Японская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение темы "Сущность японской модели менеджмента".
Предмет исследования: уникальная модель Японского менеджмента.
Объект изучения: опыт японских крупных корпораций в управленческой сфере деятельности общества.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Японская модель управления. 4
1.1.Философия японского управления 4
1.2.Традиционные корни японской модели управления 5
Глава 2. Управление персоналом 7
2.1.Японская система управления трудовыми ресурсами 7
2.2.Принципы японского управления персоналом 10
2.3.Подготовка кадров 20
2.4.Профсоюзы в Японии 21
2.5.Практика управления японским предприятием: компания «Toyota». История фирмы TOYOTA 23
2.6. Принципы управления компанией «Toyota» 28
2.7.Система управления производством 28
2.8.Системы управления, используемые менеджментом компании «Toyota» 29
2.9.Политика социальной ответственности компании «Toyota» 32
2.10.Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota 33
Заключение 41

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту (2главы).docx

— 81.14 Кб (Скачать)

Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный автомобиль (1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в 1992 году.

Производство автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге начнется в 2007 году. Новый завод будет находиться в районе Шушар. Планируемая мощность завода составит 50 тысяч автомобилей  в год, но достичь этой мощности планируется  к 2010 году. Сначала на заводе будут  выпускать модель Camry в объеме 20 тысяч автомобилей в год.

Toyota – это особый стиль  ведения бизнеса. Стоит лишь  посмотреть на то, как организована  работа в штаб-квартире Toyota в городе  на острове Хонсю. Этот город  так и называется – Toyota (переименован  в 1959 году с открытием второго  в городе завода компании). Совсем  недавно в городе начал действовать  проект Crayton. Он заключается в  том, что все сотрудники могут  для служебных целей использовать  специальные электромобили. Когда  сотрудники не нуждаются в  них, автомобили просто стоят  на специальном терминале, где  они заряжаются. Данные о запасе  хода каждого из них поступают  в компьютер. Когда сотруднику  необходимо воспользоваться машиной,  он просто подает запрос в  компьютер и получает специальный  код и указание, какой машиной  можно воспользоваться. Такая практика вдвойне удобна – во-первых, воздух города Toyota всегда останется чистым, а во-вторых, каждый сотрудник сможет беспрепятственно воспользоваться надежным транспортом. Конечно, двигаются эти автомобили не так уж быстро, зато оборудованы на славу. Этот проект – всего лишь тестовый. Главное в политике «Тойоты» – то, что она всегда направлена в будущее. Инженерам мало того, что единственным «гибридным» автомобилем, пользующимся устойчивым спросом, остается Toyota Prius, они, очевидно, считают, что сделали для охраны окружающей среды недостаточно, и продолжают искать способ производства недорогого электромобиля, который не будет отличаться по характеристикам от своего» собрата», питающегося бензином.

В отношении к работе заключается  еще одна уникальная черта компании. Достаточно показательным является то, что на заводах была всего  одна забастовка. В каких бы тяжелых  условиях ни оказалась компания, работники  все равно будут поддерживать ее и сделают все возможное  для того, чтобы помочь выбраться из кризиса. Когда все заводы «Тойоты» пострадали от наводнения, рабочие практически безропотно восприняли новость о том, что им придется работать в две последующие субботы, из которых одна была национальным праздником.

С таким потрясающим подходом администрации компании и рядовых  рабочих можно ожидать, что успех  станет еще более ощутимым. Многие американцы сегодня заявляют о том, что лучше настоящего японского  качества ничего нет. Единственное, что, может быть, пока удерживает «Тойоту» на третьем месте среди автопроизводителей, так это то, что американцы – крайне патриотичная нация. Если это возможно – они выберут американское, свое, родное. Но, наблюдая за динамикой продаж, можно заключить, что свое родное иногда вытесняется чужим качественным.[9]

2.6. Принципы управления компанией «Toyota»

В своей деятельности компания руководствуется рядом принципов, которые оглашены на официальном  сайте компании.

  1. Чтить букву и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.
  2. Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.
  3. Направлять усилия на производство экологически чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.
  4. Разрабатывать и развивать передовые технологии и предлагать товары и услуги высочайшего качества.
  5. Развивать корпоративную культуру, которая стимулирует личное и коллективное творчество и способствует взаимному доверию и уважению между рядовыми сотрудниками и руководством.
  6. Стремиться к росту в гармонии с мировым сообществом при помощи новаторских методов управления.
  7. Сотрудничать с деловыми партнерами в области исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов».

2.7. Система управления производством

Система управления производством  фирмы «Toyota» была разработана  и усовершенствована «Toyota Мотор  Корпорейшн» и после 1973 г. была принята  многими другими японскими компаниями. Основной целью системы является снижение издержек. Она помогает также  увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к  общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность  работы фирмы в целом. Даже в периоды  медленного роста система управления производством «Toyota» позволила  обеспечить прибыль посредством  уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы.

Система управления производством  «Toyota» привлекательна тем, что, ставя  целью снижение издержек производства, она устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей  в нужное время и в нужном количестве. Реализация этой концепции позволяет ликвидировать ставшие ненужными промежуточные узлы и готовые изделия.

Хотя снижение издержек производства является наиболее важной задачей на «Toyota», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

  1. оперативное регулирование объема и номенклатуры производства, что помогает системе приспосабливаться к ежедневным и ежемесячным изменениям в количестве и номенклатуре спроса;
  2. обеспечение качества, что позволяет организовать снабжение каждой последующей операции деталями высшего качества со стороны смежников;
  3. активизация работников, которая должна осуществляться, коль скоро система использует трудовые ресурсы на пути к главной цели».

Эти три подзадачи не могут  быть осуществлены изолированно. Основная задача, заключающаяся в снижении издержек производства, недостижима  без решения подзадач, и наоборот.[10]

2.8. Системы управления, используемые менеджментом компании «Toyota»

Система 5S или «пять шагов  для поддержания порядка», были разработаны  в производственной системе фирмы Toyota. «Стандартизация, 5S (поддержание порядка) и устранение потерь – три столпа японской концепции кайзен в основанном на здравом смысле и малозатратном подходе к совершенствованию. Кайзен в любой компании – производственной или сервисной – начинается с реализации этих трех действий: стандартизации, 5S и устранения потерь. Эти действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий. Следовательно, они не привлекают внимания руководителей, которые привыкли ориентироваться на новейшие достижения. Однако, как только они понимают, что подразумевается под этими тремя «столпами», их начинает прельщать перспектива получения огромных выгод, которые эти действия могут принести.

Пять шагов для поддержания  порядка, обозначенные японскими терминами, заключаются в следующем:

  1. Сейри (Seiri): Осознать, что для производства обязательно, а что излишне, и отказаться от последнего.
  2. Сейтон (Seiton): Упорядочить все предметы, которые остались после осуществления сейри.
  3. Сейсо (Seiso): Содержать в чистоте станки и производственную среду.
  4. Сейкецу (Seiketsu): Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.
  5. Сицуке (Sitsuke): Воспитать самодисциплину и выработать привычку участия в 5S с помощью стандартов.

Есть пять способов оценки уровня 5S на каждой стадии.

  1. Самооценка.
  2. Оценка эксперта-консультанта.
  3. Оценка руководства.
  4. Комбинация вышеупомянутых способов.
  5. Соревнование среди групп работников.

Кайзен

Для кайзен сам процесс  важен не меньше, чем результат. Чтобы  вовлекать

людей в продолжение их кайзен-усилий, руководство организации  должно тщательно спланировать, организовать и выполнять проект. Зачастую менеджеры  хотят увидеть результаты слишком  быстро и упускают жизненно важные процессы. На деле 5S – это не блажь, не прихоть на один месяц, а элемент  повседневной жизни. Поскольку кайзен учитывает сопротивление людей  переменам, первый шаг должен их внутренне  подготовить, прежде чем начнется соответствующая  кампания. Предваряя усилия по внедрению 5S, надо выделить определенное время  на обсуждение этой философии и выгод  от ее внедрения:

  1. создание чистой, в том числе с точки зрения санитарных условий, приятной и безопасной производственной среды;
  2. оживление рабочих мест и значительное улучшение морали и мотивации людей;
  3. устранение различных видов потерь с помощью минимизации потребности в поиске инструментов, облегчения работы операторов, сокращения тяжелого физического труда и высвобождения пространства.
    1. Большая польза от 5S проявляется в рамках всей компании:
  4. помощь людям в воспитании самодисциплины; такие сотрудники всегда вовлечены в 5S, у них положительный интерес к кайзен, и можно быть уверенными в том, что они придерживаются требований стандартов;
  5. выявление многих видов потерь; признание проблем – первый шаг в устранении потерь;
  6. избавление от потерь улучшает процесс 5S;
  7. точное определение несоответствий, таких как брак и излишние запасы;
  8. сокращение лишних движений, например ходьбы и бесполезной трудоемкой работы;
  9. визуальная идентификация и последующее разрешение проблем, связанных с нехваткой материалов, разбалансированностью линии, поломками станков и задержками поставок;
  10. простые решения существенных логистических проблем;
  11. визуализация проблем качества;
  12. повышение эффективности работы и сокращение затрат на операции;
  13. сокращение числа несчастных случаев на производстве за счет устранения проблем из-за скользких полов, грязи на участке, неудобной одежды и работы в небезопасных условиях.

2.9. Политика социальной ответственности компании «Toyota»

ООО «Toyota Мотор», национальная компания по маркетингу и продажам автомобилей, запасных частей и аксессуаров Toyota и Лексус на территории Российской Федерации, подобно всем организациям, входящим в группу компаний Toyota, при  осуществлении деятельности руководствуется  принципами политики социальной ответственности.

Toyota в полной мере осознает  свою ответственность перед обществом.  При определении стратегии развития  и в текущей деятельности, компания  исходит из того, что обязательным  условием устойчивого развития  бизнеса является неуклонное  следование принципам социальной  ответственности. В соответствии  с этими принципами компания  видит свои задачи не только  в производстве необходимой для  общества продукции, но и содействии  социальному прогрессу, росту  благосостояния общества в целом  и повышении уровня жизни своих  сотрудников, в частности.

Компания стремится осуществлять свою производственную деятельность в  строгом соответствии с требованиями не только законодательства в сфере  экологии и природопользования, но и собственной экологической  политикой, а также в соответствии с экологической хартией Toyota. На практике это означает, что каждый сотрудник в офисе или на производстве стремиться бережно относиться к природным ресурсам. а именно экономить электроэнергию и воду, рационально расходовать бумагу, стараясь преимущественно использовать электронные многоразовые носители.

ООО «Toyota Мотор» обеспечивает занятость активной части населения  в ряде городов России и ее столице. Взаимоотношения менеджмента и  сотрудников строятся на принципах  социального партнерства. Компания обеспечивает сотрудникам конкурентоспособный  уровень вознаграждения. Особое внимание Toyota уделяет профессиональному развитию сотрудников. На постоянной основе действуют программы обучения и повышения квалификации, различные тренинги.

Toyota ведет активную благотворительную  и спонсорскую деятельность как  самостоятельно, так и в партнерстве  с общественными и государственными  организациями, привлекая своих  сотрудников к участию в общественно-эффективных  проектах в социальной и природоохранной  сферах. В рамках реализуемой политики социальной ответственности Toyota оказывает содействие развитию культуры, спорта и образования. Особое внимание компания уделяет программам, связанным с безопасностью на автомобильных дорогах. В частности, Toyota ведет постоянную пропаганду по использованию ремней безопасности. По твердому убеждению экспертов, именно это несложное приспособление спасло жизни миллионам автомобилистов в экстремальной ситуации на дороге.[11]

Информация о работе Японская модель менеджмента