Муниципальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1 .

Оглавление

Введение.
История местного самоуправления.
1.1Историко-теоретические основы местного самоуправления
1.2 Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России 7
Организация местного самоуправления в советский период 8
1.4 Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе 10
Понятия, принципы и функции местного самоуправления
Понятие местного самоуправления 12
Основные принципы местного самоуправления 15
Функции местного самоуправления 21
Органы, предметы, основы и гарантии местного самоуправления
3.1 Органы местного самоуправления в системе народовластия 26
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 31
Основы местного самоуправления 34
Гарантии местного самоуправления 38
Заключение 40
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.60 Кб (Скачать)

Статья 16 Федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет возможность муниципальному образованию, в соответствии с уставом  муниципального образования, наделять избранного населением главу муниципального образования правом входить в  состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Законодатель Республики Хакасия этот положение  жёстко регламентирует в статье 28 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», указывая, что «в городах  республиканского значения очередные  сессии созывает и ведёт председатель Совета депутатов, а в городах  районного значения, поссовете, сельсовете ¾ глава муниципального образования.

Глава муниципального образования в соответствии с  уставом муниципального образования  подотчётен населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления (ст. 15 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

  • Исполнительные органы местного самоуправления.

В соответствии с уставом муниципального образования  и законами субъектов

РФ формируются  исполнительные органы местного самоуправления. Наименование, структура, порядок формирования и полномочия исполнительного органа определяется уставом муниципального образования (ст. 19 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Исполнительным  органом муниципального образования, в соответствии со статьёй 34 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», является местная администрация, которая действует на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, Конституции  РХ, законов РХ, устава муниципального образования, решений органов государственной  власти РХ, представительных органов  местного самоуправления, принятых в  пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы муниципального образования и граждан.

Местная администрация подотчётна соответствующему представительному органу, а также  органам государственной власти в пределах переданных местной администрации  государственных полномочий.

Местная администрация состоит из главы  администрации, его заместителей, иных должностных лиц, структурных подразделений  администрации. Возглавляет работу местной администрации глава  администрации муниципального образования, глава муниципального образования (ст. 34, 35).

В местной  администрации могут создаваться  органы местной администрации: комитеты, департаменты и др., положение о  деятельности которых утверждается выборным должностным лицом местного самоуправления в соответствии с  уставом муниципального образования. Для организационного, правового  и материально-технического обеспечения  деятельности местной администрации  образуется аппарат местной администрации (ст.36, 37).

Закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» уделяет очень большое  внимание вопросу компетенции местной  администрации, (поскольку она является непосредственным исполнителем воли населения  в решении вопросов местного значения), подробно детализируя перечень полномочий местной администрации в решении вопросов местного значения, определяя соответствующий спектр её предметов ведения, прав и

обязанностей:

  • в области планирования, бюджета, финансов и учёта (ст.38);
  • по управлению муниципальной собственностью (ст. 39);
  • в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы (ст.40);
  • в области строительства, транспорта, дорожного хозяйства и связи (ст. 41);
  • в сфере коммунального, торгового и бытового обслуживания (ст. 42);
  • в сфере социально-культурного обслуживания населения (ст. 43);
  • в сфере социальной защиты населения (ст. 44);
  • в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан (ст. 45).

Закон также  определяет основы взаимодействия органов  местного самоуправления при осуществлении  ими своих полномочий. Согласно статьи 46 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», представительный и исполнительный органы местного самоуправления в своих взаимоотношениях исходят из интересов граждан, единства целей в решении задач местного значения.

Представительный  орган местного самоуправления, действуя в рамках своей компетенции, не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, относящиеся к компетенции  исполнительного органа и наоборот. Порядок разрешения споров и конфликтов, возникающих между органами местного самоуправления определён в статьях 46-48 Республиканского закона.

 

 

 

 

 

    1. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

 

Предметы  ведения местного самоуправления ¾ необходимый элемент правового статуса любого муниципального образования. Конституция Российской Федерации (ст.130), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6), Республиканский закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 7) используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие «вопросы местного значения». Вместе с тем Конституция Российской Федерации и названные выше законы в круг предметов ведения включают также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Таким образом, предметы ведения местного самоуправления включают: а) вопросы местного значения; б) отдельные государственные полномочия. Российский и Республиканский законодатели к вопросам местного значения относят:

    • организацию местного самоуправления в муниципальном образовании, её правовое

  закрепление в уставе муниципального  образования. Каждое муниципальное образование, решая вопросы организации и структуры местного самоуправления, самостоятельно разрабатывает и принимает устав, вносит в него изменения и осуществляет контроль за его соблюдением;

  • правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного само-

управления, значительная часть норм которого закладывается в уставе муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования принимают общеобязательные правила по предметам своего ведения, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, регулируют планировку и застройку территории муниципального образования, регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения и др.;

  • управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплек-

сного социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения; принимают планы и программы развития муниципального образования; решают задачи комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования;

  • организацию, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений,

связанных с  обеспечением жизнедеятельности населения  в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах, (подробный перечень которых  содержит статья 7 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»);

  • осуществление контроля за соблюдением правовых актов муниципального образования,

участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования. Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общепринятых правил по предметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образований находятся вопросы контроля за использованием земель на их территории, охраны окружающей среды и т.п.

Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к ведению  других муниципальных образований  и органов государственной власти. Законами субъектов РФ разграничиваются предметы ведения муниципальных образований в том случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования (ч. 3 ст. 7 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

 

Полномочия местного самоуправления. 

Конституция Российской Федерации, признавая и  гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе  народовластия, использует понятия: «полномочия  местного самоуправления» (ст. 12), «права местного самоуправления» (ст. 133). Юридическая  наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, т.е. этот термин в равной степени  охватывает права и обязанности.

Следовательно, под полномочиями местного самоуправления нужно понимать закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия  местного самоуправления реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований. Населению  муниципального образования принадлежит  исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, выражать свою волю на местном референдуме. Населению  принадлежит право определять структуру  органов, а также устав местного самоуправления непосредственно или  через своих выборных представителей. Население , в соответствии с уставом муниципального образования, в праве отозвать, выразить недоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов и должностных лиц местного самоуправления и др. , в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Во-вторых, полномочия местного самоуправления реализуются  органами местного самоуправления и  должностными лицами местного самоуправления. (Более подробное описание этих полномочий, в привязке к Республиканскому законодательству, было рассмотрено нами в п.4 данного  параграфа).

Естественно, полномочия местного самоуправления делятся  на две группы:

  1. «Собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признаёт за муниципальным образованием государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
  2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами или уставами субъектов  РФ с одновременной передачей  необходимых материальных и финансовых средств и оговорёнными условиями  и порядком контроля государственными органами за осуществлением данных полномочий органами местного самоуправления.

 

    1. Основы местного самоуправления.

 

Реальное  и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определённых предпосылок и условий, которые  в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальные, организационную, финансово-экономическую.

Правовая основа местного самоуправления. 

Правовую  основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Например, Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» от 17 ноября 1998 г. в статье 2 устанавливает, что правовой основой местного самоуправления в Республике Хакасия являются:

Конституция Российской Федерации;

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

Конституция Республики Хакасия;

законы  и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия;

уставы  муниципальных образований.

Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в РФ можно по существу считать Европейскую Хартию о  местном самоуправлении, поскольку, как указывалось ранее в этой работе, её основные принципы и положения  легли в основу российского законодательство о местном самоуправлении.

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления ¾ устав муниципального образования, который является совершенно новым понятием в юридической практике и теории в нашей стране. Федеральный и республиканский законы о местном самоуправлении устанавливают, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 указанных законов определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В соответствии с Законом, устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с законодательством. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Практически устав ¾ это местное законодательство, разработанное самим населением непосредственно или через выборные органы муниципального образования, а не закон, как было раньше, «спущенный» государством сверху. Государство имеет право вмешаться в процедуру создания устава только в случае, если положения устава противоречат законодательству РФ или её субъектов. Для этого предусмотрена процедура государственной регистрации устава муниципального образования. Устав может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан и вступать в силу только после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) (ст.8 ч.3-5 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Информация о работе Муниципальное управление