Значение столового этикета в деловой жизни менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Понятие этикета традиционно являлось одним из ключевых в человеческом общении. Этикет как система определенных правил и ритуалов с давних времен помогал людям выстраивать отношения определенным образом и достигать нужных результатов посредством коммуникаций.

Оглавление

Введение .....................................................................................................3
Глава 1. Столовый этикет в деловой жизни менеджера
1.1. Общее понятие, этикет как часть деловой жизни.........................................................................................................5
1.2. Роль этикета в деловой жизни, «деловой этикет».......................................................................................................8
1.3. Основные виды и характеристики делового застолья………………………………………………………………....10
1.4. Этикет делового застолья................................................................14
Практическая часть Тестовые задания……………………………….26
Заключение ................................................................................................31
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

этикет.docx

— 68.79 Кб (Скачать)

Пригласившая  сторона, как правило, появляется в ресторане за 10 минут до условленного времени, занимает место за столиком и сообщает официанту, кого он ждет.

Резервируя столик, часто выражают желание, чтобы место в стороне от центра, это поможет создать более непринужденную и деловую атмосферу.

Отдельная тема для хозяев на деловом застолье – это отлаженное и качественное обслуживание. Хозяева мероприятия  должны четко следить, чтобы обслуживание гостей проходило на должном уровне – быстро, четко и качественно.

Если  этого не происходит, то необходимо постараться отрегулировать этот вопрос, путем замены обслуживающего персонала  без привлечения к проблеме излишнего  внимания и тем более, ни в коем случае не допускать скандальных  форм решения вопроса.

     Для гостей назначенного мероприятия  являются важными следующие шаги. Прежде всего, максимально четко  и в предельно короткие сроки  дать ответ на приглашение.

Важным  моментом является и определение  формы одежды – одевшись соответствующим  образом, гость продемонстрирует уважение к пригласившему партнеру.

Форма одежды, принятая для деловых обедов, - повседневная рабочая. Если же деловой  обед проводится в кафе, то требования к одежде минимальны – допускаются  даже джинсы.

Ресторан в свою очередь предъявляет более высокие требования к одежде, «как правило, это костюм или платье – для женщины. Необходимо заметить, что на деловом мероприятии любой формы неуместны глубокие декольте, вызывающие разрезы и яркая бижутерия для женщин»(1).

Кроме того, гостю необходимо пытаться строго соблюдать заранее согласованные договоренности о месте, времени и составе участников встречи (кто, где и когда будет встречаться).

Только  при настоятельной необходимости разрешается вносить изменения в заранее утвержденный план. Так, не стоит пытаться расширить круг приглашенных за счет своего секретаря или коллеги без веской на то причин, а тем более отправить кого-либо вместо себя на мероприятие.

К четкой договоренности относится и время  проведения мероприятия. Здесь есть небольшие отличия.

Так, на приемы с рассадкой необходимо являться в строго оговоренное время. На приемы без рассадки за столом можно являться в любой временной промежуток указанные в приглашении, например, с 17.00- 19.00, с 18.00 – 20.00.

Наряду  с опозданием как невежливость будет  расценен и приход раньше назначенного срока. Но в любом случае, если со стороны гостей на мероприятии должна присутствовать группа одному из гостей нельзя приходить позже, чем ее руководителю.

Наряду  с несвоевременным приходом нежелателен  и несвоевременный уход: нетактично покидать кому-либо прием раньше, чем  ее покинет глава группы гостей или  старший по должности. Если же все-таки необходимо уйти, то надо заранее предупредить приглашающую сторону об этом и получить разрешение.

 
 
 
 
 
 
 

1 КузинФ.А.«Делайте  бизнес красиво: этические и  социально-психологические основы  бизнеса» М.,1995. с.36.

 

Оплачивать счет должен либо тот, кто первым предложил встретиться, либо занимающий более высокое положение. Если ситуация может быть превратно истолкована как попытка завоевать чье-то особое расположение, следует предложить, чтобы каждый платил за себя.

Это особо  актуально для представителей средств  массовой информации и государственных  служащих всех уровней: «завтрак журналиста или чиновника за чужой счет могут счесть попыткой повлиять на прессу или проявлением коррумпированности органов государственной власти».

Однако  наиболее общим подходом все же будет  такой - пригласивший берет все расходы  на себя.

И последний  важный момент - после делового застолья обязательным является благодарность  в адрес организатора. Более уместной, однако, будет благодарственная записка, хотя этим элементом в деловых отношениях часто пренебрегают.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Со  стороны приглашающей стороны очень  важным является правильный выбор стола.

Лучше всего отдать предпочтение столу, стоящему у стены, которая представляет собой более нейтральный фон, чем заполненный людьми зал.

    Кроме порядка рассадки должно быть правильно организовано убранство стола. Оно включает в себя, прежде всего, правильно накрытый стол: обязательно употребление скатерти или различного вида салфеток (льняных, бумажных, плетенных, батистовых).

Существует  несколько видов сервировки стола, но можно остановиться на более или  менее универсальном способе.

Перед каждым сидящим за столом ставится большая плоская тарелка, на которую  при сервировке кладут салфетку, сложенную  треугольником или конвертом. Иногда салфетку кладут на стол слева от вилки.

На  плоскую тарелку в свою очередь  ставят поочередно закусочную, глубокую и мелкую большую тарелки для  горячих блюд. Слева от тарелки-подставки, которая помогает сберечь чистоту  скатерти, ставят маленькую плоскую  тарелку, на которую кладут хлеб. Это  тарелку так же используют для  складывания кожуры фруктов и  т.п.

Слева от тарелки кладут вилку, зубцами  вверх, справа – нож острой частью лезвия к тарелке. Если планируется  суп, то за ножом кладется ложка выпуклой стороной вниз.

За  тарелкой следует маленькая ложка  для сладкого, а за нею  чуть правее – стакан для воды. Посередине стола  часто ставят тарелку для хлеба  и графин или кувшин с водой.

При более усложненном варианте сервировки стола слева от тарелки-подставки  кладут три вилки: самая большая  – для вторых блюд, затем чуть поменьше и пошире – для рыбных и самая маленькая - - для закусок. В аналогичном порядке и с  аналогичным назначением лежат  и ножи.

За  большой тарелкой лежат десертный  нож ручкой вправо, вилка ручкой влево и ложка для десерта  ручкой вправо.

Если  гостей много, то кушанья разносят на блюде. Их подносят гостю с левой  стороны левой рукой. Кушанья  же, расположенные в тарелке, а  также суп подают с правой стороны  правой рукой.

Необходимо  также  придерживаться особых манер поведения за столом.

На практике приняты две манеры еды за столом: европейская, когда нож все время  держат в правой руке, а вилку  — в левой, и американская, при  которой вилку перекладывают  из левой руки в правую после того, как отрезан один или несколько  кусочков мяса или птицы.

В Америке  нож используют только для разрезания пищи, потом его оставляют на краю тарелки, а свободную левую руку опускают на колено.

Садясь  за стол, рекомендуется развернуть салфетку, положить ее пополам так, чтобы нижний край выступал вперед, и положить себе на колени. На официальном обеде следует подождать, пока хозяйка приема не подаст пример, сделав это первой.

Мужчинам  ни в коем случае не рекомендуется заправлять салфетку за воротник, между пуговиц рубашки или за пояс брюк.

После использования салфетка кладется справа на стол от прибора.

На званом обеде хозяйка приема, чтобы дать знак всем присутствующим, что трапеза  окончена, кладет свою салфетку на стол первой. Гости могут сделать это только после нее.

Далее осуществляется заказ меню. Как правило, это делает пригласившая сторона, учитывая вкусы, традиции и состояние здоровья приглашенных гостей.

Если  мероприятие не носит торжественный  характер и группа лиц небольшая, то ряд специалистов рекомендуют  делать заказ уже известных и  поверенных блюд, а также вин.

Со стороны  гостей недопустим отказ от блюд, равно  как и недопустимы просьбы  заказ индивидуальных блюд, не предусмотренных  общим меню.

Если  хозяевами заказывается не общее  меню, а предоставляется выбор  для каждого гостя, то каждому  участнику застолья следует: «остановиться  на заказе только основных блюд  и  дождаться предложения десерта»(1).

Если  десерт не предусмотрен, то не стоит  индивидуально на нем настаивать.

Порядок действий за столом всех участников застолья сводится в основном к ряду правил:

  1. твердая еда подается слева, жидкая  - справа;
  2. общие блюда каждый участник должен предложить сначала соседу, а потом положить себе;
  3. предлагается блюдо соседу слева, потом накладывается себе и после в случае необходимости передается направо.
  4. участник застолья не должен пытаться передавать соседу  еду с блюда, если она находится не непосредственно рядом с ним.
  5. Закуски необходимо изначально выкладывать на индивидуальную тарелку и только после этого начинать их есть.

За столом всем присутствующим рекомендуется  вести себя максимально естественно  и непринужденно, но все же четко  придерживаться некоторых правил. Например, по возможности сидеть прямо, так, чтобы нижняя часть спины была прижата к спинке стула, а ступни ног полностью касались пола.

Не следует  сидеть слишком  близко к столу  или слишком далеко от стола.

Не перекрещивать во время еды ноги, а руки лучше опустить на колени. Хотя более непринужденной кажется поза, когда правая рука лежит на коленях, а запястье левой руки — на столе.

Иногда  — между подачей блюд — можно  поставить локти на стол, но не во время еды. Не стоит нагибаться над тарелкой, а стараться держаться прямо. Если есть необходимость достать что-либо, ни в коем случае не стоит тянуться через тарелку соседа. Брать пищу из общей посуды следует положенными рядом с ней столовыми приборами, чаще всего это вилка и ложка. Необходимо быть предельно внимательным, чтобы держать раскладочную ложку или вилку в правой руке, не уронить еду.

Накладывая  себе закуски, следует мысленно оценивать  их количество закусок и соотносить его с числом гостей.

Не следует  долго и привередливо перебирать куски. Следует взять тот, что  лежит ближе к вам.

Пользуясь ножом и вилкой, нужно следить, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов. Если временно прибор не нужен, его можно положить на край тарелки, но никак не на скатерть.

Если  в ходе застолья возникает пауза, то приборы кладут на тарелку крест-накрест: нож - острием влево, вилку -выпуклой частью вверх, чтобы ручка ножа была расположена, как стрелка часов, указывающая на цифру 5, а ручка вилки — на цифру 7, место скрещения должно приходиться на зубцы вилки и верхнюю часть ножа.

Не возбраняется положить приборы ручкой на стол, а  рабочей стороной — на тарелку. По окончании еды их кладут на тарелку  параллельно друг другу, чтобы ручки  показывали на 5 часов, лезвие ножа смотрело влево, а выпуклая часть вилки  — вверх.

Если  это официальный прием, то такое  расположение приборов будет служить  официанту сигналом, что вы закончили есть.

Если  возникает ситуация, когда необходимо выйти из-за стола, то идеальным решением проблемы будет дождаться смены  блюд и положив салфетку на стул или слева от своего прибора покинуть стол.

Всем  участникам застолья рекомендуется, есть приблизительно в одном темпе, чтобы  иметь возможность сосредоточиться  на деловых вопросах и проявлять  взаимную вежливость.

     Что касается напитков, то здесь  вся ответственность за правильный  и качественный выбор ложится  на хозяев мероприятия.

Так, Э.М. Сабатт рекомендует после открытия заказанной бутылки первые глотки сделать  именно хозяину и обратить особое внимание на качество винной пробки: если пробка сухая, то нужно своевременно попросить официанта заменить бутылку, поскольку это свидетельствует о том, что вино хранилось ненадлежащим образом.

Информация о работе Значение столового этикета в деловой жизни менеджера