Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение темы "Сущность японской модели менеджмента".
Предмет исследования: уникальная модель Японского менеджмента.
Объект изучения: опыт японских крупных корпораций в управленческой сфере деятельности общества.
Введение 2
Глава 1. Японская модель управления. 4
1.1.Философия японского управления 4
1.2.Традиционные корни японской модели управления 5
Глава 2. Управление персоналом 7
2.1.Японская система управления трудовыми ресурсами 7
2.2.Принципы японского управления персоналом 10
2.3.Подготовка кадров 20
2.4.Профсоюзы в Японии 21
2.5.Практика управления японским предприятием: компания «Toyota». История фирмы TOYOTA 23
2.6. Принципы управления компанией «Toyota» 28
2.7.Система управления производством 28
2.8.Системы управления, используемые менеджментом компании «Toyota» 29
2.9.Политика социальной ответственности компании «Toyota» 32
2.10.Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota 33
Заключение 41
Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:
За вклад в достижение высоких результатов в области управления качеством ежегодно с 1951 года в Японии вручают премии У. Э. Деминга - основателя, как считается, управления качеством в Японии.
В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:
2.3. Подготовка кадров
В Японии уделяется
значительное внимание
По данным ряда социологических обследований, квалифицированный японский рабочий расходует на профессиональную подготовку в 6 раз больше времени, чем работник американской компании.
В последние
годы все больший упор
Программы внутрифирменной подготовки играют, пожалуй, центральную роль в формировании технической и управленческой прослойки японских компаний, воспитании квалифицированных и в максимальной степени преданных фирме работников, готовых, не жалея сил, служить крупному капиталу в лице «компании-семьи» и готовых полностью подчинить свои текущие интересы долгосрочным целям ее процветания.
Устойчивая ориентация японских фирм на внутренние системы развития кадрового потенциала приводит к тому, что подготовка и переподготовка всех работников фирмы, включая управляющих различных уровней, производится не эпизодически, а постоянно. Следует также отметить, что вопросы подготовки кадров и управления персоналом рассматриваются в качестве одной из важнейших функций аппарата управления фирмой.
Существенным элементом
повышения квалификации управляющих
в японских корпорациях является
так называемая ротация персонала.
Смысл ее заключается в регулярной
(один раз в несколько лет) смене
рядовыми и руководящими работниками
своего места работы внутри фирмы (меняется
не только должность, но и подразделение,
в котором служащий работает). Эта
форма повышения квалификации одновременно
включает и планирование карьеры
управляющего. Ротации персонала
уделяется большое внимание, поскольку,
по мнению японских специалистов, длительное
пребывание работника на одной и
той же должности вызывает потерю
интереса к работе, снижение уровня
ответственности и
2.4. Профсоюзы в Японии
Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов. В Японии для рабочегоольшое значение имеет принадлежность к фирме, а не род занятий. Японский рабочий скажет, что он принадлежит «Хитачи», потом, что работает на заводе «Хитачи», и только потом, что работает электриком. Поэтому на японских предприятиях только один профсоюз.
В США, Англии, Италии и других странах менеджеры промышленных фирм ощущают все большие трудности в управлении персоналом. Становится все труднее внедрять новые методы и технику. Профсоюзы всегда в оппозиции к менеджменту. Обычно от профсоюзов утаивается важная информация, которая является конфиденциальной. В этой атмосфере конфликтов и подозрений падает производительность труда. Японский менеджмент принимает профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльности и рост. Это не означает, что профсоюзы раболепствуют: они сохраняют свою независимость. Они постоянно следят за правильным соблюдением всех согласованных норм.
Профсоюзы отдают себе полный
отчет в том, что рабочие могут
повысить свой уровень жизни только
путем повышения
Необходимо отметить, что
значимость, ресурсы и власть менеджмента
несопоставимы с ресурсами
В целом, в Японии меньше
жалоб и претензий к
2.5. Практика управления японским предприятием: компания «Toyota». История фирмы Toyota.
Таким образом, мы увидели, в чем заключаются принципы системы управления в Японии, на чем основаны данные принципы. Выяснили, что огромная роль принадлежит руководству в этой системе, а также то, что ответственности и трудолюбию сотрудников в японских компаниях можно только завидовать. Возможно поэтому крупнейшие компании – лидеры на Мировом рынке – это японские компании. В основе их успеха – «японский стиль управления», но каждая фирма, каждая компания стремится максимально усовершенствовать свою систему управления, чтобы добиться большего успеха. Одной из таких компаний, название которой известно во всем мире, принципы управления которой были заимствованы многими другими японскими фирмами, а в последствии и фирмами других стран, является компания «ТОЙОТА». Секрет успеха и о принципы управления в компании мы рассмотрим в этой главе.
В мировом рейтинге автопроизводителей «Toyota» сегодня занимает третью позицию и догоняет лидеров – General Motors и Ford. Такой успех тем более удивителен, что еще несколько десятков лет назад никто не мог даже и думать о том, что японские машины завоюют изрядную долю рынка и потеснят американцев.
Киичиро Тойода стал «отцом» компании, но история Тойоты также неразрывно связана и с отцом самого Киичиро, с Сакичи Тойодой. Сакичи считается одним из самых знаменитых японских изобретателей. Он владел фабрикой по производству ткацкого оборудования, которое он сам изобретал и проектировал. Так что « Toyota» была изначально построена на базе компании, являвшейся мировым лидером, правда, всего лишь в производстве ткацкого оборудования. Главным было то, что Тойодой-старшим был разработан особый принцип действия ткацкого станка, который и снискал продукции компании такую популярность: как только рвалась нить, станок автоматически прекращал свою работу для того, чтобы не портить ткань. Этот принцип, как утверждают представители компании, стал залогом успеха и автомобилей «Toyota». Известно, что на заводах компании существует правило: как только хоть у одного из рабочих на конвейере возникнет проблема, он должен остановить всю линию, чтобы не допустить брака.
Качество первых автомобилей, выпущенных Тойодой в 1936 году, можно было назвать каким угодно, скорее всего, американским, но никак не японским. Деньги, вырученные от продажи патента на производство ткацкого оборудования были потрачены на выпуск модели Toyda AA. За месяц выпустили 150 машин. В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка – четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще одной модели – Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих. В 50-х годах проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд – появился внедорожник Land Cruiser, такая известная ныне модель, как Crown.
В 1961 году выпущена модель Toyota Publica – небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей.
1970-е годы ознаменовались
строительством новых заводов
и постоянными техническими
В 1982 году начинается выпуск
модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно
утвердилась в роли крупнейшего
автомобильного производителя Японии,
занимающего третье место в мире
по объемам производства. В 1983 году
Toyota подписывает многолетнее
Toyota продолжает свою мировую
экспансию – открываются