него важнее и нужнее, при использовании каких ресурсов можно будет поддержать, а в дальнейшем и увеличить экономическое, социальное, экологическое положение муниципального образования, без какого либо нанесения вреда благосостоянию населения.

Проблема данной темы заключается в использовании ресурсов не по назначению, откуда в свою очередь вытекает ряд других, немало важных проблем, а именно, заторможенное развитие финансовых ресурсов, снижение сельскохозяйственного производства, ухудшение экологии, потеря трудовых ресурсов, что в итоге влечет за собой деградацию муниципального образования в целом.

Объектом курсовой работы является характеристика ресурсов муниципального образования.

Предмет курсовой работы - система эффективного использования ресурсов муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан.

Цель курсовой работы заключается в повышении эффективности использования ресурсов муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан.

Данная цель реализуется по средствам решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов муниципального образования;
  2. Изучить социально-экономическую характеристику муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
  3. Исследовать проблемы ненадлежащего использования ресурсов муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
  4. Предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования.

Вопросы и проблемы муниципальных образований и местного самоуправления рассматривали многие авторы в своих публикациях, среди них можно выделить таких как  А.И.Гаврилов, Л.А.Велихов, Н.Е.Жигалова, В.Б.Зотов, В.Н. Парахина и др.

Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав содержательной части, заключения, списка литературы и трех приложений.

Во введении была обоснована актуальность темы курсовой работы, определена цель, и ряд задач, по средствам которых была достигнута цель, обозначены: проблема, объект, предмет, а так же авторы, которые изучали проблемы и вопросы в области муниципального образования.

Первая глава «Основные признаки муниципального образования», включает в себя две под главы: «Понятие и характеристика признаков муниципального образования»; «Ресурсный потенциал муниципального образования». В этой главе были даны определения понятиям «муниципальное образование», «ресурс», «ресурсный потенциал», дана характеристика признакам муниципального образования, рассмотрена классификация ресурсов, составляющие элементы ресурсного потенциала.

           Вторая глава «Анализ ресурсов муниципального образования на примере Уфимского района Республики Башкортостан», включает в себя, так же, две под главы: «Социально-экономическая характеристика Уфимского района Р.Б»; «Характеристика ресурсов Уфимского района Р.Б». В данной главе была представлена вниманию общая социально-экономическая характеристика муниципального Уфимского района Республики Башкортостан. Описана территория района, число включенных в него поселений, имеющихся предприятий, экономическое положение района, преимущества и проблемы, связанные с нехваткой трудовых ресурсов, нерациональным использованием части земельного участка, отсутствием предприятий по утилизации отбросов, заторможенным развитием социально-культурной сферы Уфимского района.

Третья глава «Механизмы оптимизации использования ресурсов муниципального Уфимского района Р.Б», посвящена разработке механизмов по оптимизированному использованию ресурсов муниципального образования на примере Уфимского района Республики Башкортостан. Предлагаются пути решения имеющихся проблем, для благоприятного, в дальнейшем, развития района, увеличения благосостояния населения, улучшения экологической ситуации района.

В заключении изложены основные выводы по всей курсовой работе.

В списке литературы представлен перечень используемых книг, документов, постановлений, программ, законов, статей, которые помогли при подготовке к написанию курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования  муниципального образования

1.1 Основные  характеристики  муниципального  образования : понятие, признаки, классификация

Для того что бы рассмотреть в совокупности первую главу, необходимо для начала дать определение муниципальному образованию, из чего оно состоит и что из себя представляет. В Федеральном законе 1995 г, вводится термин «муниципальное образование», непосредственно для характеристики самоуправляемой территории.

«Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».1

Муниципальные образования имеют следующий ряд признаков:

  • Занимаются вопросами местного значения, а так же вправе рассматривать иные вопросы, которые не исключены из их ведения и не отнесены к введению других муниципальных образований и органов государственной власти, таким образом, муниципальные образования осуществляют местное самоуправление;
  • Муниципальные образования имеют устав, который разрабатывается ими самостоятельно и подлежит государственной регистрации;
  • Реализует право на объединение в союзы и ассоциации;
  • Имеют свою территорию и границы;
  • Выборные и иные органы местного самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности;
  • За муниципальными образованиями закрепляется экономическая и финансовая самостоятельность: а именно муниципальные образования признаются собственниками имущества, которое входит в состав муниципальной собственности, а так же имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований; органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов от имени муниципальных образований;

Основываясь на уже имеющихся признаках, можно выделить ряд других характерных черт муниципального образования, которые в корне отделяют его от юридического лица и корпорации, а именно:

  1. Любое муниципальное образование не основано на членстве;
  2. Муниципальное образование является особым субъектом гражданско-правовых отношений, наряду с государством;
  3. Юридическими лицами являются органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования;
  4. Все акты, кроме устава, признаются правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления (в федеральном законодательстве отсутствует обобщенное понятие нормативно-правовой системы местного самоуправления);
  5. Надзору и контролю со стороны государства подвергаются именно деятельность и акты органов и должностных лиц местного самоуправления;
  6. Органы и должностные лица местного самоуправления ответственны перед государством, физическими и юридическими лицами;
  7. Право местного самоуправления на судебную защиту трактуется как право граждан и органов местного самоуправления, а не как право муниципального образования;
  8. В Федеральном законе говорится о доходах и расходов органов местного самоуправления, о праве органов местного самоуправления на компенсацию увеличения расходов и уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ, о праве органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами.

Рассмотрев основные признаки муниципального образования, следует сказать о том, что оно находится под значительным влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов, которые в свою очередь носят переменчивый характер. Социальная, экономическая и политическая сферы нестабильны, они достаточно динамичны и изменчивы, ощущая на себе перемены этих сфер, муниципальное образование должно быстро реагировать и адаптироваться, дабы не ухудшить качество жизни населения, состояние окружающей среды, а наоборот стараться повысить уровень жизни и благосостояние населения в совокупности.

Если муниципальное образование управляет муниципальной собственностью, обладает правом устанавливать местные налоги и сборы или учреждения муниципальных предприятий, утверждает и исполняет местный бюджет, так же имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Опираясь на этот факт можно выделить 4 соответствующих признаков:

Первый признак это экономическая самодостаточность территории, в этот признак входит наличие необходимого количества хозяйствующих субъектов, которые получают устойчивую прибыль и заинтересованы в развитии территории.

Ко второму признаку относится особое место территории в системе общественного разделения труда, которое подчеркивает ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекает сторонних инвесторов.

Третий признак – значительная доля активного населения. Активное население обладает способностью самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения, для этого им необходимо разумно использовать материальные и организационные ресурсы, направлять их в правильное русло, для получения необходимого результата.

Четвертый признак выражается в заинтересованности региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, которые действуют в режиме хозяйственного расчета и пользуются поддержкой со стороны проживающего в них населения.

Разные авторы по-разному рассматривают и трактуют признаки муниципального образования, но суть их остается та же. Каждый признак рассматривает муниципальное образование со своей стороны, и в совокупности все признаки дают полное представление о муниципальном образовании с разных точек зрения. Это и является большим плюсом, так как определение, хоть и пытается дать четкое описание, оно не может включить в себя все составляющие  компоненты муниципального образования, так как в признаках более конкретно раскрывается суть составляющих элементов определения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальным образованиям относятся:

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Входящие в состав муниципальных районов межселенные территории являются территориями, находящимися вне границ поселений.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из территориальных принципов местного самоуправления, множество объектов классификации подразделяется на группировки, располагаемые на трех ступенях классификации.

Первая ступень классификации включает группировки муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Ко второй ступени классификации относятся:

- муниципальные районы;

- городские округа;

- внутригородские территории  городов федерального значения.

К третьей ступени классификации относятся:

Информация о работе Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования