Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в повышении эффективности использования ресурсов муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан.
Данная цель реализуется по средствам решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов муниципального образования;
Изучить социально-экономическую характеристику муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
Исследовать проблемы ненадлежащего использования ресурсов муниципального Уфимского района Республики Башкортостан;
Предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования.
- городские поселения;
- сельские поселения.
В отдельных случаях на третьей ступени классификации в муниципальные районы могут включаться межселенные территории.2
1.2 Ресурсный потенциал муниципального образования
Прежде чем рассматривать ресурсы муниципального образования, рассмотрим само понятие «ресурс», что оно в себя включает и какие существуют классификации.
Ресурс – это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.3
Так как в этой главе речь пойдет о ресурсном потенциале, то будет логично дать определение понятию «ресурсный потенциал». Под данным определением понимается совокупность материальных, нематериальных и социально-трудовых возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие любого муниципального образования напрямую зависит от ресурсного потенциала, а именно от эффективного использования имеющихся ресурсов на их территории.
Классифицировать ресурсы можно следующим образом:
Традиционно ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной территории. Территориальная система, является как базой для размещения отраслевой системы, так и самостоятельной составляющей социально-экономической системы. Можно отметить, что территориям присущи ряд черт отличающих их от других уровней системы.
Во-первых, территория это комплексная система, где одинаковое влияние оказывают все факторы: территориальные, производственные (отраслевые), социальные, политические. Как следствие, это приводит к необходимости формирования комплексной стратегии развития.
Во-вторых, территория характеризуется проявлением на ней ресурсного потенциала и, следовательно, большую часть потенциала мы приписываем именно к территории.
В-третьих, именно территория является объектом закрепления населения, т.е. в какой-то мере конкурирует за привлекательность для населения. Помимо инвестиционной привлекательности появляется понятие социальной привлекательности территории. Социальная и инвестиционная привлекательность в какой-то мере взаимоувязаны, хотя в их основе могут лежать разные движущие факторы.
Согласно существующему
ныне административно-
Принадлежность ресурса к системе ресурсов муниципального хозяйства определяется фактом отношения к территории муниципального образования, а также наличием полномочий у органов местного самоуправления муниципального образования им распоряжаться. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).
Однако недостаточно обладать ресурсом, необходимо также создать условия и реализовать механизм его эффективного использования.
Эффективность использования ресурсов определяется как результат процесса фактического присвоения и использования ресурсов в определенных проектах (производственных процессах). Результат возникает как разница между потраченными и приобретенными благами, формируя накопленный чистый доход.
Потенциал развития территории (муниципального образования, региона) — емкая величина, состоящая из суммы отдельных потенциалов и формируемая как результат системного взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Ресурсным потенциалом можно считать отношение блага, получаемого от использования ресурсов находящихся в определенной точке территориально-отраслевой системы к величине данного ресурса, коэффициент отдачи ресурсов. При этом использование ресурса может происходить без его пространственного перемещения. Общим экономическим потенциалом системы можно считать сумму потенциалов ресурсов системы.
Определение ресурсного потенциала муниципального образования, как суммы отношений блага получаемого от использования ресурсов, находящихся в определенной точке территориально-отраслевой системы, к величине данного ресурса по всем точкам системы, является количественной интерпретацией сущности потенциала как экономических отношений между субъектами социально-экономической системы по поводу возможности выявления, оценки, присвоения, использования и развития ресурсов и информации.
В узком смысле это возможности эффективного функционирования системы при различных целях. Однако эти возможности проявляются и могут быть оценены только в процессе их использования. То есть потенциал состоит из ресурсных возможностей и организационных действий по использованию возможностей.
Ресурсный потенциал проявляется только в использовании, возможности получения дохода, а эффективность проявляется через наращивание потенциала.
Потенциал складывается из двух составляющих: ресурсов и информации о них. При этом информация может также быть различного свойства:
— о наличии ресурсов;
— о возможности их использования;
— о стоимости и эффективности их использования;
— о способе их использования;
— а также иная информация, задающая условия экономической деятельности.
Именно информация задает технологическую процессную составляющую потенциала и формирует его инновационность.
Проблема неопределенности ресурсов методологически неразрешима при любой степени контроля, поэтому речь может идти лишь об установлении предельной достоверности определенности.
При этом речь идет о двух составляющих:
— определенности имеющейся информации о ресурсах;
— определенности реальных значений ресурсов.
Определенность информации является объектом исследования в различных методологиях оценки ресурсного потенциала, а определенность реальных значений ресурсов является скорее мерой оценки системы знаний о природе и экономике. В какой то - мере и та и другая определенность является субъективным фактором.4
Проблема неопределенности ресурсов, в том числе инвестиционных является одной из основных проблем развития социально-экономической системы. Причины этой неопределенности имеют следующую природу:
— физическая (материальная) неопределенность связана с вероятностным прогнозом оценки запаса и размещения природных ресурсов, а также неточностью методов учета других ресурсов (например, кадровых). Данная неточность может значительно повлиять на эффективность управления ресурсами.
— финансовая (стоимостная) неопределенность связана с изменением ситуации на рынке ресурсов (спросом и ценой), изменением производственных затрат на добычу и подготовку ресурсов. Спрос на природные ресурсы имеет сравнительно длинный цикл изменения. Более подвижна ситуация на рынке производственных ресурсов, где любые социальные и политические изменения приводят к изменению спроса.
— технологическая (инновационная) неопределенность связана с ситуацией изменения потребностей в ресурсах, вызванного научно-техническим прогрессом в промышленности, который неизбежно приводит к структурным и объемным изменениям потребления ресурсов.5
Ресурсы и информацию можно подразделить на внутренние и внешние по отношению к социально-экономической системе. В случае внешних ресурсов их можно разделить на прикрепленные к муниципальному образованию (например, финансовые ресурсы в виде трансфертов, инфраструктурные ресурсы в виде транспортных и энергетических систем, и др.), а так же поисковые ресурсы (например, финансовые ресурсы в виде инвестиций, инфраструктурные ресурсы в виде сетей материальных и финансовых потоков).
Задача управления внешними ресурсами состоит в их поиске, определении и прикреплении к социально-экономической системе.
Внутренние ресурсы, принадлежащие муниципальному образованию, имеют другую проблему в управлении. По характеру использования во времени их можно разделить на детерминированные и переменные ресурсы.
Потенциал развития формируется тремя факторами-признаками:
● системой мер государственного регулирования муниципального развития;
● политикой и стратегией развития муниципального образования;
● совокупностью ресурсного потенциала и процессов его использования.
Таким образом, ресурсный потенциал муниципального образования выступает основополагающим фактором, который обеспечивает возможности развития муниципального образования.6
Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан – муниципальное образование (далее – муниципальный район), в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:
Территория Уфимского района расположен в центральной части Республики Башкортостан, у слияния рек Уфы, Уршака, Демы и Белой. Районный центр расположен в городском округе г. Уфа. На севере он граничит с Благовещенским, на востоке – с Иглинским, на юге – с Кармаскалинским, на западе, юго-западе – с Чишминским, на северо-западе – с Кушнаренковским районами. Протяженность района с севера на юг и с запада на восток составляет 62 - 65 км. Общая площадь земель в административных границах муниципального района Уфимский район составляет около 161 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий более 108 тыс. га, из них пашни – 70 тыс. га, водных объектов – более 13 тыс. га (с учетом охранной зоны), площадь лесов – 30 тыс. га. Площадь занятая населенными пунктами, порядка 10 тыс. га.
Муниципальный район Уфимский район занимает узловое положение в транспортной сети республики. Его территорию пересекает электрифицированная Сибирская железнодорожная магистраль, на которой расположен ряд крупных населенных пунктов: железнодорожная станция «Юматово», деревни Юматово, Кириллово, село Жуково. По рекам Белой и Уфе осуществляется судоходство. Проходят автомобильные дороги: Самара - Уфа - Челябинск, Уфа - Оренбург, Уфа - Янаул, Уфа - Казань.
По территории района проходят нефтепроводы и магистральные газопроводы основных нефтепромыслов Республики, имеющие свои охранные зоны от 150 до 500 метров в каждую сторону. Все эти ограничения создают препятствия для перспективы расширения населенных пунктов. Наиболее остро стоит этот вопрос в Авдонском, Зубовском и Михайловском сельсоветах. В настоящее время собственники данных транспортных магистралей и коммуникаций за ограничения в обороте земель находящихся в границе охранных зон не вносят плату в бюджет района. При этом создают существенные препятствия для его развития.
Информация о работе Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования