Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа
Понятие этикета традиционно являлось одним из ключевых в человеческом общении. Этикет как система определенных правил и ритуалов с давних времен помогал людям выстраивать отношения определенным образом и достигать нужных результатов посредством коммуникаций.
Введение .....................................................................................................3
Глава 1. Столовый этикет в деловой жизни менеджера
1.1. Общее понятие, этикет как часть деловой жизни.........................................................................................................5
1.2. Роль этикета в деловой жизни, «деловой этикет».......................................................................................................8
1.3. Основные виды и характеристики делового застолья………………………………………………………………....10
1.4. Этикет делового застолья................................................................14
Практическая часть Тестовые задания……………………………….26
Заключение ................................................................................................31
Список использованных источников и литературы
во-вторых,
в России долгое время вообще не
существовало специального обучения этикету
ни в школах, ни в ВУЗах. Очень
мало внимания этим вопросам уделялось
и в рамках советского семейного
воспитания.
1.3 Основные виды делового застолья
Застолье в любых организационных формах будь то завтрак, ленч, фуршет, коктейль или обед, ужин – это очень популярный и эффективный вид мероприятия в деловых кругах.
Традиционно этим мероприятиям придается очень большое значение, поскольку в ходе них обсуждаются важные проблемы, решаются вопросы, заключаются сделки.
Таким образом, любой обед или ленч может служить как средством решения деловых вопросов, так и итогом решения.
Поэтому
большинство организаторов
Именно поэтому придается такое большое значение правилам организации застолья в любых формах и правилам поведения входе него для участника в любой роли, будь он хозяином мероприятия, или гостем.
Итак, прежде всего, необходимо
отметить какие виды делового
застолья существуют и по
Сегодня существует около десятка различных приемов, причем, у каждого свои нюансы и правила, свое название и элементарные гигиенические и эстетические требования, а также традиции, передающиеся из поколения в поколение.
В самом общем виде приемы подразделяются на дневные и вечерние, а также приемы с рассадкой гостей за столы и без нее.
Это прежде
всего завтраки, обеды, ужины, а также
ленчи, коктейли, бокал вина с сыром,
бокал шампанского и т.п. виды
приемов.
Чаще всего в независимости от формы мероприятия предполагается определенная подготовка к нему и чем выше по статусу мероприятие, тем более тщательную подготовку оно требует.
Большинство специалистов по этикету рекомендуют очень внимательно относится к выбору места для проведения мероприятия, поскольку это прежде всего демонстрация уважения к приглашенным.
Так, Д. Ягер рекомендует: « учитывать место в соответствии с уровнем деловых партнеров, их местом, занимаемом в деловом мире».(1)
Все эти виды застольных мероприятий объединяют некоторые общие принципы, применимые во всех случаях, в частности, общепринятые правила поведения за столом. Однако, каждая из этих форм делового общения имеет и свои особенности. Наиболее торжественными и почетными по своему характеру являются следующие виды приемов – завтрак, обед, ужин.
Утренний (первый) завтрак чаще всего производится с рассадкой за столом и устраивается между 11.00 и 15.00.
Столы
для завтрака обычно ставят буквой
П или Т. Почетные места за столом
организуют «лицом» к входным
дверям или к окнам, выходящим
на улицу. Столы накрывают скатертями
и украшают цветами. Сервировка стола
не отличается от сервировки как на
торжественном приеме.
1 Ягер Д «Деловой этикет: Как выжить и преуспеть». М., 1994, с.157.
После завтрака предлагается чай, кофе, к которым принято предлагать коньяк и ликер. Во время всего завтрака часто подается минеральная вода, соки.
Второй завтрак (ленч). Ленч обладает рядом преимуществ по сравнению с завтраком – он может быть использован при проведении крупных массовых мероприятий, когда предстоит обслужить большое количество посетителей и на достаточно высоком уровне.
Обычно это происходит во время заседаний, съездов, конгрессов, ярмарок. Но ленч может быть и небольшим мероприятием, проводимым в бистро. Меню обычно состоит из трех блюд: закуска, основное блюдо, десерт.
К дневному приему относятся также «Бокал вина с сыром" - прием, популярный еще с 70-х годов 20 века. Доминирующим блюдом здесь является сыр комнатной температуры и различных сортов. Сыр дополняют вино, овощи и фрукты.
Деловая альтернатива этого приема - "Бокал шампанского" в 2 или в 3 часа дня. Приглашенным раздают бокалы с шампанским, угощают маленькими тостами на шпажках, фруктами и сладостями.
"Бокал
шампанского" организуется в
связи с открытием выставок, празднованием
годовщины фирмы или же
Еще один прием - просто "Бокал вина". Это тоже официальный вид приема – «прием в обнос» он проводится в час, в два или в три часа дня, стоя. Официанты обносят собравшихся вином, на подносах стоят бокалы с белым и красным вином, и собравшиеся их разбирают. Существует правило, если красное вино, то нужно подавать красную рыбу, красное мясо; к белому вину - белую рыбу, белое мясо.
«Фуршет" очень похож "Коктейль": тоже время проведение, те же условия и правила. Единственное отличие - меню. На "коктейлях" подают больше напитков, нежели закусок. В отличие от фуршета, столы для коктейлей не накрываются.
В зале
расставляют несколько
Деловой обед позволяет наладить хорошие отношения с партнерами, лучше познакомиться с клиентами. В полдень человек активнее и раскованней, чем в 7-8 часов утра
Обед (с рассадкой) – наиболее почетный вид приема, Он может начинаться в период от 19:00 до 21:00. Длительность обеда должна составлять 2-2,5 часа.
Столы ставят, как и для завтрака, но накрывают белыми скатертями.
Иногда
украшают цветами. На тарелочки для
хлеба кладут белые накрахмаленные
салфетки. В целом сервировка стола
схожа с сервировкой при
В период сбора гостей подается аперитив. Меню обычно составляют холодные закуски, суп, одно горячее рыбное, одно мясное блюдо, десерт. Алкогольные напитки такие же, как и к завтраку. После обеда подаются также кофе или чай.
Иногда вместо классического обеда проводят «обед-буфет». Во время этого вида обеда все блюда, такие как закуски, горячее рыбное, горячее мясное, десерт – сервируется на одном большом столе. Гости обслуживают себя частично самостоятельно, рассаживаясь за небольшими столиками группами, частично с помощью официантов.
Деловой ужин носит более официальный характер, чем завтрак или обед, и по степени регламентации приближается к приему. Это определяет тип приглашений, особенности одежды (костюм темных тонов). Продолжительность делового ужина два часа и более.
Ужин, как правило, начинается в 21.00 и позднее. Меню ужина и винная карта аналогичны обеденным меню и карте. С той лишь разницей, что к ужину обычно не подают суп. Часто предполагается, что пригласившая сторона на ужин должна позаботиться о транспорте.
1.4. Этикет делового застолья
Перед организации делового застолья, равно и как при его проведении необходимо обдумать прежде всего свои задачи и уяснить, будет ли более непринужденная атмосфера застолья способствовать их решению. Так, например, такой автор как Энн Мари Саббат предлагает: «каждой из сторон в обязательном порядке разрешить следующие вопросы»(1).
Прежде всего сторонам необходимо «осознать цель делового обеда», т.е. постараться за приятным времяпрепровождением не упустить стремления к решению основных задач и достижению поставленных целей.
Итак,
если принято решение о
Желательно, чтобы территория была нейтральная, тогда приглашенные почувствуют себя более комфортно – это может быть кофейня или ресторан, бар. Допустим вариант приглашения в офис, но в таком случае возникает необходимость максимально изолировать приглашенных от постоянных звонков и суеты сотрудников, лучше, если это будет комната переговоров.
Есть минусы: первое, кто-то из сотрудников во время обеда вынужден будет ухаживать за гостями, т.е. его время, затраченное на это мероприятие, пройдет наименее эффективно и второе, гости могут стеснять самих сотрудников, работающих в офисе, им придется работать в необычном для себя режиме, что также снизит эффективность труда. Исключение составляют компании, в которых имеются отведенные для подобных мероприятий залы и сотрудники.
1 Сабат Э.М. «Бизнес-этикет». М., 1997. с.159.
Желательно, чтобы в выбранном ресторане для делового мероприятия заведении не было шумной музыки и аналогичной публики.
Также
организаторам рекомендуется
Далее, необходимо разослать приглашения в письменном виде или совершить звонки,
- во-вторых, составить план рассадки за столом;
- в-третьих, составить меню;
- в-четвертых,
спланировать сервировку
- в-пятых,
подготовить тосты или речи (в
частности это касается
Очень важный место в подготовке занимает планирование рассадки гостей за столом, поскольку определенное место будет свидетельствовать о занимаемом положении человека в деловом мире и будет демонстрировать отношение хозяев к пониманию этого места и общих перспектив дальнейшего сотрудничества.
Так, первым по важности считается место справа от хозяйки дома или мероприятия, вторым – справа от хозяина. Чем дальше место от хозяев, тем оно менее почетно. В отсутствие женщин первым считается место справа от хозяина дома, вторым – слева от него.
При организации рассадок за столом часто придерживаются простых правил: женщину не сажают рядом с женщиной и в конце стола, если на его торце не сидят мужчины, супружеские пары принято за столом «разбивать».
Первыми по обе стороны от хозяина сажают женщин, от хозяйки – мужчин. Затем места чередуются: рядом с женщиной сажают мужчину и наоборот.
Акцентирование внимания на правильной рассадке еще и связано с тем, что от нее будет зависеть и правильный порядок обслуживания, поскольку на специальных мероприятиях обслуживание начинается с почетного гостя или почетных гостей.
Таким образом, преимущество в обслуживании отдается общественному положению гостя. В рамках же специального мероприятия обслуживают поочередно всех гостей, занимающих места за столом в порядке общественного ранга: например, сначала юбиляра, потом почетного гостя, руководителя учреждения. За ними уже сидят в соответствии с занимаемыми должностями другие ответственные представители или работники организации.
Информация о работе Значение столового этикета в деловой жизни менеджера