Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы гражданства РФ;
- изучить основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;
- изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.
- рассмотреть полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Общие положения о гражданстве Российской Федерации…………..6
§ 1. Понятие гражданства РФ…………………………………………………..6
§ 2. Принципы гражданства РФ………………………………………………..9
ГлаваII.Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.13
§ 1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………..13
§ 2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ……………………22
Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ…..26
Заключение…………………………………………………….…………………33
Библиографический список………..…………………………….……………...35

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (Автосохраненный).doc

— 142.50 Кб (Скачать)

   Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической Родиной.

   Третьим основанием приобретения гражданства  является восстановление в гражданстве. Оно, согласно статье 15 закона о гражданстве, касается лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

   Восстановление  в гражданстве является одним  из оснований его приобретения.

   Для восстановления в гражданстве требуется:

- достижение совершеннолетия (18 лет);

- дееспособность;

- непрерывное проживание на территории России со дня получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о восстановлении в гражданстве в течение трех лет;

- обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

- отказ от иностранного гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства невозможен в силу независящих от лица причин или не требуется по условиям международного договора Российской Федерации);

- владение русским языком, достаточное для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

   Закон о гражданстве 2003 года предусматривает  ряд оснований отклонения заявлений  о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

   а) выступают за насильственное изменение  основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации, то есть экстремисты и террористы;

   согласно  Федеральному закону РФ «О противодействии  экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года1. Экстремистской деятельностью признается:

   деятельность  общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств  массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

   – насильственное изменение основ Конституционного стоя и нарушение целостности РФ;

   – подрыв безопасности РФ;

   – создание независимых вооруженных  формирований;

   – осуществление террористической деятельности;

   – возбуждение расовой, национальной и социальной розни, связанной с насилием и призывами к насилию;

   – унижение национального достоинства;

   – осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов  вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или  религиозной ненависти либо вражды, равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

   – пропаганда исключительности, превосходства  либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной  или языковой принадлежности;

   – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики  либо атрибутики или символики, сходных  с нацистской атрибутикой или  символикой до степени смешения;

   – публичные призывы к осуществлению  указанной деятельности или совершению указанных действий;

   – финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению  или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной  деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонных, факсимильных и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

   б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями  о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

   административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных выше лиц через государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законами РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из России1.

   Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  применяется к иностранным гражданам  по решению судьи, а за совершение правонарушений при въезде в РФ –  соответствующими должностными лицами.

   в) использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные сведения;

   г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в  правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации;

   д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

   е) преследуются в уголовном порядке  компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

   ж) осуждены и отбывают наказание в  виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

   Таким образом, законодателем учтены многолетняя  практика, интересы государства и  общества. Предыдущим законом основания  для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве 1997 года.

   Одним из традиционных способов приобретения гражданства является оптация, то есть выбор гражданства при изменении  Государственной границы государства. Оптация может быть как основанием приобретения, так и утраты гражданства. Если какая-либо часть государства согласно международному договору переходит к другому государству, или наоборот, присоединяется к нему, всем гражданам, населяющим соответствующую территорию, будет предоставлено право решить вопрос, остаются ли они гражданами данного государства или нет. Решение вопроса о приобретении или утрате гражданства в том числе решается не в отношении каждого индивидуально, а сразу в отношении всех проживающих на данной территории.

   Подобные  случаи имели место в нашей  истории. Учитывая, что Российская Федерация  имеет открытый характер, теоретически можно предположить, что какое-либо государство пожелает войти в  состав РФ. Подобный процесс урегулирован Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года1.

   Согласно  международному правовому договору будет решаться вопрос о гражданстве лиц, которые пожелают сохранить прежнее или получить новое гражданство.

   Необходимо  отметить, что с оптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет место при самоопределении  нации. Право на самоопределение  предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным государственным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих уровнях в одно государство.

   Разумеется, и оптация может быть связана  с принципом самоопределения  нации, в частности, при территориальных изменениях. В этом случае она дает возможность лицам, принадлежащим к разным нациям, населяющим территорию, переходящую от одного государства к другому, путем индивидуального выбора гражданства одного из государств сохранить или упрочить связь с соответствующей нацией, но право оптации всегда предоставляется в конечном счете непосредственно заинтересованным лицам. При самоопределении какой-либо нации выбор гражданства носит произвольный характер, зависит от решения одного вопроса о будущем национальном государстве и осуществляется не в индивидуальном порядке, а всей нацией. 
 
 

   § 2. Основания прекращения гражданства.

   Право на изменение гражданства является неотъемлемым личным правом каждого  гражданина России.

   Гражданин не может быть лишен права изменить свое гражданство1. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года предусматривает в ст. 8, что каждое государство-участник разрешает отказ от гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

   Закон предусматривает, что прекращение  российского гражданства возможно:

  1. вследствие выхода из гражданства РФ с учетом волеизъявления по инициативе самого гражданина;
  2. по иным основаниям, предусмотренным действующим Законом о гражданстве (например, усыновление или удочерение ребенка иностранными гражданами);
  3. на основании международного договора (оптация).

   Выход из гражданства – это добровольная акция, то есть осознанное действие правоспособного  и дееспособного лица. Выход из гражданства не прекращает юридическую связь конкретного лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность.

   Лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

   Выход из гражданства Российской Федерацией предусмотрен статьей 19 закона о гражданстве.

   Настоящая статья предусматривает процедуру  общего и упрощенного порядка  выхода из гражданства. В том и  в другом случае основанием решения  вопроса о выходе из гражданства является волеизъявление, то есть личная инициатива самого гражданина.

   Естественно, суверенное государство вправе предусмотреть  исключение из общего правила, то есть ситуацию, когда выход из гражданства  не допускается.

   В общем порядке решаются дела о выходе из гражданства лиц, проживающих в России.

   При выходе из гражданства РФ лиц, проживающих  в России, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя  иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности об уплате налогов.

   Дела  о выходе из гражданства РФ россиянина, проживающего за границей, решаются в упрощенном порядке. Такие лица вместе с заявлением предоставляют:

   – документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства  на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в  паспорте заявителя);

   – документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

   – документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя  иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

   – документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

   Исключение  составляют случаи, когда действующий  закон не разрешает выход из гражданства. Это касается лиц:

Информация о работе Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ