Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа
Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1 .
Введение.
История местного самоуправления.
1.1Историко-теоретические основы местного самоуправления
1.2 Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России 7
Организация местного самоуправления в советский период 8
1.4 Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе 10
Понятия, принципы и функции местного самоуправления
Понятие местного самоуправления 12
Основные принципы местного самоуправления 15
Функции местного самоуправления 21
Органы, предметы, основы и гарантии местного самоуправления
3.1 Органы местного самоуправления в системе народовластия 26
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 31
Основы местного самоуправления 34
Гарантии местного самоуправления 38
Заключение 40
Библиографический список 44
Названные проблемы будут усугубляться, если не проводить конкретных мероприятий, например, по непосредственному участию населения в актах управления муниципальным образованием, решения вопросов местного значения в таких как: местный референдум по принятию устава муниципального образования. К сожалению, практика наших дней показывает, что ни в одной из территорий нашей Республики Хакасия, имеющих уставы муниципальных образований ( г. Абакан, г. Черногорск, г. Абаза Таштыпского района) не были приняты эти уставы прямым волеизъявлением населения муниципальных образований. Не смотря на то, что такие мероприятия не потребовалось бы тратить денежные средства местных бюджетов, поскольку их можно было приурочить к каким-либо из систематически проходящим федеральным выборам. Отсюда становится понятной ситуация, когда многие жители соответствующих муниципальных образований не знают не только основные положения устава муниципального образования ( в создании и разработке которого они должны принимать участие), но и о существовании самого устава.
Крайне необходимо проводить пропаганду среди населения правовых положений о местном самоуправлении через средства массовой информации; встречи с населением; через издание соответствующих брошюр, методических пособий для населения, разъясняющих их права и обязанности в вопросах местного самоуправления; и наконец, в целях формирования человека нового менталитета, через введение в школьную программу предмета основ государства и права курса «местное самоуправление». Тогда, возможно, заработают «мёртвые»* в настоящее время статьи муниципального законодательства о правотворческой инициативе населения по вопросам местной жизни, о территориальном общественном самоуправлении и о местных референдумах и собраниях (сходах) граждан. Возможно и не будут появляться статьи в газетах, подобных статье А. Сиротенко «Господи, вразуми их!» в газете «Хакасия» от 7 апреля 2000 г. №66. Из содержания этой статьи можно сделать вывод о том, что из-за правовой неосведомлённости населения, возможно со стороны органов местного самоуправления, грубейшее нарушение конституционного права на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на получение достоверной и полной информации о деятельности и принимаемых решениях органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим жизненные интересы населения их права и свободы.
Практика организации местного самоуправления на местах выявила, на мой взгляд, ещё одну негативную тенденцию, не позволяющую наиболее полно отражать интересы всех слоёв населения муниципального образования при формировании представительных органов местного самоуправления.
Эффективность деятельности представительного органа в значительной степени определяется численностью его состава. Общий подход в данном случае формируется следующим образом: «Численность представительного органа местного самоуправления должна быть достаточно большой, чтобы быть демократичной и достаточно малой, чтобы быть эффективной». «Оптимальная численность», может быть определена только в
процессе деятельности конкретных органов местного самоуправления.
Очевидно, под лозунгом отрицания опыта организации органов власти в советский период, считается, что численность депутатского корпуса в прошлом в нашей стране была явно завышенной. Наверно под влиянием этого фактора, наш Республиканский законодатель в статье 14 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» установил границы численного состава представительных органов местного самоуправления, причём значительно в сторону уменьшения по сравнению с численностью депутатов местных органов власти прошлых лет.
Это, во-первых, является фактом ущемления прав местного самоуправления муниципальных образований в Республике Хакасия в соответствии со статьёй 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во-вторых, уменьшение численности представительных органов приводит к уменьшению демократизма в их работе, к сужению круга мнений, идей, новаций, необходимых для эффективного функционирования органов. Не исключается также и риск возникновения узких корпоративных интересов, не в полной мере соответствующих ( а то и игнорирующих) интересам населения.
В-третьих,
надо заметить, что каждый депутат
выборного органа местного самоуправления
является «носителем» определённой
гаммы интересов отдельных
Можно отметить
в русле начатого разговора и
ещё ряд проблем связанных, например,
с реальным осуществлением принципов
гласности, открытости в работе органов
и должностных лиц местного самоуправления;
их подотчётности и
Древнекитайский мыслитель Конфуций верно подметил, что «начав учиться, узнаёшь о собственном несовершенстве». И поэтому становиться понятным, что реальная, продуктивная и эффективная работа всей системы местного самоуправления возможна только при развитой инициативе жителей муниципальных образований, их самоорганизации, осознания ими своих прав и интересов, их заинтересованности в решении вопросов местного значения.
Литература
1 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. 1982 г., с.144.
1 Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 2010. С. 65.
1 Местное самоуправление. ¾ М.: Национальная ассоциация местных властей Дании и Союз Российских городов. 2005. С. 18.
1В.И. Ленин. Избранные сочинения, т.7. Москва. 1986 г. с. 332.
1 Определение и пределы принципа субсидиарности. Доклад Координационного Комитета по местным и региональным органам власти. Страсбург: Издание Совета Европы. 2004. с.10.
* Здесь и далее все ссылки на законы о муниципальном праве будут проводиться на ныне действующие законы как федеральные так и республиканские, поэтому после указания закона не будет указываться дата его опубликования.
1 Например, на закон «О муниципальной службе в Республике Хакасия» от 22 февраля 2000 г. Газета «Хакасия» от 15 марта 2000 г., №49.
1 Для людей избранных, назначенных или принятых на работу в органы местного самоуправления работа в этих органах не только выполнение долга и оправдание доверия, оказанного им населением, но и трудовая деятельность, которая, в силу её специфики, должна соответствующим образом оплачиваться и давать человеку определённые социальные гарантии, и которые в свою очередь будут являться стимулом для прихода в органы местного самоуправления людей достойных, образованных и высококвалифицированных.
* Статьи закона, основные положения которых на данный момент не используются в деятельности местного самоуправления ни населением, ни органами муниципального образования.