2.10. Краткая характеристика
14 принципов Дао Toyota
Большим преимуществом компании
Toyota перед конкурентами является способ
организации производства и ведения
бизнеса, а именно – философия
Тойоты, которая получила название
Дао Тойота. Эта философия описывается
в книге Джефри Лайкера - ДаоТойота.
Основной концепцией является философия,
и как следствие – организация
бережливого производства на заводах
и в офисах Тойоты. Применяя эту
философию и бережливое производство,
в основе которого лежит ячеечное
производство единичных изделий
– экономятся значительные средства.
Раздел I: Философия долгосрочной
перспективы
Принцип 1. Принимай управленческие
решения с учетом долгосрочной перспективы,
даже если это наносит ущерб краткосрочным
финансовым целям.
- «Используй системный и стратегический подходы при постановке целей, причем все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу. Осознай свое место в истории компании и старайся вывести ее на более высокий уровень. Работай над организацией, совершенствуй и перестраивай ее, двигаясь к главной цели, которая важнее, чем получение прибыли. Концептуальное понимание своего предназначения – фундамент всех остальных принципов.
- Твоя основная задача – создавать ценность для потребителя, общества и экономики. Оценивая любой вид деятельности в компании, учитывай, решает ли она эту задачу.
- Будь ответственным. Стремись управлять своей судьбой. Верь в свои силы и способности. Отвечай за то, что делаешь, поддерживай и совершенствуй навыки, которые позволяют тебе производить добавленную ценность.
Раздел II. Правильный процесс
дает правильные результаты
Принцип 2. Процесс в виде
непрерывного потока способствует выявлению
проблем.
- Перестрой технологический процесс так, чтобы создать непрерывный поток, эффективно обеспечивающий добавление ценности. Сократи до минимума время, которое незавершенная работа находится без движения.
- Создавай поток движения изделий или информации и налаживай связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выявлялась немедленно.
- Этот поток должен стать частью организационной культуры, понятной
для всех. Это ключ к непрерывному
совершенствованию и развитию людей.
Принцип 3. Используй систему
вытягивания, чтобы избежать перепроизводства.
- Сделай так, чтобы внутренний потребитель, который принимает твою работу, получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве. Основной принцип: при системе «точно вовремя» запас изделий должен пополняться только по мере их потребления.
- Сведи к минимуму незавершенное производство и складирование запасов. Держи в запасе небольшое число изделий и пополняй эти запасы по мере того, как их забирает потребитель.
- Будь восприимчив к ежедневным колебаниям потребительского спроса, которые дают больше информации, чем компьютерные системы и графики. Это поможет избежать потерь при скоплении лишних запасов.
Принцип 4. Распределяй объем
работ равномерно (хейдзунка): работай
как черепаха, а не как заяц.
- Устранение потерь – лишь одно из трех условий успеха бережливого производства. Устранение перегрузки людей и оборудования и сглаживание неравномерности графика производства не менее важны. Этого часто не понимают в компаниях, которые пытаются применять принципы бережливого производства.
- Работай над равномерным распределением нагрузки во всех процессах, связанных с производством и обслуживанием. Такова альтернатива чередованию авралов и простоев, характерных для массового производства.
Принцип 5. Сделай остановку
производства с целью решения
проблем частью производственной культуры,
если того требует качество.
- Качество для потребителя определяет твое ценностное предложение.
- Используй все доступные современные методы обеспечения качества.
- Создавай оборудование, которое способно самостоятельно распознавать проблемы и останавливаться при их выявлении. Разработай визуальную систему извещения лидера команды и ее членов о том, что машина или процесс требуют их внимания. Дзидока (машины с элементами человеческого интеллекта) – фундамент для «встраивания» качества.
- Позаботься о том, чтобы в организации существовала система поддержки, готовая к оперативному решению проблем и принятию корректирующих действий.
- Принцип остановки или замедления процесса должен обеспечивать получение необходимого качества «с первого раза» и стать неотъемлемой частью производственной культуры компании. Это повысит производительность процессов в перспективе.
Принцип 6. Стандартные задачи
– основа непрерывного совершенствования
и делегирования полномочий сотрудникам.
- Используй стабильные, воспроизводимые методы работы, это позволит сделать результат более предсказуемым, повысит слаженность работы, а выход продукции будет более равномерным. Это основа потока и вытягивания.
- Фиксируй накопленные знания о процессе, стандартизируя лучшие на данный момент методы. Не препятствуй творческому самовыражению, направленному на повышение стандарта; закрепляй достигнутое новым стандартом. Тогда опыт, накопленный одним сотрудником, можно передать тому, кто придет ему на смену.
Принцип 7. Используй визуальный
контроль, чтобы ни одна проблема не
осталась незамеченной.
- Используй простые визуальные средства, чтобы помочь сотрудникам быстро определить, где они соблюдают стандарт, а где отклонились от
него.
- Не стоит использовать компьютерный монитор, если он отвлекает рабочего от рабочей зоны.
- Создавай простые системы визуального контроля на рабочих местах, способствующие поддержанию потока и вытягивания.
- По возможности сократи объем отчетов до одного листа, даже если речь идет о важнейших финансовых решениях.
Принцип 8. Используй только
надежную, испытанную технологию.
- Технологии призваны помогать людям, а не заменять их. Часто стоит сначала выполнять процесс вручную, прежде чем вводить дополнительное оборудование.
- Новые технологии часто ненадежны и с трудом поддаются стандартизации, а это ставит под угрозу поток. Вместо непроверенной технологии лучше использовать известный, отработанный процесс.
- Прежде чем вводить новую технологию и обрудование, следует провести испытания в реальных условиях.
- Отклони или измени технологию, которая идет вразрез с твоей культурой, может нарушить стабильность, надежность или предсказуемость.
- И все же поощряй своих людей не забывать о новых технологиях, если речь идет о поисках новых путей. Оперативно внедряй зарекомендовавшие себя технологии, которые прошли испытания и делают поток более совершенным.
Раздел III. Добавляй ценность
организации, развивая своих сотрудников
и партнеров
Принцип 9. Воспитывай лидеров,
которые досконально знают свое
дело, исповедуют философию компании
и могут научить этому других.
- Лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами
компании.
- Лидер должен не только выполнять поставленные перед ним задачи и иметь навыки общения с людьми. Он должен исповедовать философию компании и подавать личный пример отношения к делу.
- Хороший лидер должен знать повседневную работу как свои пять пальцев, лишь тогда он сможет стать настоящим учителем философии компании.
Принцип 10. Воспитывай незаурядных
людей и формируй команды, исповедующие
философию компании.
- Создавай сильную, стабильную производственную культуру с долговечными ценностными ориентациями и убеждениями, которые разделяют и принимают все.
- Обучай незаурядных людей и рабочие команды действовать в соответствии с корпоративной философией, которая позволяет достичь исключительных результатов. Трудись не покладая рук над укреплением производственной культуры.
- Формируй межфункциональные группы, чтобы повысить качество и производительность и усовершенствовать поток за счет решения сложных технических проблем. Вооружи людей инструментами, которые позволяют совершенствовать компанию.
- Неустанно обучай людей работать в команде на общую цель. Освоить работу в команде должен каждый.
Принцип 11. Уважай своих партнеров
и поставщиков, ставь перед ними
трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
- Уважай своих партнеров и поставщиков, относись к ним, как к равноправным участникам общего дела.
- Создавай для партнеров условия, стимулирующие их рост и развитие. Тогда они поймут, что их ценят. Ставь перед ними сложные задачи и
помогай решать их.
Раздел IV. Постоянное решение
фундаментальных проблем стимулирует
непрерывное обучение
Принцип 12. Чтобы разобраться
в ситуации, надо увидеть все своими
глазами (генти генбуцу).
- Решая проблемы и совершенствуя процессы, ты должен увидеть происходящее своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей или глядя на монитор компьютера.
- В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам.
- Даже представители высшего руководства компании и руководители подразделений должны увидеть проблему своими глазами, лишь тогда понимание ситуации будет подлинным, а не поверхностным.
Принцип 13. Принимай решение
не торопясь, на основе консенсуса, взвесив
все возможные варианты; внедряя
его, не медли (немаваси).
- Не принимай однозначного решения о способе действий, пока не взвесишь все альтернативы. Когда ты решил, куда идти, следуй избранным путем без промедления, но соблюдай осторожность.
- Немаваси – это процесс совместного обсуждения проблем и потенциальных решений, в котором участвуют все. Его задача – собрать все идеи и выработать единое мнение, куда двигаться дальше. Хотя такой процесс и занимает довольно много времени, он помогает осуществить более масштабный поиск решений и подготовить условия для оперативной реализации принятого решения.
Принцип 14. Станьте обучающейся
структурой за счет неустанного самоанализа
(хансей) и непрерывного совершенствования
(кайдзен).
- Как только процесс стабилизировался, используй инструменты непрерывного совершенствования, чтобы выявить первопричины неэффективной работы, и принимай действенные меры.
- Создай такой процесс, который почти не требует запасов. Это позволит выявить потери времени и ресурсов. Когда потери очевидны для всех, их можно устранить в ходе непрерывного совершенствования (кайдзен).
- Оберегай базу знаний об организации своей компании, не допускай текучести кадров, следи за постепенным продвижением сотрудников по службе и сохранением накопленного опыта.
- При завершении основных этапов и окончании всей работы произведи анализ (хансей) ее недостатков и открыто говори о них. Разработай меры, которые предупредят повторение ошибок.
- Вместо того чтобы изобретать колесо, когда начинаешь новую работу или когда появляется новый менеджер, научись стандартизовать лучшие приемы и методы» .[12]
Заключение
В ходе проделанной работы,
мы рассмотрели такие вопросы
как философия японского управления,
в частности управление персоналом,
попытались выявить традиционные корни
японского управления, проанализировать
японскую систему управления трудовыми
ресурсами, изучили практику управления
японским предприятием на примере компании
«Toyota».
В результате этого,
мы можем сказать, что Японская
модель менеджмента действительно специфическая
и уникальная. Япония развила свою экономику
в значительной степени благодаря уникальной
системе управления. Япония занимает одно
из ведущих мест в мире. Промышленность
этой страны растет и развивается с каждым
днем. Уровень жизни значительно выше
других развитых стран. А ведь ни богатых
земельных угодий, ни природных ресурсов
там нет.
Японский менеджмент является
одним из самых успешных в мире.
Качественная работа сотрудников едва
ли не основа успешной деятельности компании.
Именно эффективное управление человеческими
ресурсами обеспечивает достижение
высокого качества и конкурентоспособности
японской продукции и технологий
на международном рынке. И именно
поэтому обучению и подготовке персонала
уделяется такое большое значение.[13]
В основе управления фирмами
в Японии лежат одинаковые принципы,
но каждая компания стремится усовершенствовать
их для достижения наилучшего результата.
Пример тому – компания Toyota. Разработав
свои «14 принципов управления», впервые
применив систему «5S», построив свою
систему, компания вышла на второе место
в мире автопроизводителей.
Таким образом, разработанная
много лет назад система управления в
Японии на сегодняшний день является одной
из самой эффективной в мире. Многие страны,
которые сегодня стоят на первых местах
по развитию производства, пользуются
японской системой. Наверное, даже спустя
много лет, японские принципы управления
останутся самыми успешными.
Список используемой литературы:
- Вахрушев В., Принципы японского управления. - М: ФОЗБ ,2009-208с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: СПАРК, 2009 – 394 с.
- Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях. М.: 2008-560с.
- Любимова Н.Г. «Менеджмент - путь к успеху». М., 2009 – 123 с.
- Лайкер Дж., Майер Д. – Практика Дао Toyota. М.: 2008-575с.
- Лайкер Дж., Морган Дж. – Система разработки продукции в Toyotе. М.: 2007-440с.
- Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирмах. М.: Наука, 2008- 194 с.
- Оучи У. Методы организации производства японский и американские подходы. М.: Дело. 2009-704с.
- Симхович В. – Истоки современной японской системы управления // Япония сегодня. - 2009. - №12
- Шонбергер Ш. Японские методы управления производством. М.: Наука, 2008-290 с.
- Статья: «А нужно ли менеджерам перенимать японский стиль управления?» http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/article_564/
- Учебные материалы для обучающихся по специальности менеджмент http://managment-study.ru/osobennosti-yaponskoj-modeli-menedzhmenta.html
- Статья Владимира Веретнова «Японский опыт в управлении бизнесом» http://www.management.com.ua/hrm/hrm045.html