Органы судейского сообщества РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .5
1.1.Судейское сообщество как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .5
1.2. Основные задачи органов судейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .10
Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия . . . . . . . . . . 15
2.1. Всероссийский съезд судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2. Совет судей Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.3. Конференции судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .22
2.4. Советы судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.5. Высшая квалификационная коллегия судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .

5

1.1.Судейское сообщество  как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .

5

1.2. Основные задачи  органов судейского  сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .

10

Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

15

2.1. Всероссийский съезд судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

2.2. Совет судей Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

2.3. Конференции судей  в субъектах Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . .

22

2.4. Советы судей в  субъектах Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

2.5. Высшая квалификационная  коллегия судей в субъектах  Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

25

2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

33

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

40

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

42


 

 

Введение.

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

Объемы судебной деятельности за последние годы имеют тенденцию  к постепенному увеличению, поэтому  можно говорить о том, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано в среднем около семнадцати миллионов граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).

Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.

Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.

Органы судейского сообщества по своей юридической  природе должны служить прежде всего интересам правосудия, призваны аккумулировать имеющийся опыт при отправлении правосудия для выработки и принятия законных и обоснованных решений.

Таким образом, судебная власть как одна из ветвей единой государственной  власти представляет собой систему  отношений по реализации судами возложенных на них функций государства, важнейшей из которых является правосудие, т.е. осуществляемая судами деятельность по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им процессуального порядка.

Целью данной курсовой работы является определение основных направлений деятельности органов судейского сообщества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • дать определение понятию «судейское сообщество», перечислить органы судейского сообщества и их задачи,
  • охарактеризовать законодательство об органах судейского сообщества в Российской Федерации, а также рассмотреть принципы организации деятельности органов судейского сообщества.

Объектом исследования является судебная власть и её органы.

Предметом исследования является судейское сообщество в РФ.

Методологическую основу исследования составляют описательный, формально – юридический, логический, сравнительно – правовой и системный методы.

Теоретическую основу исследования составляют труды известных отечественных  ученых, прямо или косвенно относящиеся  к изучаемой теме и создающие  необходимые методологические предпосылки для дальнейшего ее исследования. Это работы: Б.Г. Яшманова, С.В. Подкопаева, И.И. Клеандрова, С.П. Ефимичева, В.И. Анишиной, Г.Т. Ермошина, М.А. Краснова, Е.Б. Абросимовой, Д.А. Липицкого и других.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации1, Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГК РФ)2, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ)3, Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации4, Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации5.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ.

      1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей.

 Единого закона, регламентирующего  порядок образования и деятельности  органов судейского сообщества  в Российской Федерации пока нет.

 Статья 29 Федерального  конституционного закона «О судебной  системе Российской Федерации», вместе с тем, предусматривает,  что для выражения интересов  судей как носителей судебной  власти, в установленном федеральным  законом порядке формируются органы судейского сообщества и определяется их компетенция.

 В настоящее время  компетенция и порядок образования  органов судейского сообщества  определяются в общей форме  Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»6, Положением о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года, Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденного II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года.

 Впервые законодательно  закреплены и реально созданы  в России органы судейского  сообщества. Перечень органов судейского  сообщества сформулирован. 

 Органы судейского  сообщества в основном перечислены  в статье 17 Закона о статусе  судей РФ.

 Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.

Органы судейского сообщества:

  • обсуждают вопросы судебной практики совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

 По обсуждаемым  вопросам органы судейского сообщества  принимают решения, а также  обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

 Органы судейского  сообщества проводят свою работу  при неукоснительном соблюдении  принципа независимости судей  и невмешательства в судебную  деятельность.

 Порядок формирования  и деятельности органов судейского  сообщества определяется Всероссийским  съездом судей. 

Органы судейского сообщества формируются и действуют в  соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для  выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального Закона «Об органах  судейского сообщества в Российской Федерации» деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее  собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

1.2. Основные задачи органов судейского сообщества.

Основными задачами органов судейского сообщества являются (ст. 4 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ):

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства.
  • судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. В Российской Федерации суды подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ. Статья 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определяет перечень федеральных судов общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
  • судопроизводство в буквальном значении - производство в суде. Судопроизводство - также совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, право участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права.
  • прежде всего к совершенствованию судебной системы и судопроизводства следует отнести факт распространения и публикаций Советом судей РФ и Высшей квалификационной коллегии (ВКК) судей РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ. Так, в 2002 г. вышел в свет первый номер "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации". В нем председатель ВКК судей РФ В. Кузнецов отметил: "Еще недавно мы вели лишь разговоры о том, что наша работа не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации, что судебная власть является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной системы информационного обеспечения.
  • к совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВКК и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел. Целесообразно указать и на публикацию ВКК судей РФ (например, 17 - 21 марта 2003 г.) разъяснений и рекомендаций в форме "вопрос - ответ".
  • защита прав и законных интересов судей.
  • здесь речь в первую очередь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации как судей, так и конкретного суда. В этом плане заслуживает внимания Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 79 "О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей", которым утверждены Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности.
  • Организационное участие предполагает участие всех органов судейского сообщества РФ в их деятельности. Кроме того, Совет судей РФ, ВКК (включая советы и квалификационные коллегии нижестоящих уровней) направляют деятельность судебной системы страны, дают рекомендации, разъяснения и издают различные постановления и приказы, направленные на качественное улучшение организационной деятельности всех звеньев судебной системы РФ. Только квалификационные коллегии судей подбирают кадры на вакантные должности судей, утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена, осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов и осуществляют другие полномочия, связанные с кадровым обеспечением. Ресурсное обеспечение органов судейского сообщества возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
  • авторитет судебной власти базируется на конституционном правоустановлении (ст. 121 Конституции РФ) о несменяемости судей и о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья, вступая в свою должность, принимает присягу. Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе чести судьи Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.
  • одной из задач органов судейского сообщества является борьба за чистоту своих рядов. Поэтому, совершенствуя правовое поле деятельности судей и судов всех уровней, на заседании Совета судей РФ 24 декабря 2002 г. был подготовлен и вынесен для обсуждения проект Кодекса судейской этики, ибо ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" в редакции Закона от 15 декабря 2001 г. имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики. Следовательно, приоритетной задачей органов судейского сообщества является утверждение в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, а значит, и в повышении авторитета судебной власти.
        1. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность (п. 1 ст. 5 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ).

Коллегиальность и гласность - это два первых и основных принципа деятельности органов судейского сообщества.

Коллегиальность предполагает рассмотрение и решение вопросов сообща (совместно). Это правило подчеркивается и в других статьях Федерального Закона об органах судейского сообщества в РФ, например в п. 1 ст. 6, где сказано, что решения Всероссийского съезда судей принимаются простым большинством голосов.

Гласность - это всегда открытость в рассмотрении либо принятии (или принятии и рассмотрении) решений, постановлений. Органы судейского сообщества должны работать открыто.

Принцип независимости  судей и невмешательстве органов  судебного сообщества. Статья 120 Конституции  РФ гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции  и федеральному закону. Суд, установив  при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие; все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.

Независимость судей  помимо подчинения их только Конституции  и федеральному закону обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок  прекращения или приостановления их полномочий (ст. 121 Конституции РФ), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.

Указанный принцип независимости  судей закреплен также в Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о  статусе судей (ст. 1) и в процессуальном законодательстве.

Закон о статусе судей определяет систему гарантий независимости судей (ст. 9), в которую включен запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

Информация о работе Органы судейского сообщества РФ