Органы судейского сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 13:43, реферат

Краткое описание

1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей
2. Съезды судей
3. Совет судей
4. Квалификационные коллегии судей

Файлы: 1 файл

Органы судейского сообщества.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Регламентация квалификационной аттестации судей  предусматривается Положением о  квалификационной аттестации судей, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.1993года №4960-1.

принимает решение  по вопросам, связанным с возбуждением в отношении судьи уголовного дела, привлечением его к уголовной  ответственности. Заключением под  стражу или приводом судьи (ст.16 Закона о статусе судей в РФ).

предупреждает судью о необходимости прекращения  деятельности, несовместимой с его  должностью, принимает решение о  приостановлении или прекращении  полномочий судьи, прекращении отставки судьи по основаниям, предусмотренным  статьями 13-15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Эти статьи регламентируют соответственно основания и порядок приостановления полномочий судьи, прекращение его полномочий и отставку.

рассматривает жалобы и представления на действия либо бездействия судьи, умаляющие авторитет судебной власти.

дает заключения по вопросам представления судей  к награждению государственными наградами и присвоению им почетных званий Российской Федерации.

выполняет иные полномочия в соответствии с Законом  Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и настоящим Положением.

Квалификационные  коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации представляют заключения судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

утверждения на должность заместителей председателей  Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего арбитражного суда Российской Федерации и председателей судебных коллегий этих судов (ч.2 п.3 ст.12 Положения о квалификационных коллегиях судей).

В пункт 13 Положения, регламентирующий полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, внесены изменения, дополнения Федеральным  законом от 16 ноября 1997 года №144-ФЗ, и в настоящее время Высшая квалификационная коллегия полномочна:

представлять  заключение Председателю Верховного Суда Российской Федерации о возможности  избрания парламентом РФ соответствующих  кандидатов на должности председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.

представлять  заключение председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для назначения Президента Российской Федерации соответствующих кандидатов на должности председателей и заместителей председателей федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

проводить квалификационную аттестацию председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а также военных судов округов, групп войск, флотов, видов Вооруженных Сил и принимать решение о присвоении им квалификационных классов; присваивать квалификационный класс Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

проводить квалификационную аттестацию судей, представленных к присвоению первого и высшего квалификационных классов;

принимать решение  о приостановлении либо о прекращении  полномочий председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;

принимать к  своему производству решение вопросов, связанных с приостановлением или  прекращением полномочий судьи - члена квалификационной коллегии судей, а также дачей согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод;

рассматривать жалобы на решения квалификационных коллегий о приостановлении полномочий судов;

рассматривать обращения Генерального прокурора  Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, в случае отказа квалификационных коллегий дать согласие на возбуждение в отношении судьи  уголовного дела, а также на привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод судьи;

рассматривать представления Председателя Верховного суда Российской Федерации. Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, министра юстиции российской Федерации о пересмотре решений квалификационных коллегий судей, отказавших в прекращении полномочий судьи;

выполнять иные полномочия в соответствии с Законом  Российской Федерации «О статусе  судей в российской Федерации» и  Положением о квалификационных коллегиях судей.

Для реализации указанных полномочий квалификационные коллегии нуждаются в необходимой  для решения определенного вопроса  информации, которую вправе получить как от председателей судов, судей, органов юстиции, так и от иных государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Государственной Думой 11 июня 1998 года в первом чтении был принят Закон «Об органах  судейского сообщества в Российской Федерации» и установлен месячный срок для внесения поправок. От субъектов  права законодательной инициативы было представлено около 200 поправок, среди которых предлагалось более четко определить иерархию органов судейского сообщества, нормы представительства судей в органах судейского сообщества, статус Совета судей РФ, его президиума, их полномочия и порядок формирования, порядок принятия регламента органов судейского сообщества, регламентировать права судей, ушедших в отставку, включить в состав квалификационных коллегий представителей Федерального Собрания, местных представительных органов, включить в состав Совета судей представителей Конституционного суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, разрешить возбуждение уголовного дела в отношении судьи без согласия квалификационной коллегии.

Поправки изучала  и готовила текст закона к рассмотрению во втором чтении рабочая группа Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. В результате длительной и большой работы текст был значительно улучшен, однако по состоянию на ноябрь 2000 года остались разногласия по следующим позициям: следует ли передать вопросы дачи согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей, кроме судей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Президиуму Высшей квалификационной коллегии судей и следует ли передать этой коллегии право рассмотрения вопросов представления судей к награждению государственными наградами или присвоению почетных званий, а также следует ли сохранить в Положении о квалификационных коллегиях судей право Высшей квалификационной коллегии рассматривать не только представления председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ о назначении на должности председателей, заместителей председателей федеральных судов, но и заявления кандидатов на эти должности.

Разрешение упомянутых вопросов и ряда других, здесь не указанных, в законе, а также принятие самого закона «Об органах судейского сообщества в РФ» будет способствовать обеспечению независимости и самостоятельности судебной власти.

Список  литературы

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

Комментарий к  Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова П.А. М. 2003.

Акопов Л.В., Антоненко  Т.А. и др. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Ростов-на-Дону. 2007. (Глава 7).

Савельева Т.А. Судебная власть в гражданском процессе. Саратов. 2006.

Эбзеев Б.С. Конституция, правовое государство. Конституционный  суд. М. «Закон и право» 2004.

Информация о работе Органы судейского сообщества