Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:32, реферат
Теория общественного самоуправления, пришедшая на смену теории свободной общины, также исходила из противостояния государства и общества, из признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. Эта теория выдвигала в качестве признаков самоуправления не государственный, а именно хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, усматривала сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными интересами без каких-либо вмешательств со стороны государства.
Введение . . . . . . . . . . 1
1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления 3
2. Системы местного самоуправления . . . . . . 5
3. Порядок формирования органов местного самоуправления . . 12
Заключение . . . . . . . . . . 16
Литература . . . . . . . . . . 17
Местное самоуправление в зарубежных странах
Содержание:
Введение . . . . . . . . . .
1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления 3
2. Системы местного самоуправления . . . . . . 5
3. Порядок формирования органов местного самоуправления . . 12
Заключение . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . .
Введение
Местное самоуправление как самостоятельное
явление общественной жизни и
институт гражданского общества зародилось
в глубокой древности. Оно существовало
в качестве общинного самоуправления
еще до государственно-организованного
общества, прошло этапы античного мира,
средних веков и нового времени. С конца
XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление
становится постоянным объектом теоретического
научного осмысления. Оно активно используется
при проведении политических, административных
и правовых реформ.
В современной научной и учебной литературе
выделяется пять основных теорий местного
самоуправления.
Теория свободной общины разработана в начале XIX в. немецкими учеными. Главная направленность ее заключается в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовала государству. Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила из признания общины как естественного сложившегося организма, независимого от государства. Идеи теории свободной общины получили отражение в законодательстве. В бельгийской конституции 1831 г., например, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая, «общинная» власть.
Теория общественного
Общественная теория самоуправления получила распространение в 60-х годах XIX столетия в русской юридической науке. Она была обоснована в работах А.И. Васильчикова, В.Н. Лешкова, которые исходили из права местных учреждений самостоятельно заниматься местными хозяйственными и общественными делами, из независимости местного самоуправления от государства.
Теория государственного самоуправления разработана немецкими учеными XIX в. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Суть этой теории в том, что самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия местного самоуправления даны государством. Однако местное самоуправление осуществляется не правительственными лицами, а самими местными жителями, которые заинтересованы в результатах местного управления. В теории подчеркивается именно государственный характер местного самоуправления.
В рамках этой теории принято выделять два основных направления - политическое, связанное с именем Р. Гнейста, и юридическое, которое связывают с Л. Штейном.
Теория дуализма местного самоуправления
исходит из двойственного характера
муниципальной деятельности - самостоятельного
решения местных дел и
Теория социального обслуживания считает,
что основной задачей муниципальных органов
является оказание услуг населению, главной
целью их выступает благосостояние жителей.
1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
В большинстве современных
Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.
Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.
В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.
Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.
Юридическая и
фактическая самостоятельность
органов местного самоуправления в
ряде современных государств носит
особенный специфический
На практике принцип
местного самоуправления означает передачу
тех или иных административных полномочий,
имеющих чисто местное
2. Системы местного самоуправления
В зарубежных странах существует несколько
типов организации и
Англо-саксонская
муниципальная система
Суть этой системы
в том, что местные органы рассматриваются
как автономные образования, действующие
в пределах предоставленных им законом
полномочий. Отсутствует прямое подчинение
нижестоящих органов вышестоящим, на местах
нет уполномоченных центрального правительства.
Наряду с представительными органами,
которые непосредственно избирают населением
административно-
Местное самоуправление и управление в Великобритании характеризуется разнообразием и регулируется большим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. В Англии действуют советы графств, административных округов и приходов, в Уэльсе - советы графств, городов-графств и общин, в Шотландии - советы территориальных единиц местного управления и советы общин, в Северной Ирландии - советы округов и приходов. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.
Континентальная
(французская) модель местного самоуправления
применяется в большинстве стран
континентальной Европы, франкоязычной
Африке, в Латинской Америке, на Ближнем
Востоке. Эта модель основывается на сочетании
прямого государственного управления
на местах и местного самоуправления.
Существует подчиненность нижестоящих
звеньев вышестоящим. Родоначальницей
этой модели выступает Франция.
Во Франции традиционно существует высокая
степень централизации местного управления
и самоуправления, что проявляется в системе
административного контроля центральной
власти за местными органами. Поведенная
во Франции в начале 80-х годов реформа
насколько снизила такую централизацию,
расширила полномочия территориальных
коллективов, обеспечила им большую самостоятельность,
но сохранила за центральной властью сильные
позиции на местах. На местном уровне имеется
специальный уполномоченный правительства,
который осуществляет контроль за органами
местного самоуправления. В каждом департаменте
есть представитель государства (комиссар
республики), осуществляющий административный
контроль за законностью решений, принимаемых
коммунами, которые являются основой местного
самоуправления. Во Франции насчитывается
более 36 тысяч коммун, 90 % из них имеют менее
2000 жителей. Каждая коммуна имеет совет,
который избирает из своего состава мэра.
Мэр - одновременно и государственный
служащий и глава местного самоуправления.
Органы территориального самоуправления
имеются также в 96 департаментах, 22 регионах
и округах Парижа, Марселя и Лиона.
Местное (коммунальное) самоуправление в Германии рассматривается многими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский; северогерманский.
Для южногерманского типа характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и др.) избирается непосредственно населением. Избирается также глава администрации - бургомистр, который одновременно по должности председательствует в правительственной корпорации. Этот тип называется конституцией совета.
Магистральный тип характеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган - магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных членов. Этот тип называют конституцией магистрата.
Бургомистерский тип предусматривает, что избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет представительную корпорацию и местную администрацию, т.е. соединяет в себе функции главы общины и главы администрации. Этот тип называют конституцией бургомистра.
Северогерманский тип напоминает англо-саксонскую модель «совет - управляющий». Избираемый населением представительный орган создает исполнительный комитет, который не является местной администрацией, а только готовит решения представительного органа. Этот тип называют конституцией директора.
В уездах органами
самоуправления служат представительный
орган - уездный съезд или уездный
совет - и администрация во главе
с земским советником, который
избирается населением или представительным
органом.
Несмотря на особенности организации
самоуправления в Германии, оно имеет
много общего как с англо-саксонской, так
и с континентальной (французской) моделями.
Системы местного самоуправления в
современных государствах строятся
на основе административно - территориального
деления страны. Само административно-
Административно-территориально
Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах