Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:10, доклад
От того, как составлено и оформлено письмо, во многом зависит отношение адресата к автору письма. Поэтому в письме важно все — качественно или нет выполнен бланк организации и конверт, хорошего ли качества бумага используется для письма, грамотно ли составлено письмо с точки зрения орфографии, пунктуации и стилистики, как изложены и интерпретированы автором факты.
Этикет делового письма
От того, как составлено и оформлено письмо, во многом зависит отношение адресата к автору письма. Поэтому в письме важно все — качественно или нет выполнен бланк организации и конверт, хорошего ли качества бумага используется для письма, грамотно ли составлено письмо с точки зрения орфографии, пунктуации и стилистики, как изложены и интерпретированы автором факты.
Главное правило переписки — лица, участвующие в ней, должны быть вежливы и пунктуальны, заставлять корреспондента ждать недопустимо. За рубежом принято, что ответ на любое письмо должен быть дан в течение недели; у нас в стране ситуация несколько отличается, однако с точки зрения этикета нельзя заставлять партнера ждать слишком долго. Если обстоятельства складываются так, что ответ в установленный срок дать нельзя, рекомендуется с извинениями сообщить об этом адресату, указав объективные причины задержки ответа и примерный срок окончательного решения. В служебной переписке не используют категоричный тон, иронические или тем более грубые выражения. То, что можно смягчить в личном общении интонацией или легкой улыбкой, в письме будет воспринято в буквальном смысле; поэтому этикет делового письма требует, чтобы выражения, которые могут показаться кому-то резкими, смягчались использованием глаголов в сослагательном наклонении (например: «Нам бы не хотелось распространять информацию о наших клиентах без их ведома») или вводными конструкциями (например: «К сожалению, наша организация не располагает сейчас необходимыми материалами…»). Этикет способствует тому, что, как бы в данный момент ни складывались отношения с партнером по служебной переписке, надежда на возможность сотрудничества в будущем тем не менее должна сохраниться. Больше всего затруднений вызывает обычно вопрос, как правильно с точки зрения этикета обратиться к адресату. Самым распространенным и нейтральным является использование в письме обращения к адресату по имени-отчеству с добавлением прилагательного «уважаемый», причем обращение размещается посередине листа двумя-тремя межстрочными интервалами ниже реквизита «Адресат», например:
Уважаемый Иван Иванович!
Если автор письма не знает
имени-отчества адресата, а располагает
лишь сведениями о его фамилии, допускается
использовать в обращении выражение
«Уважаемый коллега (Иванов)!» или
«Уважаемый господин Петров!»; несколько
устаревшим является обращение «Уважаемый
товарищ Сидоров!». Прилагательное
«Уважаемый» прекрасно
Особое внимание надо уделить
правильному написанию
Использование штампов
Текст служебного документа не спутаешь ни с каким другим текстом. Это говорит о том, что за годы существования служебной документации у неё выработался свой стиль, подчиняющийся определённым правилам, которые составной частью входят в деловой этикет.
Специфическую «окраску» таким документам придаёт использование сложившихся в отечественном делопроизводстве формулировок, языковых штампов, таких как: « освободить от занимаемой должности...»; « контроль за исполнением возложить...»; « оплата гарантируется...»; « во исполнение решения...»; «мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что...» и т.д. наличие таких штампов облегчает процесс составления служебных документов и обеспечивает им нужную информативность, облегчает, «стандартизирует» процесс восприятия документов. Этим же обуславливается и необходимость лаконизма, точность формулировок, однозначность смыслового содержания служебных документов.
Западные специалисты
по делопроизводству полагают, что
при составлении деловых писем
следует избегать штампов.
В связи с Вашей просьбой
о продлении кредита от 5 июля
1995 года, № 18/45 сообщаем следующее. Наш
совет рассмотрел Ваш вопрос и
принял решение о продлении сроков
погашения кредита с
Рады Вам сообщить, что
срок погашения Вашего кредита продлён.
На следующей неделе Вам будет
высланы соответствующие
Деловой этикет
Деловой этикет требует,
чтобы документы были
Хотя документы пишутся,
как правило, в нейтральном
тоне, сам стиль документа может
быть расценён как
Нередко в документах
за внешней нейтральностью
Дорогой Иван Иванович!
Мною подготовлено для Вас 19 проектов, которые я представляю на Ваше рассмотрение. Мои друзья считают, что они прелестны и весьма привлекательны (ведь не часто встретишь такие проекты, не правда ли?). Но у них есть ещё одно достоинство - они незабываемы. Мне же больше всего нравится высказывание моего компаньона. Он считает, что « они взбудоражат весь мир». Думаю, что вы согласны с этим.
Для нас более привычна другая форма письма:
Уважаемый Иван Иванович!
В соответствии с предварительной договорённостью нами подготовлены для Вас 19 проектов, наиболее отвечающих Вашим требованиям. Предоставляем их в ваше распоряжение.
В деловых кругах развитых стран принято пользоваться пособиями по деловой документации, в которых выделяется специальный раздел, посвященный этикету и содержащий список особых идиом, придающих документу вежливый оттенок, но в силу своей формальности превратившийся в своеобразное « этикетное клише».
Едва ли возможен
полный список рекомендуемых
выражений. Как богат язык, так
богаты и формы выражения
« Церемониал» рекомендуется
соблюдать и в практике
Неприятное впечатление
от документа оставляет
В служебных документах
следует бороться с
Оформление документов
В документах, оформляемых
на двух и более страницах,
вторая и последующие страницы
должны быть пронумерованы,
Текст документов
Даты, числа в документах
Дата в служебных
документах может оформляться
любым из следующих способов:
20.05.95, или 20 05 95, или 20 05 1995. После
цифр, обозначающих год, точка
не ставится. В зависимости от
назначения документа
При написании даты
в документе, которым будут
пользоваться иностранные
Если в тексте используются
цифры, то следует знать, как
их записывать. Например, число 159000
в тексте документа выглядит
так; 159 тыс. Однозначное число
пишется словом, а не цифрой. Если
однозначное число
Утверждение и согласование
Если документ должен
быть утверждён, то гриф
УТВЕРЖДАЮ
Директор коммерческого
центра «Успех»
(личная подпись) А.М.Фогт
20.03.95
Если документ утверждается
постановлением, решением или приказом,
то гриф утверждения
УТВЕРЖДЕНО
(название документа в творительном падеже)
№____от_________________
Гриф согласования
ставится ниже реквизита «
СОГЛАСОВАНО
Министр путей и сообщения
Российской Федерации
(личная подпись) Г.М.Фадеев
17 июня 1995 года
Копии документов заверяют
проставлением надписи «Верно»,
ВЕРНО
17.05.95
Инспектор (личная подпись) К.Л.Виноградов