Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:26, реферат
Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство — человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.
Введение
Особенности и основные черты японской модели менеджмента
Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Особенности и основные черты японской модели менеджмента
Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует — есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми.
Япония первой в мире стала
развивать современный
В последние годы во всем
мире возрастает интерес к японским
формам и методам управления, так
как быстрое успешное развитие экономики
этой страны позволило ей занять лидирующее
положение в мире. Япония является
крупнейшим в мире производителем легковых
автомобилей; доминирует в производстве
почти всех категорий массовых полупроводниковых
микросхем; признана самой конкурентоспособной
страной в мире; занимает лидирующие
позиции в обеспечении
Особенности и
основные черты
японской модели менеджмента
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично — вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично ~ как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская модель менеджмента
основывается на философии «Мы все
одна семья», поэтому самая важная
задача японских менеджеров — установить
нормальные отношения с работниками,
сформировать понимание того, что
рабочие и менеджеры — одна
семья. Компании, которым удалось
это сделать, достигли наибольшего
успеха. Опросы работников всемирно известной
фирмы «Сони Корпорэйшн»
Практика показывает, что
работники, длительное время работающие
вместе, создают атмосферу
В любом коллективе существует четкая
и всем понятная цель, которая сплачивает
персонал фирмы в коллектив единомышленников,
настроенных на решение центральной задачи,
достижение цели, которой подчинено все.
Каждый японский служащий
весьма тесно отождествляет себя
с фирмой, в которой работает,
и убежден в собственной
Японская система управления
стремится усилить
Связанный различными обязательствами
по отношению к фирме и учитывая
разнообразные материальные стимулы,
сотрудник не может оставить компанию,
не потеряв основной части привилегий,
или снизить интенсивность
В результате на японских фирмах почти не наблюдается текучести кадров и, судя по статистике, на 1000 рабочих автомобилестроительной промышленности приходится всего 25 дней прогулов (в США — 343 дня, т.е. в 14 раз больше).
Постоянно внушая каждому
работнику, что его личное благополучие
зависит от результатов деятельности
фирмы, используя материальные и
духовные стимулы, в том числе
немалые выплаты работникам на социальные
цели, японский менеджмент добивается
высокой интенсивности и
Для понимания японского менеджмента важно рассмотреть поведение японцев в группе. В Японии существует понятие «гири», т.е. «долг чести», который предписывает индивиду выполнять соответствующие правила поведения, определяемые его ролью в группе. Эти правила меняются по мере перехода индивида из одной группы в другую (семья, школа, вуз, микрогруппы организации, в которой он работает).
Выполнить «долг чести» индивид
может, лишь занимая свое, строго определенное
место (что соответствует
Групповые традиции наложили отпечаток на поведение японцев в группе и вне ее. Поведение их вне группы характеризуется замкнутостью и нежеланием контактировать, но в своей группе, в среде установившихся отношений и связей японец готов помочь любому. Поданным опросов 70% японцев считают себя обязанными принимать близкое участие в делах друзей (в США — 45% жителей, в Англии — 36%, в ФРГ — 31%, во Франции — 12%, а в России — 6%).
Главным принципом группы является «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Группа сама может признать чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необходим, но если кто-то из группы добился более высоких результатов — это считается достижением группы.
Важной составной частью японского менеджмента является система пожизненного (или долгосрочного) найма и трудового стажа. Продвижение по службе в Японии прежде всего зависит от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Служащий, перешедший в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все сначала. Рабочие, меняющие место работы, дискриминируются в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта.
Важным методом укрепления
связей служащих с руководством и
фирмой в целом является поощрение
интенсивного общения друг с другом,
которое выражается в различных
формах. Например, ежедневно, кроме
субботы и воскресенья, весь персонал
начинает день с физзарядки и пения
гимна своей фирмы. После этого
все работники фирмы независимо
от их положения декламируют
В японских фирмах ежегодно отмечается «День основания компании», что дает возможность руководству фирм проводить в жизнь идею «общности интересов» предпринимателей и работников.
Нормой деятельности для
японского менеджера являются каждодневное
присутствие на производстве, постоянное
общение с людьми, решение всех
возникающих проблем на месте, систематические
беседы с рабочими и специалистами
о путях дальнейшего
Мастера цехов каждое утро дают задания работникам, зачитывают сводку о результатах вчерашней работы и интересуются самочувствием работников, зная, что если рабочий болен или обеспокоен чем-то, он не сможет хорошо работать.
Управляющим в Японии, даже
директору завода, не предоставляется
отдельного кабинета — вместе со своими
сослуживцами они размещаются в
одном большом открытом зале без
перегородок, оснащенном простой и
самой необходимой мебелью. Это
должно напоминать служащим о том, что
они прилагают совместные усилия
к достижению компанией успеха.
Привилегии в зависимости от ранга или
класса отсутствуют, в том числе и привилегии
пользования отдельными столовыми. Менеджеры
фирмы «Сони Корпорэйшн» одеты в такие
же синие куртки без отличий, как и остальные
рабочие; во время спада производства
им в первую очередь снижают заработную
плату. Все это дает огромный экономический
и нравственный эффект, так как рабочие
чувствуют свою связь с управляющими и
корпорацией.
Японский менеджмент использует
и определенный порядок найма, продвижения
и обучения служащих. При приеме
на работу выпускников средних школ
и университетов поощряется создание
рабочих династий, т.е. прием на работу
детей и близких родственников
кадровых работников. Широко практикуется
найм по рекомендации кого-либо из сотрудников
фирмы, который несет ответственность
за свою рекомендацию. Статистические
данные свидетельствуют о том, что число
принятых на работу по рекомендации в
компаниях составляет примерно 45%.
Своеобразен и порядок ротации на японских
фирмах. В отличие от США, где человек может
всю жизнь проработать мастером, если
это удовлетворяет его и компанию, в Японии
считают, что длительное пребывание работника
в одной должности приводит к потере его
интереса к работе, снижению уровня ответственности.
Поэтому трудовая ротация является нормой
и часто совмещается с продвижением по
службе.
Частота ротации зависит от ряда обстоятельств (возраст, стаж, специальность и др.) и может колебаться от 4 до 7 лет. В результате каждый служащий приобретает 5—6 специальностей и становится профессионалом широкого профиля. Во многих случаях это решает проблему взаимозаменяемости.
По мнению главы фирмы «Сони Корпорейшн» Акио Морита, в первую очередь по службе должны продвигаться люди, обладающими такими качествами, как честность, порядочность, скромность и трудолюбие.
Отбор кандидатов в управляющий состав обычно производится из числа работников компании; при этом преследуется несколько целей: во-первых, найти человека, детально знающего специфику производства; во-вторых, усилить преданность работника фирме и сохранить стаж его работы.
Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается повышение их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах.
Для повышения теоретического образования своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные заведения США и страны Европы.
Японский менеджмент характеризуется и особенностями формы, размера и содержания оплаты труда. Заработная плата определяется прежде всего показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, социального страхования и другие выплаты на социальные нужды. Зарплата управленческого персонала компаний редко более чем в 7—8 раз превышает зарплату только что поступившего на предприятие ученика.
На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижение по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний, на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставление льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведенные места для парковки машин и т.п.
Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться необычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.
Сравнительный анализ
японской и американской модели менеджмента
Управленческие школы
США и Японии являются в настоящее
время ведущими в мире и рассматриваются
в других странах как своеобразный
эталон развития менеджмента. Между
ними имеется определенное сходство:
обе школы основное внимание уделяют
активизации человеческого