Японская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 01:43, реферат

Краткое описание

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Наличие множества вариантов ходов менеджмента, гибкость и неординарность комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретных ситуациях составляют основу делового управления. Менеджмент не дает готовых рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия.

Оглавление

Введение.
Раздел 1. Становление японского менеджмента.
1.1. Начальные этапы развития японской системы управления.
1.2. Основатели японского менеджмента.
Раздел 2. Принципы японского менеджмента.
2.1 Управление человеческим потенциалом.
2.2 Управление качеством.
Заключение.

Файлы: 1 файл

японская модель менеджмента.docx

— 56.33 Кб (Скачать)

 

 

 

Японская модель менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Подготовил

                                                                                                  Колесник Александр 
                                                                                                        группа T-106

 

 

Содержание:

Введение.

Раздел 1.   Становление  японского менеджмента.

1.1.  Начальные  этапы развития японской системы  управления.

1.2. Основатели  японского менеджмента.

Раздел 2. Принципы японского  менеджмента.

2.1 Управление  человеческим потенциалом.

2.2 Управление  качеством.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современный менеджмент –  это тысячи возможных вариантов  и нюансов управленческих решений.  Наличие множества вариантов  ходов менеджмента,  гибкость и  неординарность комбинаций,  неповторимость тех или иных способов действия в  конкретных ситуациях составляют основу делового управления.  Менеджмент не дает готовых рецептов,  он учит тому, как,  зная приемы,  способы и  пути решения управленческих задач,  добиться успеха для конкретного  предприятия.

Способы  управления не являются строго предписанными  не только для предприятий,  они различны в каждой стране.

 Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её культуру, историю, психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления довольно отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более или менее эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Япония  начала развивать свою систему управления в критическое послевоенное время и делала это довольно успешно, что может быть примером  и определенным руководством к действиям в сегодняшний период экономической нестабильности.

 

 

 

Раздел 1.   Становление японского менеджмента.

    1. Начальные этапы развития японской системы управления.

Общей теории менеджмента, пригодной  для всех времен и народов, не существует — есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.  Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми.

Япония первой в мире стала  развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство — человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, так  как быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире .

Япония доминирует по производству почти всех категорий массовых полупроводниковых  схем, является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей. Из десяти крупнейших банков мира (по объему вкладов) семь — японские. В этой стране самая высокая продолжительность жизни и самые высокие требования к обучению в начальной и средней школе. Японцы известны тем, что в любом деле стремятся к усовершенствованию, хорошему обслуживанию, высокому  качеству, снижению затрат и высокой производительности.

Следует отметить, что так  было далеко не всегда. После Второй мировой войны американский менеджмент стал стремительно  распространяться по миру. Американские менеджеры и преподаватели обучали всех желающих принятию решений, методам управления, стратегическому планированию. Увлекшиеся научным менеджментом американцы не сразу обратили внимание на большое количество японцев,  проходивших обучение в США. Через несколько лет производительность  труда в США оставалась все еще на планируемом уровне 3,2%, а в Японии она возросла до 10%.  В 1974 г. Произошел «нефтяной кризис». В первый раз за всю историю США ежегодный прирост производительности сократился на 1,1 %, с 1977 по 1986 г. Он снизился еще больше — до уровня 0,8 %. Менеджеры, которые поднимали  экономику США в 35-50 лет в условиях конкуренции и привели ее к расцвету, в период спада уже были 65-80-летними. Новое поколение менеджеров во многом пользовалось успехами отцов и не ощутили приближения серьезного конкурента. Впоследствии все причины и факторы приостановления победоносного  экономического роста были определены, и Япония была внесена в список главных конкурентов.

Эти и другие успехи Японии во многом обусловлены высоким уровнем менеджмента, основателями которого были Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Йбука и др.

 

 

1.2. Основатели  японского менеджмента

Основателями японского менеджмента были Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Йбука и др. В качестве примера японской модели управления приведу некоторых из них.

Мацусита (1894-1989) известен благодаря своему выдающемуся вкладу в развитие бизнеса и менеджмента, который нашел свое выражение в основании, успешном управлении Matsushita Denki Sangyo, одного из крупнейших в мире производителей бытовой электроники, написании многочисленных работ, оказавших заметное влияние на развитие менеджмента.

 К. Мацусита прекрасно усвоил представление о важности расширения спроса за счет массового производства и снижения цены товаров.  В своей компании он развил идеи о массовом  производстве до уровня стратегий, ставших эталоном японского менеджмента. Однако для достижения такого результата К. Мацусита должен был адаптировать  и усовершенствовать многие новые методы ведения бизнеса, не характерные для традиций таких корпораций, как дзайбацу и для крупных торговых фирм.

Он определил место  своей компании в обществе следующими исполненными почти что религиозного пафоса словами: «Предназначение Matsushita Electric заключается в том, чтобы обеспечить неиссякаемое предложение товаров и таким образом добиться мира и процветания нашей страны».  Его усилия  по достижению соответствия между стратегией компании и культурой общества в целом были достойны восхищения. В условиях неопределенности реакция К. Мацусита на итоги Второй мировой войны выразилась в создании Института «Через процветание к миру и счастью», который впоследствии занимался изданием управленческих проповедей» К. Мацуситы  и подготовкой менеджеров. В 1980 г. Предприниматель создал Школу государственного  управления и менеджмента Мацуситы, целью которой была подготовка новых японских лидеров 1980-х и 1990-х гг. В 1933 г. Matsushita Electric была одним из пионеров применения раздельной структуры  управления, обеспечивавшей большую наглядность достигнутых результатов.

  Другими организационными новшествами, впервые опробованными К. Мацуситой,  стало введение в японских компаниях пятилетних бизнес-планов и создание подразделений, эффективность деятельности которых оценивалась размерами полученной прибыли.

  К Мацусита уделял большое внимание эффективности реализации продукции,  сотрудничая в создании одноканальный торговой сети непосредственно с предприятиями розничной торговли и поддерживая связи с финансирующими торговлю организациями. Успех в этой области сделал  возможным увеличение  рыночных долей и экономию средств надежных производителей качественных потребительских товаров, цель которых состояла в организации массового производства для удовлетворения потребностей   массового потребителя.

Горя желанием как можно  быстрее восстановить после ослабления административных ограничений позиции своей компании, К. Мацусита решил применить у себя сборочные конвейерные линии,  работу которых он наблюдал в 1951-1952 гг. в автомобилестроительной компании Toyota, и командировал своих менеджеров для изучения новых методов организации труда.

К. Мацусита придавал огромное значение хорошим трудовым отношениям и делал все возможное для их укрепления.

Можно выделить характерные  черты стиля управления Мацуситы:

Во-первых, это активность в ознакомлении с состоянием дел  во всех подразделениях фирмы. Встречи  и телефонные переговоры с руководителями различных служб позволяли Мацусита держать палец на пульсе событий. Потребность президента в информации заставляли менеджеров постоянно присутствовать в горячих точках производства.

Во-вторых,  это настойчивое  стремление к тому, чтобы работники  фирмы совершенствовали свое профессиональное мастерство. Принцип японской народной педагогики гласит: усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху.

В-третьих, энергичное поощрение  инициативы. Без инициативы, по его мнению, нельзя в современных условиях руководить производством.

В-четвертых, всемерное поощрение  дискуссий среди менеджеров на предмет  поиска лучшего из возможных решений.

Ятаро Ивасаки (1834-1885) — основатель Mitsubishi zaibatsu (в настоящее время группа Mitsubishi). Семья Ятаро Ивасаки наполовину принадлежала к роду самураев. Он воспитывался в спартанских условиях, но, унаследовав от матери уважение к научному знанию, стал энергичным, жестким и чрезвычайно проницательным человеком. Начал свою карьеру предпринимателя со службы у сегуна, сумел создать могущественную судоходную империю, заработал огромное личное состояние, успешно вкладывал средства в ремонт судов, добычу угля и меди, строительство складских помещений и проведение финансовых операций. Менее чем за 20 лет Я. Ивасаки создал корабельную империю, организовал работу смежных направлений бизнеса от страхового дела, предоставления складских услуг, проведения финансовых операций до добычи полезных ископаемых  и ремонта судов. После его смерти дело продолжил младший брат Яносуке Ивасаки. Выдающиеся деловые качества Ятаро Ивасаки всегда помогали Mitsubishi использовать благоприятные возможности для того, чтобы стать одной из влиятельнейших в Японии дзайбацу. Следует отметить, что дзайбацу — это система отношений двусторонней монополии  в крупной финансово-промышленной группе, вокруг банка группируется до 10 крупных компаний со своими взаимоотношениями с банком и между собой; в свою очередь, около каждой из 10 промышленных компаний создается своя группа до 100 более мелких фирм; дзайбацу официально была ликвидирована после войны  1939-1940 гг., но стиль отношений действует по настоящее время.

Методы подобного принятия решений заложили основы будущей  теории диверсификации менеджмента, т. Е. использования для достижения целей разных путей, разных продуктов, рынков и типов менеджмента.

   Масару Ибука(11.04.1908 – 19.12.1997). Своей широкой известностью Ибука обязан таланту изобретателя, деловым стратегиям и обостренному чувству новизны. М. Ибука родился в городе Никко 11 апреля 1908. Его отец работал в небольшом дзайбацу и умер, когда его сын был еще совсем маленьким. Еще будучи студентом, Ибука стал автором ряда довольно крупных изобретений, а в год окончания университета получил приз на Всемирной промышленной выставке в Париже.

В мае 1946 года Масару Ибука и физик Акио Морита создали фирму «Токио цусин когио» в будущем всемирно известную Sony. Забавно, что изначально компания не имела никакого профиля и начинающие бизнесмены всерьез рассматривали идею торговли пирожками. «Пирожки любой сумеет испечь, а вот настоящий успех может принести только нечто оригинальное» – решили отцы-основатели. Название компании с громоздкого «Токио цусин когио» поменяли на легкозвучное Sony – непереводимая игра слов, соединяющее в себе латинское «сонус» – звук, и популярное в то время американское слэнговое словечко «анн» – «отличная позиция». Именно под этой маркой в 1960 году компания выпустила первый в мире транзисторный телевизор.

  Акио Морита( 26.01.1921 – 03.10.1999 ) известен прежде всего,как уже было упомянуто выше, как один из основателей компании мирового уровня Sony.  Акио Морита родился в январе 1921 года в пригороде Нагои в семье, на протяжении 15 поколений занимавшейся производством сакэ. Его пристрастие к электрическим устройствам и западной классической музыке зародилось, когда семейство Морита обзавелось редкой по тем временам вещицей – электрическим фонографом. Судьба юноши была решена, и наперекор воле отца Акио пренебрег семейным бизнесом и отправился поступать в Императорский университет Осаки, который окончил в 1944 году с дипломом физика.

Морита успел сделать немало. Например,- в чем он без ложной скромности признается в автобиографии,- заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до Второй Мировой войны знак «сделано в Японии» ассоциировался у потребителей лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию. Изобрести ряд неизвестных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.

Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. У «старых японцев» после второй мировой войны было принято ругать США за «кока-кольную цивилизацию». Японский бизнес надо было делать по-японски, в соответствии со старинными национальными традициями – такова была господствующая точка зрения.

Информация о работе Японская модель менеджмента