Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 13:43, реферат
1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей
2. Съезды судей
3. Совет судей
4. Квалификационные коллегии судей
РЕФЕРАТ
по теме: «Органы судейского сообщества»
1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей
Единого закона,
регламентирующего порядок
Статья 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вместе с тем, предусматривает, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти, в установленном федеральным законом порядке формируются органы судейского сообщества и определяется их компетенция.
В настоящее время компетенция и порядок образования органов судейского сообщества определяются в общей форме Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Положением о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года, Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденного II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года.
Впервые законодательно закреплены и реально созданы в России органы судейского сообщества. Перечень органов судейского сообщества сформулирован.
Органы судейского сообщества в основном перечислены в статье 17 Закона о статусе судей РФ.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.
Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей, а в период между съездами
Совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;
Собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими советы судей, квалификационные коллегии.
Органы судейского сообщества:
обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).
По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.
Органы судейского
сообщества проводят свою работу при
неукоснительном соблюдении принципа
независимости судей и
Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей.
2. Съезды судей
В законе указаны
все органы, посредством которых
управляется судейское
Самоорганизация судейского сообщества началась еще до принятия Закона о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 года. Инициаторами созыва первого съезда судей Российской Федерации была группа судей, возглавляемая председателем Верховного Суда РФ Лебедевым В.М. и Министром юстиции Федоровым Н.В. Опираясь на Закон «О статусе судей в СССР» 1989 года им удалось созвать в 1991 году I Всероссийский съезд судей, состоявший из делегатов -судей судов общей юрисдикции от всех субъектов Федерации.
Первый съезд принял решение о создании Совета Судей РФ.
Съезд принял также решение о проведении в каждом субъекте Федерации региональных конференций судей, на которых должны были избрать по одному судье от субъектного сообщества судей в члены Совета судей. Конференции были проведены и Всероссийский Совет судей сформирован.
Собравшийся в марте 1992 года в Москве Совет избрал Президиум Совета из 9 человек и Председателя Совета.
Задачами Совета, поставленными перед ним I Всероссийским съездом были: укрепление созданного судейского сообщества (корпорации), целенаправленные действия Совета судей по проведению судебной реформы в Российской Федерации, защита интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти.
1992 год был
первым после развала
В законе впервые введен термин «судейское сообщество». Законодательно закреплены порядок образования, очерчен круг полномочий органов судейского сообщества.
Согласно закону, к органам судейского сообщества относятся:
Всероссийский съезд судей;
Совет судей Российской Федерации;
Региональные съезды, конференции, собрания Судей Высших судов, региональные советы судей.
В п.3 ст.17 Закона перечислен круг вопросов, которые вправе разрешать органы судейского сообщества. Пункт 4 упомянутой статьи предписывает, что все обращения органов судейского сообщества к органам государства, к общественным объединениям и должностным лицам подлежат рассмотрению в месячный срок.
После принятия Закона о статусе судей Российской Федерации на конференциях субъектов Федерации также были избраны Советы судей.
Совет судей России разработал и направил в Совет судей субъектов Федерации типовые положения о Советах судей.
В июне 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе уже приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это свидетельство укрепления и объединения судейского сообщества.
На сей раз количественный состав совета был увеличен до 112 человек, а Президиум Совета был избран в составе 15 человек. Позднее Президиум был дополнен судьей Конституционного Суда РФ и Совет, таким образом, стал представлять судей всех трех подветвей единой ветви Судебной власти.
Съезд принял «Положение об органах судейского сообщества». Положением регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, периодичность пленарных заседаний. Второй съезд отмечен и тем, что он принял концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации.
Завершил работу и принял Кодекс чести Совет судей. Правила поведения судей в профессиональной деятельности и во внеслужебной обстановке, отраженные в Кодексе чести, свидетельствуют об озабоченности судейского сообщества состоянием судейского корпуса России и стремлении навести порядок в своих рядах. Хотя Кодекс не носит нормативного характера, но сложившаяся практика работы квалификационных коллегий и Верховного Суда РФ подтверждает его широкое применение и реализацию требований, предъявляемых Кодексом к судьям.
По состоянию на 1 декабря 2000 года прошло пять Всероссийских съездов судей. Каждый из них обсуждал разные повестки, но все съезды объединяет стремление к разрешению главных задач: судебная реформа, становление независимого суда, установление самостоятельной, действенной и авторитетной судебной власти в России.
Третий (внеочередной) Всероссийский съезд состоялся в марте 1994 года. Даже среди делегатов находились судьи, которые не могли представить судебную власть самостоятельной и ратовали за опеку над собой со стороны исполнительной власти в лице Министерства юстиции. Но были уже осознавшие необходимость завершения организации и убеждавшие других делегатов в ускорении создания Судебного департамента полностью подотчетного судейскому сообществу, который бы взял на себя вопросы за пределами судопроизводственной деятельности органов судебной власти. Оказывалось сопротивление и влиятельными должностными лицами.
Наиболее важным постановлением третьего съезда стало последнее из принятых съездом судей постановлений «О концепции судебной системы Российской Федерации». В этом постановлении был изложен взгляд самих судей на будущее устройство судебной системы Российской Федерации.
В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.
Лишь совокупная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.
Тесная взаимосвязь
ветвей судебной системы и общность
принципов правового
3-5 декабря 1996
года прошел IV (чрезвычайный) Всероссийский
съезд судей. Он принял
Надо отметить, что съезды принимали принципиальные постановления, обнажали и показывали действительное, очень неприглядное положение дел в судебной системе, осуществляющей судебную власть.
Прошедшее после предыдущих съездов время свидетельствует о том, что судебная реформа практически не коснулась судов общей юрисдикции.
Не начав осуществляться в полном объеме, реформа стоит на месте, а реальные условия деятельности общих судов таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейшего осуществления правосудия в стране.
Далее постановление обстоятельно описывает законодательное обеспечение судебной деятельности.
Отмечается длительное непринятие парламентом основополагающего закона для всех судов «О судебной системе Российской Федерации», который должен предопределить пути реформирования судебной системы. Суды общей юрисдикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, вынуждены работать в старом процессуальном порядке осуществления правосудия, что не позволяет эффективно проводить судебную защиту законных прав и интересов граждан, а работа над новыми Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами далека от завершения.
Съезд оценивает
состояние кадрового
Усилия судей, работающих на съездах, дали положительные результаты -«лед тронулся». 31 декабря 1996 года принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд РФ. Законопроекты в палатах Федерального Собрания проходят при различных сложностях. И все-таки в декабре 1997 года принимается Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В январе 1999 года принимается закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами. Этому предшествовало незаконное сокращение бюджета судебной системы Минфином в 1998 году.