Значение столового этикета в деловой жизни менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Понятие этикета традиционно являлось одним из ключевых в человеческом общении. Этикет как система определенных правил и ритуалов с давних времен помогал людям выстраивать отношения определенным образом и достигать нужных результатов посредством коммуникаций.

Оглавление

Введение .....................................................................................................3
Глава 1. Столовый этикет в деловой жизни менеджера
1.1. Общее понятие, этикет как часть деловой жизни.........................................................................................................5
1.2. Роль этикета в деловой жизни, «деловой этикет».......................................................................................................8
1.3. Основные виды и характеристики делового застолья………………………………………………………………....10
1.4. Этикет делового застолья................................................................14
Практическая часть Тестовые задания……………………………….26
Заключение ................................................................................................31
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

этикет.docx

— 68.79 Кб (Скачать)

во-вторых, в России долгое время вообще не существовало специального обучения этикету  ни в школах, ни в ВУЗах. Очень  мало внимания этим вопросам уделялось  и в рамках советского семейного  воспитания. 

 1.3 Основные виды делового застолья

     Застолье  в любых организационных формах будь то завтрак, ленч, фуршет, коктейль или обед, ужин – это очень популярный и эффективный вид мероприятия в деловых кругах.

Традиционно этим мероприятиям придается очень  большое значение, поскольку в  ходе них обсуждаются важные проблемы, решаются вопросы, заключаются сделки.

Таким образом, любой обед или ленч может  служить как средством решения деловых вопросов, так и итогом решения.

Поэтому большинство организаторов делового застолья прекрасно осознают, что  от самой атмосферы и общей  организации застолья зависит многое, начиная от общего  имиджа фирмы и заканчивая конкретным объемом прибыли, который может получить организация.

Именно  поэтому придается такое большое значение правилам организации застолья в любых формах и правилам поведения входе него для участника в любой роли, будь он хозяином мероприятия, или гостем.

     Итак, прежде всего, необходимо  отметить какие виды делового  застолья существуют и по каким  правилам они должны организовываться.

Сегодня существует около десятка различных  приемов, причем, у каждого свои нюансы и правила, свое название и элементарные гигиенические и эстетические требования, а также традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В самом  общем виде приемы подразделяются на дневные и вечерние, а также приемы с рассадкой гостей за столы и без нее.

Это прежде всего завтраки, обеды, ужины, а также  ленчи, коктейли, бокал вина с сыром, бокал шампанского и т.п. виды приемов. 

Чаще  всего в независимости от формы  мероприятия предполагается определенная подготовка к нему и чем выше по статусу мероприятие, тем более  тщательную подготовку оно требует.

Большинство специалистов по этикету рекомендуют  очень внимательно относится  к выбору места для проведения мероприятия, поскольку это прежде всего демонстрация уважения к приглашенным.

Так, Д. Ягер рекомендует: « учитывать место  в соответствии с уровнем деловых  партнеров, их местом, занимаемом в  деловом мире».(1)

Все эти  виды застольных мероприятий объединяют некоторые общие принципы, применимые во всех случаях, в частности, общепринятые правила поведения за столом. Однако, каждая из этих форм делового общения имеет и свои особенности. Наиболее торжественными  и почетными по своему характеру являются следующие виды приемов – завтрак, обед, ужин.

Утренний (первый) завтрак чаще всего производится с рассадкой за столом и устраивается между 11.00 и 15.00.

Столы для завтрака обычно ставят буквой П или Т. Почетные места за столом организуют «лицом» к входным  дверям или к окнам, выходящим  на улицу. Столы накрывают скатертями и украшают цветами. Сервировка стола  не отличается от сервировки как на торжественном приеме.Продолжительность  завтрака около 1,5 часов.Перед завтраком  гостям подается аперитив: водка, виски, джин, сухое вино, соки. Меню завтрака, как правило, состоит из одного-двух блюд холодной закуски, одного горячего рыбного блюда, одного горячего мясного  блюда и десерта.  Как правило,  к холодным закускам предлагается водка, к рыбному блюду – охлажденное  сухое белое  вино, к мясному  – сухое красное вино комнатной  температуры. К десерту  предлагается шампанское. После завтрака предлагается чай, кофе, к которым принято предлагать коньяк и ликер. Во время всего  завтрака часто подается минеральная  вода, соки.

 
 
 
 

1 Ягер Д «Деловой этикет: Как выжить и преуспеть». М., 1994, с.157.

После завтрака предлагается чай, кофе, к  которым принято предлагать коньяк и ликер. Во время всего завтрака часто подается минеральная вода, соки.

Второй  завтрак (ленч). Ленч обладает рядом преимуществ по сравнению с завтраком – он может быть использован при проведении крупных массовых мероприятий, когда предстоит обслужить большое количество посетителей и на достаточно высоком уровне.

Обычно  это происходит во время заседаний, съездов, конгрессов, ярмарок. Но ленч может быть и небольшим мероприятием, проводимым в бистро. Меню обычно состоит из трех блюд: закуска, основное блюдо, десерт.

К дневному приему относятся также «Бокал вина с сыром" - прием, популярный еще с 70-х годов 20 века. Доминирующим блюдом здесь является сыр комнатной температуры и различных сортов. Сыр дополняют вино, овощи и фрукты.

Деловая альтернатива этого приема - "Бокал шампанского" в 2 или в 3 часа дня. Приглашенным раздают бокалы с шампанским, угощают маленькими тостами на шпажках, фруктами и сладостями.

"Бокал  шампанского" организуется в  связи с открытием выставок, празднованием  годовщины фирмы или же профессионального  успеха предприятия. Прием проводится  стоя, и от гостей ожидают строгого, формального поведения.

Еще один прием - просто "Бокал вина". Это тоже официальный вид приема – «прием в обнос» он проводится в час, в два или в три часа дня, стоя. Официанты обносят собравшихся вином, на подносах стоят бокалы с белым и красным вином, и собравшиеся их разбирают. Существует правило, если красное вино, то нужно подавать красную рыбу, красное мясо; к белому вину - белую рыбу, белое мясо.

     «Фуршет" очень похож "Коктейль": тоже время проведение, те же условия и правила. Единственное отличие - меню. На "коктейлях" подают больше напитков, нежели закусок. В отличие от фуршета, столы для коктейлей не накрываются.

В зале расставляют несколько небольших  столиков, на них раскладывают сигареты, спички, пепельницы, ставят бумажные салфетки в вазочках. Угощение и напитки  подаются официантами на подносах. Вместо вилок гости пользуются специальными банкетными шпажками. Заканчивают прием подачей шампанского и кофе.

Деловой обед позволяет наладить хорошие отношения с партнерами, лучше познакомиться с клиентами. В полдень человек активнее и раскованней, чем в 7-8 часов утра

Обед (с рассадкой) – наиболее почетный вид приема, Он может начинаться в период от 19:00 до  21:00. Длительность обеда должна составлять 2-2,5 часа.

Столы ставят, как и для завтрака, но накрывают белыми скатертями.

Иногда  украшают цветами. На тарелочки для  хлеба кладут белые накрахмаленные салфетки. В целом сервировка стола  схожа с сервировкой при торжественном  приеме.

В период сбора гостей подается аперитив. Меню обычно составляют холодные закуски, суп, одно горячее рыбное, одно мясное блюдо, десерт. Алкогольные напитки  такие же, как и к завтраку. После обеда подаются также кофе или чай.

Иногда  вместо классического обеда проводят «обед-буфет». Во время этого вида обеда все блюда, такие как закуски, горячее рыбное, горячее мясное, десерт – сервируется на одном большом столе. Гости обслуживают себя частично самостоятельно, рассаживаясь за небольшими столиками группами, частично с помощью официантов.

     Деловой ужин носит более официальный характер, чем завтрак или обед, и по степени регламентации приближается к приему. Это определяет тип приглашений, особенности одежды (костюм темных тонов). Продолжительность делового ужина два часа и более.

Ужин, как  правило, начинается в 21.00 и позднее. Меню ужина и винная карта аналогичны обеденным меню и карте. С той  лишь разницей, что к ужину обычно не подают суп. Часто предполагается, что пригласившая сторона на ужин должна позаботиться о транспорте.

 
 
 

1.4. Этикет делового застолья

 

Перед организации делового застолья, равно и как при его проведении необходимо обдумать прежде всего свои задачи и уяснить, будет ли более непринужденная атмосфера застолья способствовать их решению. Так, например, такой автор как Энн Мари Саббат предлагает: «каждой из сторон в обязательном порядке разрешить следующие вопросы»(1).

Прежде  всего сторонам необходимо «осознать  цель делового обеда», т.е. постараться  за приятным времяпрепровождением не упустить стремления к решению основных задач и достижению поставленных целей.

 Итак, если принято решение о необходимости  проведения такого застолья и   выбран тип мероприятия, а также  уже определен состав приглашенных, то какие же шаги необходимо  предпринять далее? Прежде всего,  необходимо определиться по времени  проведения мероприятия. Так,  дневное время считается самым продуктивным. Не стоит сильно  затягивать или начинать раньше, надо учитывать время на дорогу и время работы кофейни или ресторана. Далее, необходимо выбрать место проведения застолья.

Желательно, чтобы территория была нейтральная, тогда приглашенные почувствуют  себя более комфортно – это  может быть кофейня или ресторан, бар. Допустим вариант приглашения в офис, но в таком случае возникает необходимость максимально изолировать приглашенных от постоянных звонков и суеты сотрудников, лучше, если это будет комната переговоров.

     Есть  минусы: первое, кто-то из сотрудников  во время обеда вынужден будет  ухаживать за гостями, т.е. его время, затраченное на это мероприятие, пройдет наименее эффективно и второе, гости могут стеснять самих сотрудников, работающих в офисе, им придется работать в необычном для себя режиме, что  также снизит эффективность труда. Исключение составляют компании, в  которых имеются отведенные для  подобных мероприятий залы и сотрудники.

 

1 Сабат Э.М. «Бизнес-этикет». М., 1997. с.159.

Желательно, чтобы в выбранном ресторане  для делового мероприятия заведении  не было шумной  музыки и аналогичной  публики.

Также организаторам рекомендуется избегать экзотической и национальной кухни. Кроме того, организуя деловые переговоры во время застолья, не следует задаваться целью удивить и поразить партнера дорогими и чрезвычайно оригинальными блюдами экстра-класса.

     Далее, необходимо разослать   приглашения в письменном виде  или совершить звонки,

- во-вторых, составить план рассадки за  столом;

- в-третьих,  составить  меню;

- в-четвертых,  спланировать сервировку столов  и обслуживания гостей и

- в-пятых,  подготовить тосты или речи (в  частности это касается приемов  с рассадкой).

Очень важный место в подготовке занимает планирование рассадки гостей за столом, поскольку определенное место будет  свидетельствовать о занимаемом положении человека в деловом  мире и будет демонстрировать  отношение хозяев к пониманию  этого места и общих перспектив дальнейшего сотрудничества.

Так, первым по важности считается место справа от хозяйки дома или мероприятия, вторым – справа от хозяина. Чем  дальше место от хозяев, тем оно  менее почетно. В отсутствие женщин первым считается место справа от хозяина дома, вторым – слева  от него.

При организации  рассадок за столом часто придерживаются простых правил: женщину не сажают рядом с женщиной и в конце  стола, если на его торце не сидят  мужчины, супружеские пары принято  за столом «разбивать».

Первыми по обе стороны от хозяина сажают женщин, от хозяйки – мужчин. Затем  места чередуются: рядом с женщиной сажают мужчину и наоборот.

Акцентирование  внимания на правильной рассадке еще  и связано с тем, что от нее  будет зависеть и правильный порядок  обслуживания, поскольку на специальных  мероприятиях обслуживание начинается с почетного гостя или почетных гостей.

Таким образом, преимущество в обслуживании отдается общественному положению  гостя. В рамках же специального мероприятия  обслуживают поочередно всех гостей, занимающих места за столом в порядке  общественного ранга: например, сначала  юбиляра, потом почетного гостя, руководителя учреждения. За ними уже  сидят в соответствии с занимаемыми  должностями другие ответственные  представители или работники  организации.

Информация о работе Значение столового этикета в деловой жизни менеджера