Органы судейского сообщества РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .5
1.1.Судейское сообщество как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .5
1.2. Основные задачи органов судейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .10
Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия . . . . . . . . . . 15
2.1. Всероссийский съезд судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2. Совет судей Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.3. Конференции судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .22
2.4. Советы судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.5. Высшая квалификационная коллегия судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Квалификационные  коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Квалификационные  коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, - в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации имеют следующие полномочия (п.2 ст. 19 ФЗ об органах судейского сообщества РФ):

  • рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;
    • рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;
    • рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;
  • утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;
  • объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
  • организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Приведённый в  п.2 ст. 19 ФЗ об органах судейского сообщества РФ объем правомочий квалификационных коллегий судей субъектов РФ также не носит исчерпывающего характера, потому что в последнем подпункте этого же пункта имеется уже знакомая фраза "осуществляет иные полномочия".

Полномочия всех выборные органы судейского сообщества (советы судей и квалификационные коллегии) по истечении указанных сроков в п. 1 ст. 13 ФЗ об органах судейского сообщества РФ сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

Советы судей  и квалификационные коллегии судей  периодически обмениваются информацией о своей деятельности (ст. 16 ФЗ об органах судейского сообщества РФ).

Принцип необходимости  обмена информацией между различными органами судейского сообщества вытекает из принципов гласности и коллегиальности.

Основной смысл ст. 16 указанного Закона - это взаимодействие всех органов судейского сообщества путем обмена информацией между всеми звеньями судейского сообщества России и доведение до сведения советов судей России и квалификационных коллегий различных уровней как итогов в их практической работе, так и в процессе деятельности органов судейского сообщества.

Помимо того что советы судей и квалификационные коллегии судей обязаны периодически обмениваться информацией, эти органы судейского сообщества должны направлять необходимую информацию о своей деятельности.

Совет судей  Российской Федерации и Президиум  Совета судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей  Российской Федерации и Президиум  Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации направляют соответственно в советы судей и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации необходимую информацию о своей деятельности.

Советы судей  и квалификационные коллегии судей  субъектов Российской Федерации  информируют о своей деятельности соответственно Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

 

 

 

Заключение.

В настоящей курсовой работе дана характеристика органам судейского сообщества, которым являются Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ, их полномочия, порядок формирования.

Органы судейского сообщества руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными актами, относящимися к деятельности судейского сообщества, и решениями Всероссийских съездов судей как высшего органа судейского сообщества.

Судебная защита прав и свобод является формой их гарантирования. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.

Вот почему столь важно  иметь надежную судебную власть, самостоятельную  и независимую от других ветвей власти. Непременное условие реального осуществления судебной властью своей конституционной функции - ее приверженность идее защиты права, которое, как известно, представляет собой только минимум нравственности.

Одним из наиболее важных направлений развития системы судов общей юрисдикции является повышение эффективности рассмотрения дел. В целях достижения указанной цели реализуются следующие задачи. Проведение мероприятий по формированию института помощников судей. В связи с изменениями процессуального законодательства существенно изменилась категория уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, материалов, рассматриваемых федеральными судами общей юрисдикции, повысилась сложность и трудоемкость рассматриваемых дел, что привело к существенному росту служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов. В связи с этим стоит задача обеспечения каждого судьи помощником, что позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции – отправлении правосудия.

Современный этап социально-экономических  преобразований диктует необходимость  перехода судов на качественно новый  уровень деятельности, ставит новые  задачи. На ближайшие четыре года ключевым приоритетом является достижение реальной самостоятельности и эффективности работы судов, независимости судей, а также справедливой и равной для всех доступности правосудия.

Для создания условий  по дальнейшему развитию системы  судов общей юрисдикции в соответствии с новыми требованиями современного общества Судебным департаментом разработана и согласована с Советом судей Российской Федерации Программа развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года. Данная программа включает в себя проведение следующих мероприятий:

  1. Создание административных судов, одной из основных задач которых будет являться защита личности от произвольных либо ошибочных действий государственных органов власти Российской Федерации, государственных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  2. Развитие ювенальной юстиции. В ходе реформирования судебной системы встает вопрос существенного улучшения положения в области защиты прав несовершеннолетних – развитие ювенальной юстиции. Это особая система правосудия для несовершеннолетних, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от вредного окружения.
  3. Создание психологической службы. Существующая система медицинского обслуживания действующих судей решает задачи сохранения их здоровья не в полной мере. Специфические условия труда судей, работа которых связана с эмоциональными стрессами, психическим напряжением, способствуют развитию заболеваний, ведущих к преждевременной утрате ими профессиональной трудоспособности. В связи с этим большое значение приобретает вопрос совершенствования работы по профилактике и выявлению заболеваний, психологической и психофизиологической коррекции отрицательной динамики профессиональной работоспособности у судей. Ряд министерств и ведомств Российской Федерации имеют соответствующие службы (Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство юстиций, Министерство по чрезвычайным ситуациям и другие), которые доказали свою эффективность. На создание аналогичной службы направлены проекты Положения о психологической службе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Программы создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации в период 2004-2006 годов.
  4. Совершенствование размещения федеральных судов общей юрисдикции с учетом создания компактно расположенных кабинетов судьи, его помощника и секретаря судебного заседания ("офиса судьи").

Качественное осуществление  правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний.

В целях обеспечения  соответствия зданий судов предлагается доведение среднего размера общей  площади служебных помещений  в расчете на одного судью от 117,8 кв. метров до 320–350 кв. метров (включая зал судебного заседания).

 

В заключение следует  отметить, что особую роль в формировании общественного мнения о деятельности судов, судей и органов судейского сообщества играют средства массовой информации.

Существуют специализированные журналы и официальные интернет -порталы, публикующие сведения о результатах работы органов судейского общества, направлениях их деятельности, повестках к рассмотрению на очередных Съездах и Конференциях, что способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Внедрение в деятельность судов информационных технологий, в  особенности конференцсвязи, способствует развитию в целом системы судопроизводства, появление государственных автоматизированных систем систематизации имеющихся судебных решений - соблюдению конституционного принципа единства судебной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1.   Нормативно – правовой материал.
  1. Конституция Российской федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета.  - № 237. - 25.12.1993; № 7. – 21.01.2009.
  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред.Федерального закона от 03.12.2011 г. № 388-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 18.11.2002. – № 46. – Ст. 4532.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред.Федерального закона от 09.12.2010 г. № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. № 25. – Ст. 2954; 2010. – № 50. – Ст. 6610.
  3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 4-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 1. – Ст. 2354.
  4. Об органах судейского сообщества в российской Федерации: федеральный  закон Российской Федерации от 14.03.2002г.  № 30-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 388-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 11. – Ст.1022.
  5. О статусе судей в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 (в ред. Федерального закона от 22.02.2004. - № 122-ФЗ).
  6. О государственной защите судей, должностных и правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон Российской Федерации от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
  7. О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации: федеральный закон  Российской Федерации от 10.04.1996 г. № 6-ФЗ (в ред. Федерального закона  от 08.06.2009 № 126-ФЗ).
  8. Об оружии: федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (в ред.Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ).
    1. Литература
  1. Абросимова Е.Б. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 206 с. 
  2. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. – М.: Инфра-М, 2006. – 345 с. 
  3. Анишина В.И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. - 2006. - № 10. – с.14-17.
  4. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2008. – 504 с.
  5. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 105 с. 
  6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс. – М.: НОРМА, 2008. – 216 с. 
  7. Витрук Н.В. Независимость судьи конституционного суда//Конституционное правосудие. – М.: ЮРАЙТ, 2007. – 310 с. 
  8. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: Учебное пособие. – М.: СПАРК, 2005. – 141 с. 
  9. Деятельность квалификационных коллегий судей в 2004 году//Российская юстиция. - 2004. № 6. – с. 24-31.
  10. Ермошин Г.Т. Статус судьи Российской Федерации. – М.: РАП, 2004. – 24 с. 
  11. Ефимичев С.П. Обеспечение прав личности, интересов общества и государства - приоритетная составляющая судебно-правовой реформы // Журнал российского права. - 2005. № 11. – с.32-36.
  12. Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». – М.: ЮНИТИ, 2004. – с. 432. 
  13. Козак Д.Н. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. - 2007. № 9. – с.7-14.
  14. Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности суде в Российской Федерации  //  Журнал российского права. - 2006. № 3. – с.43-47.
  15. Краснов М.А. Судебная реформа: от концепции 1991 года до сегодняшнего дня. – М.: ИНФРА, 2008. – с.345.
  16. Курс уголовного права. Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова Т.А. 4. – М.: НОРМА, 2007. 342 с.
  17. Общественность в составе квалификационных коллегий: помощники судей или сторонние наблюдатели?  //  Российская юстиция. - 2004. № 8. – с.3-10.
  18. Подкопаев С.В. Дисциплинарная ответственность судей: да или нет? // Российский судья. - 2007. № 4. – с. 13-19.
  19. Попов С. Рожденная судебной реформой: события и факты из истории Высшей квалификационной коллегии судей РФ // Российская юстиция. - 2008. № 7. – с. 19-24.
  20. Путин В.В. Выступление на VI съезде судей // Российская юстиция. - 2005. № 1-2. – с. 3-7.
  21. Руднев В.И. Некомпетентность судьи как основание для его отвода и прекращения полномочий  //  Журнал российского права. - 2005. № 7. – с. 15-17.
  22. Судебная власть / Под ред. И.Л.Петрухина. – М.: Проспект, 2008. – 231 с.
  23. Цараев А.А. Неприкосновенность судьи как гарантия его независимости: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: ЮРАЙТ, 2007. – с. 123. 
  24. Яшманов Б. Ни дать – ни взять // Российская газета. – 2004. № 12. – с.14.

Информация о работе Органы судейского сообщества РФ