Местное самоуправление и управление в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Собрание представителей муниципального образования Южный район издало постановление, в соответствии с которым муниципальным образованиям, расположенным на территории района, предписывалось избирать советы депутатов сроком на 2 года в количестве 15 человек. При этом выборы должны проводиться по пропорциональной системе (по партийным спискам). Однако Васильевский сельсовет отказался проводить выборы по пропорциональной системе, указав, что на его территории отсутствуют как местные политические общественные объединения, так и местные отделения региональных общественных объединений.

Оглавление

1. Формы организации местного самоуправления в зарубежных странах.
2. Особенности местного самоуправления в зарубежных странах.

Файлы: 1 файл

МП вариант 1.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

     Часто нормативно-правовая база различных  территорий отстает от их возросшего социально-экономического потенциала. По-прежнему сохраняются серьезные  различия в размерах территории, численности  населения и экономическом потенциале административно-территориальных единиц, относящихся к одной и той  же категории. Регулирование административно-территориального устройства в унитарных государствах является компетенцией центральных  органов власти, а в федеральных  государствах – это компетенция  субъектов федерации, хотя общие  принципы организации административно-территориального деления должны строится на основе принципов общефедеральной конституции. Детальное регулирование местного административно-территориального деления  осуществляется специальными законами.

     Система местного самоуправления в современных  государствах может включать в себя по вертикали от двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными и удобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно-территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельных видов административно-территориальных единиц.

     Органы  местного самоуправления различаются  по степени централизации взаимоотношений  с вышестоящими органами. Одна система  местного самоуправления построена  на принципах прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим (Италия, Франция, ФРГ). Наряду с этим ряд стран придерживается откровенно автономной системы, при которой  прямое подчинение по вертикали юридически отсутствует, а если на практике осуществляется, то в очень ограниченной форме (США, Великобритания).

     Во  втором случае органы местного самоуправления обладают довольно большой самостоятельностью по отношению к вышестоящим органам. В этом случае установлена и достаточно широкая система выборности этих органов. В некоторых странах  прямая система соподчиненности  осуществляется путем так называемой «координации» деятельности нижестоящих  органов (Япония).

     Иногда  деятельность органов местного самоуправления поставлена под прямой контроль специальных  государственных органов. Чаще всего  они подконтрольны органам министерства внутренних дел (Великобритания), в  других странах может создаваться  даже специальное подразделение  в составе правительства (министерство по делам местного самоуправления).

     В ряде стран (Франция, Италия и др.) в  административно-территориальные единицы  назначаются полномочные представители  правительства, которые осуществляют административный надзор за деятельностью  выборных органов местного самоуправления и их исполнительных органов, что  ставит эти органы под постоянный контроль со стороны центральных  властей.

     В большинстве стран Латинской  Америки не осуществляется прямого  централизованного управления местными органами, а создается система, при  которой представитель центра наделяется лишь контрольными функциями и действует наряду с руководителем муниципалитета, избираемым населением или советом. Так, в соответствии с Конституцией Эквадора 1980 г. в провинциях избираются провинциальные советы во главе с префектами, а центральную власть представляет губернатор, в кантонах действуют муниципальные советы, возглавляемые алькальдами, хотя главным административным лицом является так называемый «политический руководитель». Функции назначаемых представителей центра официально сводятся к руководству полицией и надзору за деятельностью выборных учреждений, а фактически распространяются и на повседневный контроль за работой выборных учреждений.

     Представители центральных властей, осуществляя  административный надзор в отношении  органов местного самоуправления, могут  проверить законность актов, принятых этими органами и их соответствие действующему законодательству. Иногда решения органов местного самоуправления не вступают в силу до ознакомления с ними председателя правительства. Если в специально установленный  срок от него не поступает принципиальных возражений, решение вступает в законную силу. Отменить решение органа местного самоуправления администратор не имеет  права, но может оспорить это решение  в судебном порядке.

     В свою очередь органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свои права, объем своей компетенции  в случае попыток нарушения автономии  этих органов от председателя правительства, главы государства, парламента страны.

     В административно-территориальном делении  в современных странах наблюдается  большое разнообразие, диктуемое  во многом историческими традициями и экономической целесообразностью, поэтому и характерной чертой местного самоуправления является чрезвычайное разнообразие организационных форм их построения и прямая зависимость  их от местных условий (географических, социально-экономических, производственных, демографических и т.д.). В американских штатах, например, основными административно-территориальными подразделениями являются графства, которых насчитывается свыше трех тысяч. Они различаются по численности населения и размерам территории. В ряде штатов графства делятся на тауны и тауншипы, т.е. свободный тип компактных городских и сельских поселений. Американские города, как правило, относятся к типу муниципальных корпораций, в которых проживает около 2/3 населения всей страны. Административно-территориальная организация в США предлагает и особые подразделения в штатах – специальные округа, которые создаются для управления теми направлениями местной жизни, которые исключены из компетенции местных органов самоуправления. Специальные округа имеют свои органы управления или комиссии, которые или полностью избираются населением, или назначаются штатами или графствами, поэтому они выступают в роли проводников общей политики штата или графства (например, школьные округа). Школьные округа создаются для руководства школами и их финансирования. Кроме того, школьные округа создаются с целью вывести школы из сферы влияния политических партий. Специальные округа создаются и для выполнения самых разнообразных функций: пожарной охраны, жилищного строительства, водоснабжения, транспортных услуг и т.д. Такие округа обычно создаются в условиях, когда органы местного самоуправления по тем или иным причинам не в состоянии обеспечить населению определенный вид тех или иных услуг9.

     В Великобритании территория делится  на графства, а графства – на округа, охватывающие как городские, так  и сельские поселения. Низовыми территориальными подразделениями в Англии являются приходы, а в Уэльсе и Шотландии  – общины. Во всех административно-территориальных  единицах, кроме мелких приходов, имеются выборные органы местного управления – советы. В малых приходах функции органов местного управления осуществляют периодически созываемые собрания избирателей данного прихода.

     В ФРГ система административно-территориального деления устанавливается конституциями  земель. В соответствии с конституциями  земель земли делятся на округа, округа – на районы, а последние  делятся на общины. Районы и общины имеют свои выборные органы местного управления – соответствующие советы. В небольших по численности общинах  наряду с выборными советами периодически созываются собрания местных избирателей  для решения вопросов местного управления. В округах выборные органы местного управления отсутствуют.

     В Японии территориальное деление  включает в себя префектуры, причем префектуры различаются по численности  населения от полумиллиона до двенадцати миллионов. Префектуры включают в себя города (пункты с населением свыше 50 тысяч жителей), поселки и деревни. Крупнейшие города с населением свыше  полумиллиона имеют особый статус. Органами местного управления в префектурах, городах, поселках и деревнях являются избираемые населением соответствующие  собрания. 

    2. Особенности местного самоуправления в зарубежных странах 

     Местное самоуправление является непременным  атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает  громадное количество разнообразных  моделей и типов организации  местного самоуправления. Различия в  построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического  режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

     Сила  и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражает степень демократизма существующего  политического режима. Эти органы возникли и развивались как прямой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень часто  оказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения  часто характеризовались откровенным  противостоянием по вопросам разделения компетенции, финансово-экономическим  вопросам и т.д. Первоначально эти  органы формировались на основе ограниченного  избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии  цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к  населению10.

     Значение  органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку  они оказывают решающее влияние  на создание в соответствующей территориальной  единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление  социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и  управления. Большое значение имеет  и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным  единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться  местным бюджетом и т.д. Поэтому  в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

     В настоящее время наиболее существенными  признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении  местных вопросов. Эта самостоятельность  опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных правовых актов  по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

     Коммунальное  самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных  коммунальных функций, собственной  ответственностью в решении местных  общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе11. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

     Сложившееся, например, в Латинской Америке  законодательство о местном управлении было обусловлено рядом факторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства. История  возникновения здесь органов  местного самоуправления берет начало именно в этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной  стороны, довольно широкие полномочия, а с другой – они находились под жестким контролем со стороны  центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще  в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми  испанским парламентом – Кортесами. Городским муниципалитетам предоставлялось  имущество в собственность, право  решения местных вопросов, сборов налогов и издания нормативных  правовых актов. Однако руководители муниципальных  органов – главные алькальды (мэры) или коррехидоры (советники) – считались служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке.

     Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.

     Бразилия, например, включает в себя свыше 4300 муниципалитетов, которые имеют  право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам12. Муниципалитеты имеют политическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку Федеративная Республика Бразилия построена на принципах значительной централизации, включающей право центральных властей на самое широкое вмешательство в дела субъектов федерации, конституции штатов предусматривают аналогичный институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могут служить нарушения муниципальной автономии, задолженность по федеральным платежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение прав человека и т.д. Принцип федерального вмешательства имеет конституционную основу, он закреплен статьями федеральной Конституции и конституциями штатов, в состав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательства рассматривается бразильскими исследователями как одна из гарантий сохранения целостности государства и обеспечения нормального функционирования конституционных органов власти, демократического режима и системы местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления опираются  обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит  эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно  осуществляют управленческие функции  на местах, одновременно выступая в  качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее  время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности  элементов управленческой системы.

     Юридическая и фактическая самостоятельность  органов местного самоуправления в  ряде современных государств носит  особенный специфический характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность  автономных образований, так как  органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку  они могут действовать только на основе и в рамках законодательных  актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство. В ФРГ, например, выделяют три условия правового регулирования местного самоуправления: федеральное законодательство, законодательство отдельных земель и принимаемые самими общинами правовые установления. Нормами федерального законодательства является прежде всего Основной закон ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовом регулировании местного самоуправления занимает законодательство земель, хотя в различных землях правовое положение коммун имеет свои особенности. Конституции земель, как правило, дублируют основные положения основного закона ФРГ, а также дополняют и конкретизируют отдельные ее нормы. Большая часть вопросов коммунального самоуправления регулируется законами земель, среди которых основное время занимают уставы о коммунах. Уставы о коммунах имеют все земли ФРГ. Третьим звеном правового регулирования местного самоуправления в ФРГ являются правовые акты самих общин. Они имеют право принимать по местным вопросам свои собственные правовые акты. Все земельные уставы о коммунах содержат положения о том, что каждая коммуна имеет возможность принять собственный устав или положение. Эти уставы определяют возможность введения налогов и их взимание, оформление расходов коммуны, осуществление автономии в области планирования, организации коммунального управления и т.д.

Информация о работе Местное самоуправление и управление в зарубежных странах