Муниципальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1 .

Оглавление

Введение.
История местного самоуправления.
1.1Историко-теоретические основы местного самоуправления
1.2 Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России 7
Организация местного самоуправления в советский период 8
1.4 Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе 10
Понятия, принципы и функции местного самоуправления
Понятие местного самоуправления 12
Основные принципы местного самоуправления 15
Функции местного самоуправления 21
Органы, предметы, основы и гарантии местного самоуправления
3.1 Органы местного самоуправления в системе народовластия 26
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 31
Основы местного самоуправления 34
Гарантии местного самоуправления 38
Заключение 40
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.60 Кб (Скачать)

Территориальные основы местного самоуправления. 

Конституция Российской Федерации не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных  основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учётом исторических и иных местных  традиций». Конституция, таким образом, не связывает напрямую территориальную  организацию местного самоуправления с административно-территориальным  устройством, но и не исключает возможности  такого решения вопроса территориальной  основы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» вслед за Гражданским кодексом РФ (ч. 1) ввёл понятие  в наше законодательство: «муниципальное образование». Поэтому осуществление  местного самоуправления, его территориальную  организацию новый Закон связывает  не с административно-территориальными единицами (что не исключает осуществление  местного самоуправления в их границах), а с муниципальными образованиями, на территории которых  и осуществляется местное самоуправление.

Закон не содержит также (в отличие от ранее  действовавшего закона о местном  самоуправлении) перечня территориальных  единиц, в пределах которых реализуется  местное самоуправление. Например, статья 12 Республиканского закона «О местном  самоуправлении в Республике Хакасия», во-первых устанавливает, что местное  самоуправление осуществляется на всей территории Республики Хакасия. Во-вторых, Закон называет основные территориальные  единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление: города республиканского значения, города районного значения, поссоветы, сельсоветы и иные территории. Закон также относит к муниципальным  образованиям и часть поселения. Речь идёт прежде всего о внутригородских муниципальных образованиях, которые упоминаются в п. 3 рассматриваемой нами статьи Закона. Таким образом, Закон, по существу, закрепляя те же территориальные единицы, которые были и в предшествующих законах основами местной власти, оставляет этот перечень открытым и не связывает его жёстко с административно- территориальным делением.

Статья 12 Федерального закона о местном  самоуправлении гласит: «Население городского, сельского поселения не может  быть лишено права на осуществление  местного самоуправления». Это право  может быть реализовано путём: а) создания самостоятель-

ного муниципального образования; б) присоединения к какому-нибудь муниципальному образованию; в) организации территориального общественного самоуправления, правовые гарантии которого, к примеру, закреплены в статьях 55-60 Закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия».

 

Организационные основы местного самоуправления.

Понятие «организационные основы местного самоуправления»  характеризует:

а) структуру  органов местного самоуправления;

б) порядок, формы и принципы деятельности органов  местного самоуправления;

в) организацию  муниципальной службы.

Конституционный принцип самостоятельного определения  населением структуры органов местного самоуправления означает, что вопрос о структуре органов может  решаться населением как непосредственно, так и через избираемые им органы. Законодательство о местном самоуправлении фактически связывает решение данного  вопроса с принятием устава муниципального образования. Согласно статье 8 Республиканского закона «О местном самоуправлении в  Республике Хакасия» в уставе указываются  структура и порядок формирования органов местного самоуправления; условия  и порядок организации муниципальной  службы и другие организационные основы деятельности органов местного самоуправления. Кроме представительного (выборного) органа местного самоуправления, наличие которого Закон считает обязательным (ст. 13), муниципальное образование должно определить в своём уставе, опираясь на законодательство1 , какие органы, должностные лица и на основе каких принципов должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе местного самоуправления.

 

Финансово-экономические основы местного самоуправления. 

Финансово-экономические  основы местного самоуправления составляют:

а) муниципальная  собственность;

б) местные  бюджеты и иные финансовые ресурсы  местного самоуправления;

в) имущество, находящееся в государственной  собственности и переданное в  управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

В целях  обеспечения этой основы органы государственной  власти:

  • регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
  • передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;
  • разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;
  • регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  • компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

Федеральный (ст. 29) и Республиканский (ст.62) законы о местном самоуправлении определяют перечень состава муниципальной  собственности, права собственника и правила управления муниципальной  собственностью.

Имущество, находящееся в собственности  муниципального образования, делится  на две части. Одна часть муниципального имущества  закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на првае хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, составляет согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского или другого муниципального образования.

Статья 132 Конституции Российской Федерации  закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный  бюджет. Вопросы формирования и использования  местных финансовых ресурсов решаются соответственными органами местного самоуправления или непосредственно населением

 муниципального  образования в соответствии с  законодательством. Например, в статье 68 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия») указывается, что формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В тоже время указывается в данной статье, что формирование местного бюджета осуществляется путём применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Гарантирует также этот Закон и обеспечение минимальных местных бюджетов (ст.69) путём закрепления органами государственной власти РФ и РХ доходных источников. Для пополнения доходной части местных бюджетов муниципальные образования имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы (ст.71) в соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», взимать плату за пользование природными ресурсами (ст. 72), образовывать внебюджетные и валютные фонды, участвовать в кредитных отношениях (ст.72-74).

 

 

    1. Гарантии местного самоуправления.

 

Государство (Российская Федерация), признав местное  самоуправление как одну из форм осуществление  власти народа на местах, обязано обеспечить гарантированность прав местного самоуправления. Обобщая материал изложенный в данной работе, можно сделать вывод о том, что гарантии местного самоуправления, обеспечиваемые государством подразделяются на:

  • Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправле-

ния. Эти гарантии закреплены:

прежде  всего в положении о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

в праве  населения муниципальных образований  самостоятельно непосредственно или  через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную  структуру и процедуры деятельности;

в том, что  контроль государственных органов  за деятельностью органов местного самоуправления имеет оговорённые  законом пределы (ст. 5, 6 закона «О местном  самоуправлении в Республике Хакасия»);

и в том, что для решения местных вопросов и возлагаемых на них задач  органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

  • Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного са

моуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст.1). При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями (ст.6).

  • Гарантии, обеспечивающие судебные и иные правовые формы защиты местного самоуп-

равления. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет право местного самоуправления на судебную защиту (ст.76 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Гарантией правовой защиты местного самоуправления является также обязательность решений, принятых путём прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами (ст.75).

К гарантий правовой защиты местного самоуправления относится и право обращения органов и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям (ст.77 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований  объединяться в союзы и ассоциации (ст.9 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

К числу, если можно так выразиться опосредованных1 гарантий местного самоуправления необходимо отнести и гарантии депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим. Закон предусматривает статус, соответствующие льготы и социальные гарантии выше перечисленным категориям лиц (ст. 22, 23, 78 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

 Заключение.

 

Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное  самоуправление, имеет большое значение для формирования новой российской государственности. В нём, согласно Европейской Хартии о местном  самоуправлении, наиболее полно реализуется  идея приближения власти к её источнику ¾ народу. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают невозможным управление страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы самоуправления территорий, местных сообществ, которые, фактически, на сегодняшний день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания понятия местного самоуправления большинством населения страны.

И потому сейчас так важно государству, его  соответствующим органам видеть и анализировать опыт функционирования местного самоуправления на местах, определять тенденции его развития, ошибки и  проблемы становления и, в связи  с этим корректировать свою политику в вопросах местного самоуправления.

Например, практика последних лет показывает, что население муниципальных  образований в основной своей  массе по прежнему считает органы местного самоуправления государственными органами, а своё участие в решении вопросов местной жизни, в самоуправлении видят только в разовой акции ¾ выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Причины такого положения дел в следующем. Во-первых, в сознании многих людей остаются стереотипы и стандарты организации местной власти прошлых лет. Во-вторых, сохраняется отчуждённость от власти народа, выражающаяся в сакраментальной фразе: «как народ не решит ¾ власть, всё равно, сделает по своему». В-третьих, ¾ правовая неосведомлённость населения в вопросах местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное управление