Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение темы "Сущность японской модели менеджмента".
Предмет исследования: уникальная модель Японского менеджмента.
Объект изучения: опыт японских крупных корпораций в управленческой сфере деятельности общества.
Введение 2
Глава 1. Японская модель управления. 4
1.1.Философия японского управления 4
1.2.Традиционные корни японской модели управления 5
Глава 2. Управление персоналом 7
2.1.Японская система управления трудовыми ресурсами 7
2.2.Принципы японского управления персоналом 10
2.3.Подготовка кадров 20
2.4.Профсоюзы в Японии 21
2.5.Практика управления японским предприятием: компания «Toyota». История фирмы TOYOTA 23
2.6. Принципы управления компанией «Toyota» 28
2.7.Система управления производством 28
2.8.Системы управления, используемые менеджментом компании «Toyota» 29
2.9.Политика социальной ответственности компании «Toyota» 32
2.10.Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota 33
Заключение 41
Исходя из этого, мы можем
утверждать, что человек нуждается
в самоуважении: он любит нести
ответственность и
Для того, что бы более полно и ясно представлять, что же такое японский метод управления следует, хотя бы в общих чертах, ознакомиться со стратегией управления в японской фирме, в которой присутствуют следующие принципы управления.
2.2 Принципы японского управления персоналом
1) Поведение работника в организации.
Как отмечалось, японская система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то их очень существенная черта состоит в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков.
Группа, к которой принадлежит японец, значима для него так же, как семья. В японской фирме ее глава похож на отца. Члены семьи сотрудничают спонтанно. Царит неформальная атмосфера. Внутренние конфликты сведены к минимуму, в группах дружелюбные отношения. В Японии фирма считается органически целым, живым организмом, наделенным душой. Может смениться руководитель, но фирма останется. Считается, что фирма - долговременная организация, потому что она гарантирует пожизненный найм. (Такие отношения закреплены «Законом о корпоративной реорганизации», согласно которому в фирмах, которые столкнулись с финансовыми трудностями и находятся на грани банкротства, проводятся реорганизации).
Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
Как порождением концепцией
«человеческого потенциала» можно
рассматривать систему
Нужно четко понимать, что
японский метод предполагает полное
единодушие. Это не решение большинства.
Японцы питают отвращение к тирании
большинства. Если полного единодушия
нет, решение не принимается. Если решению
противопоставлено мнение небольшого
меньшинства, его убеждают уважать
взгляды остальных. Эта компромиссная
позиция позже будет
Считается, что власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с готовностью принимается и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий, что могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является необходимым условием для процветания самих рабочих.
2) Система управленческого контроля.
Управленческий контроль - это сокращенное определение управленческого планирования и обратной связи, которое является инструментом деятельности менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека управлять имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно.
Необходимо отметить, что управленческий контроль над выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе (слово «контроль» связана не с моделью «выявление - наказание», а «проверка-помощь»).
Чтобы избавится от субъективизма,
японские управляющие повсюду, где
есть малейшая возможность, применяют
методы статистики для определения
текущей ситуации. Японцы верят цифрам.
Они измеряют все. Они стараются
количественно описать все
Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск. Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного неповиновения инструкциям старших.
Японские менеджеры прибегают к мерам наказания крайне неохотно. В противовес тактики запугивания наказанием, японский менеджмент уделяет особое внимание самосознанию рабочих и поэтому использует «тактику лозунгов», побуждающих повысить дисциплину.
Такая позиция вполне объяснима:
с одной стороны, каждый подчиненный
является индивидуумом и имеет право
на ошибку, с другой - правильная кадровая
политика при приеме на работу «не
допустит» в фирму
Управление персоналом становится стратегическим фактором из-за необходимости гарантии пожизненного найма.[5]
3) Средства мотивации
Средства мотивации призваны "включать" в действие мотивы и стимулы. Среди этих средств в Японии особое место занимает система "пожизненного найма" работников. Следует сразу же заметить, что "пожизненный наем" характерен только для крупных фирм. В мелких фирмах эта система, естественно, не доминирует. По оценкам японских экономистов, данной системой найма охватывается от 22 до 30% наемного персонала.
Механизм этой системы
функционирует следующим
"Пожизненный наем"
дает предпринимателям
Нужно сказать, что японские
рабочие принимают "пожизненный
наем" как должное, более того,
они активно стремятся попасть
в сферу его действия. Кроме
указанных выше причин здесь также
действуют этнопсихологические
установки. Так, потеря работы в Японии
рассматривается как личная катастрофа,
не только наносящая работнику
Японский работник, нанятый
фирмой "пожизненно", испытывает
чувство глубокого
Функционирование оплаты
по старшинству подводит к двум выводам.
Во-первых, практикуемая в Японии система
оплаты труда отличается весьма незначительной
дифференцированностью и
Оплата по старшинству теснейшим образом связана с системой должностного продвижения по старшинству, или, как ее еще именуют, "системой сеньоризма".
Суть системы состоит в том, что при выборе кандидата на выдвижение определяющими критериями являются возраст и стаж. И хотя должное способностям людей отдается, хотя способности эти с течением времени все больше принимаются в расчет, ориентация на возраст и стаж крайне медленно уступает свои позиции. Что же дает японскому бизнесу "система сеньоризма"? Во-первых, она ослабляет конкуренцию между отдельными работниками за освобождающиеся вакансии. Во-вторых, она отвечает бытующим в стране представлениям об особой ценности работников, обогащённых производственным опытом, навыками, а таковыми в первую очередь считают старших по возрасту. В-третьих, она поддерживает господствующий в Японии принцип уравниловки: "каждый в свое время займет соответствующее положение"
Кроме возраста, стажа и
способностей на систему выбора кандидатов
на выдвижение оказывает влияние, конечно,
и уровень образования. При прочих
равных условиях кандидат с престижным
вузом за плечами получит предпочтение.
Но в целом преимущество пока в
большинстве случаев
4) Система управления качеством
Историческими предпосылками
управления качеством явилось
Изначально система контроля
и управления качеством основывалась
на кружках качества. По мнению основателя
и теоретика управления качеством
в Японии Исикава Каору, для организации
кружков руководителям
Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:
Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:
Управлением качеством имеет многие преимущества: