Муниципальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1 .

Оглавление

Введение.
История местного самоуправления.
1.1Историко-теоретические основы местного самоуправления
1.2 Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России 7
Организация местного самоуправления в советский период 8
1.4 Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе 10
Понятия, принципы и функции местного самоуправления
Понятие местного самоуправления 12
Основные принципы местного самоуправления 15
Функции местного самоуправления 21
Органы, предметы, основы и гарантии местного самоуправления
3.1 Органы местного самоуправления в системе народовластия 26
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 31
Основы местного самоуправления 34
Гарантии местного самоуправления 38
Заключение 40
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.60 Кб (Скачать)
t-align:justify">Проблемы  комплексного социально-экономического развития муниципальных образований  во многом связаны с деятельностью  предприятий, учреждений, не находящихся  в муниципальной собственности. В соответствии со статьёй 65, выше указанного Закона, органы местного самоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций  в комплексном социально-экономическом  развитии территории местного самоуправления.

г) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. 

Для реализации этой функции органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают  соответствующие муниципальные  предприятия, учреждения, организации  и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закрепляет статья 63 Закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» , а статья 7-обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного , основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др. Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения; ритуальных услуг и т.д.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать  условия для жилищного и социально-культурного  строительства; для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации  зрелищных мероприятий и т.п. Кроме  того органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и  содействие занятости населения; противопожарную  безопасность в муниципальном образовании.

В третьих, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере регулирующую и контрольную  деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для  полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению  стабильного правового режима муниципального образования. Необходимо отметить также, что органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 69 (п.4) Республиканского закона обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путём закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Хакасия отчислений от федеральных налогов и налогов Республики Хакасия.

д) охрана общественного порядка. 

Статья 132 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного  порядка. Охрану общественного порядка  в муниципальном образовании  главным образом обеспечивают муниципальные  органы охраны общественного порядка, которые в соответствии со статьёй 7(п.8) закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» организует и  содержит местное самоуправление и  осуществляет контроль за их деятельностью. В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая согласно Закону РФ «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.

В обеспечении  охраны общественного порядка на территории муниципального образования  принимают участие комиссии, функционирующие  при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних и др. Кроме того , возможно и участие населения в реализации данной функции через создание добровольных дружин и других форм общественной самодеятельности граждан. Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст.45, п.6) предписывает органам местного самоуправления содействовать созданию и деятельности  таких добровольных общественных формирований по охране общественного порядка.

е) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

В Российской Федерации действует система  государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Поэтому органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебные и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования или нарушения (ст.76 Закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»). Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учёта интересов населения муниципального образования. Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению (ст.77).

Защиту  интересов местного самоуправления, более эффективное осуществление  своих прав и интересов муниципальные  образования могут проводить  через создаваемые ими ассоциации и союзы муниципальных образований (ст.9).

 

  1. Органы, предметы, основы и гарантии местного самоуправления

 

    1. Органы местного самоуправления в системе народовластия.

 

Согласно  Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в  Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

представительные  органы местного самоуправления;

иные  органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных  образований.

Согласно  Закону наличие выборных органов  местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным. Наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных  образований в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации  с учётом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» отдаёт прерогативу определения  структуры органов местного самоуправления исключительно представительному  органу местного самоуправления (ст. 13, п.5) Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы  местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ, оказывают содействие федеральным  органам государственной власти, расположенным на их территории, и  органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию  деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления. 

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные  комитеты, советы депутатов и т.д. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании в соответствии с федеральными и региональными  законами субъектов РФ. Согласно закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 14), представительные органы местного самоуправления в Республике Хакасия называются Советами депутатов. Численный состав представительного органа местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законном (ст. 15), определяется уставом муниципального образования. Однако закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 14) регламентирует нижнюю и верхнюю границы численного состава Совета депутатов: для городов республиканского значения не менее 15 и не более 35; для городов районного значения, сельсоветов и поссоветов соответственно 7 и 15.

В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления (ст. 26 Республиканского закона о местном самоуправлении) находятся:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом местного самоуправления;
  • утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчётов об их исполнении;
  • установление местных налогов и сборов;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Совет депутатов  наделён также правом законодательной  инициативы в Верховном совете РХ. Республиканский законодатель определяет также: 1) формы деятельности представительных органов местного самоуправления: сессии Совета депутатов и заседания  его постоянных комиссий в период между сессиями(ст.27); 2) структуру Совета депутатов (ст. 30, 31), а также возможность создание Советом депутатов своего аппарата (ст. 33). Как уже отмечалось ранее, в отдельных поселениях с численностью поселения не более тысячи человек полномочия Совета депутатов могут осуществляться собранием (сходом)  граждан (ст.14).

Представительный  орган местного самоуправления принимает  решения коллегиально.

Закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 22), как и соответствующий  Федеральный закон, гарантируют  депутату представительного органа местного самоуправления условия для  беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства. Республиканский  закон (ст. 22) устанавливает, что депутат  представительного органа местного самоуправления осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, за исключением  случаев, предусмотренных законом  и уставом муниципального образования. Депутату представительного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, денежное содержание определяется в соответствии с законодательством РХ.

 

Иные органы местного самоуправления и должностные лица.

  • Глава муниципального образования.

Уставом муниципального образования, согласно статьи 15 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», устанавливается должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления: на территории города республиканского значения ¾ главы администрации муниципального образования, на территории города районного значения, поссовета, сельсовета ¾ главы муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления и своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Глава муниципального образования, в соответствии с уставом  муниципального образования, наделяется собственной компетенцией по решению  вопросов местного значения. Так согласно статьи 17 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», глава администрации муниципального образования, глава муниципального образования:

  • обеспечивает выполнение на территории местного самоуправления федерального зако-

нодательства и законодательства Республики Хакасия, решений соответствующего

представительного органа, а также  собственных актов;

  • руководит деятельностью администрации, в соответствии с утверждённой структурой определяет штаты, организует работу с кадрами;
  • назначает на должность и освобождает от неё руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений, если иное не предусмотрено законодательством;
  • распоряжается средствами местного бюджета и внебюджетных фондов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;
  • вносит в представительный орган проект местного бюджета и внебюджетных фондов, представляет отчёт об исполнении местного бюджета и расходовании средств внебюджетных фондов;
  • управляет муниципальной собственностью;
  • представляет представительному органу ежегодный отчёт о деятельности местной администрации;
  • организует приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;
  • представляет интересы населения и соответствующего органа местного самоуправления, принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти и многое другое.

В соответствии с уставом муниципального образования  и в пределах установленных норм финансирования глава администрации  муниципального образования, глава  муниципального образования назначает  своих заместителей по согласованию с представительным органом местного самоуправления (ст.18).

Информация о работе Муниципальное управление