Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:32, реферат
Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторяемость действий, их зависимость от определенной ситуации составляют основные особенности современного управления. Сегодня уже никто не сомневается в необходимости изучения зарубежного опыта менеджмента. Однако не существует “патентованных” рецептов того, как за короткое время с минимальными расходами обеспечить решение проблем, которые стоят перед предприятиями, как должны меняться конкретные формы и методы управления в условиях существующих факторов внешней среды.
Институт базового образования
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА»
Работу выполнил
2013
В отечественной экономике
постепенно формируются условия
для существенного повышения
эффективности и прибыльности работы
предприятий, их ориентации на реального
потребителя.
Современный менеджмент – это тысячи
возможных вариантов и нюансов управленческих
решений. Многовариантность, гибкость
и неординарность хозяйственных комбинаций,
неповторяемость действий, их зависимость
от определенной ситуации составляют
основные особенности современного управления.
Сегодня уже никто не сомневается в необходимости
изучения зарубежного опыта менеджмента.
Однако не существует “патентованных”
рецептов того, как за короткое время с
минимальными расходами обеспечить решение
проблем, которые стоят перед предприятиями,
как должны меняться конкретные формы
и методы управления в условиях существующих
факторов внешней среды.
Теория и практика менеджмента демонстрирует
два четко сформированных подхода в управлении
– японскую и американскую модели. При
совпадении общих стратегических направлений
борьбы за лидерство существуют и особенности
в подходах руководящих японских и американских
компаний такие, как получение преимуществ
в экономическом соперничестве на мировом
рынке. Принципиальным отличием двух названных
моделей менеджмента есть то, что японская,
построенная на коллективизме, а американская
– на индивидуализме и конкуренции между
людьми. Все другие отличия являются производными
от нее.
В американской промышленности в течение
длительного периода наблюдался стабильный
рост производительности. В течение 20
лет после второй мировой войны увеличение
производительности труда составляло
ежегодно 3%, то есть на 0,6-0,8% больше, чем
в Японии, Англии, Германии. В 1960г. 95% автомобилей,
стали и бытовой электроники на рынках
Америки было произведено в США, а американский
бизнес имел 25% мирового рынка промышленной
продукции.
Внезапно картина мировой
экономики и лидерства в
Первая реакция американских менеджеров на падение производительности и потерю рынков был поиск виновных.
Сравнительные характеристики
японской и американской моделей
для наглядности можно
Японская модель менеджмента |
Американская модель менеджмента |
1. Управленческие решения
принимаются коллективно на 2. Коллективная ответственность 3. Нестандартная, гибкая структура управления 4. Неформальная организация контроля 5. Коллективный контроль 6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост 7. Основное качество осуществлять координацию действий и контроль 8. Ориентация управления на группу 9. Оценка управления по
достижению гармонии в 10. Личные неформальные отношения с подчиненными 11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы 12. Подготовка руководителей универсального типа 13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. 14. Долгосрочная занятость |
1. Индивидуальный характер принятия решений 2. Индивидуальная ответственность 3. Строго формализованная структура управления 4. Четко формализованная процедура контроля 5. Индивидуальный контроль руководителя 6. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе 7. Главное качество руководителя — профессионализм 9. Оценка управления по
индивидуальному результату 11. Деловая карьера 12. Подготовка 13. Оплата труда по |
Япония, считали они, ведет нечестную конкуренцию, поскольку там дешевый труд и правительство дает субсидии; чрезмерное правительственное регулирование подрывает американскую промышленность; у профсоюзов слишком много прав; инфляция; рост цен на энергию. В этих утверждениях была и доля правды. Но при внимательном и тщательном изучении проблемы вскрылись интересные факты. Например, положение со стоимостью энергии, правительственным регулированием, стоимостью рабочей силы в американской промышленности оказалось менее тягостным, чем у зарубежных партнеров. Абсолютно не воспринимался тот факт, что американские потребители приобретают японские автомобили и электронику не потому, что они дешевле, а потому, что они лучше. Анализ ситуации вскрыл необычные факты. Многие из рационализаторских японских методов представляют собой адаптированные идеи, взятые из старых учебников по менеджменту. Так робототехника была доступна любой американской фирме, которая захотела бы ее внедрить, но японская промышленность использовала ее лучше.
Кроме того, было установлено, что японская промышленность имела важное преимущество перед многими отраслями американской промышленности: подход японских руководителей к вопросам управления был гораздо более широким. В отличие от своих американских коллег японские менеджеры не ищут быстрых путей решения путей падения объема производства и прибылей. Они хорошо поняли, что одно увеличение производства не обеспечивает повышения производительности и что качество имеет не менее важное значение. К тому же японские менеджеры не разрабатывали мероприятия по повышению производительности за закрытыми дверями кабинетов и не «вываливали» их на головы ничего не подозревающих рабочих. Они осторожно проводили тщательно спланированные изменения.
Причина ведущей роли Японии в области производительности и ключ к ее повышению на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь одна - хорошее управление. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах К.Мацусита осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов - человек, финансы, технология.
Настоящий руководитель видит
организацию как систему
В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимые для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны руководителям низших уровней управленческой иерархии.
Японские организации прибегают к ротации гораздо чаще, чем американские. Профессор Оучи, автор бестселлера «Теория Z», говорит: «В Японии фактически каждый отдел располагает кадрами, которые знают людей, проблемы и практику работы любой части организации. Когда требуется что-то скоординировать, обе стороны могут понять друг друга и прийти к сотрудничеству. Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей перемещать по всем отраслям бизнеса. Когда люди работают все время по одной специальности у них возникает тенденция по формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы, у них нет того знания людей и проблем, которое позволило бы им оказывать эффективную помощь другим специалистам внутри своей организации».
Американский
менеджмент
характеризуется жесткой организацией
управления. Для него в наибольшей
степени характерно стремление к формализации
управленческих отношений.
Для американского менеджмента очень
характерно представление о персональной
ответственности работника. Эффективность
работы конкретного руководителя определяется
на основании того, смог ли он лично достигнуть
тех целей, которые были ему поставлены.
Изучение американской модели менеджмента
представляет известный интерес. Именно
в США впервые сформировалась наука и
практика менеджмента. Американская модель
применяется в корпорациях Великобритании,
США, Австралии, Новой Зеландии, Канады
и некоторых других странах.
В американской школе менеджмента принято
считать, что успех фирмы зависит, прежде
всего, от внутренних факторов. Особое
внимание уделяется рациональной организации
производства, постоянному росту производительности
труда, эффективному использованию ресурсов.
В то время как внешние факторы отходят
на второй план.
Рационализация производства выражается
в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании
и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются
в том, что она позволяет сократить объём
подготовки работников, повысить уровень
профессионального умения на каждом специализированном
рабочем месте, отделить от производственных
заданий те, которые не требуют квалифицированного
труда и могут быть выполнены неквалифицированными
работниками, получающими меньшую заработную
плату, а также увеличивает возможности
специализированного оборудования.
Решения чаще всего принимаются индивидуально,
уровень ответственности же находится
в управленческой пирамиде на одну - две
ступени выше, чем уровень менеджеров,
обладающих формальной властью. Это означает,
что руководство отвечает за деятельность
своих подчинённых.
Американская фирма функционирует в социальной
атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются
более мобильными, легко меняют место
работы в поисках индивидуальной выгоды.
Стоит отметить, что дух «жертвенности»
(альтруизма) редок у американцев: даже
в действиях, направленных на пользу общества,
на поверку легко обнаруживается личная
выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция
между сотрудниками (один из способов
стимулирования), именно поэтому американцы
– ярко выраженные индивидуалисты и порой
им очень сложно работать в команде.
Для американской модели менеджмента
характерна иерархическая модель управления.
В традиционной модели иерархической
организации, прежде всего, имеет место
разграничение процесса принятия деловых
стратегических решений и оперативных
решений. Основой стратегического управления
является системный и ситуационный анализ
внешней (макроокружение и конкуренты)
и внутренней (научные исследования и
разработки, кадры и их потенциал, финансы,
организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой
работы корпорации является стратегическое
планирование, возникшее в условиях насыщения
рынка и замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным
изменениям, происходящим в корпорациях,
разрабатываются программы повышения
«качества трудовой жизни», с помощью
которых работники корпорации привлекаются
к разработке стратегии ее развития, обсуждению
вопросов рационализации производства,
решению разнообразных внешних и внутренних
проблем.
Роль
государства
В американском хозяйстве государство
не играет значительной роли как собственник
средств производства и совокупный предприниматель.
Доля государственного сектора в ВВП –
около 4%, а вместе с предприятиями местных
властей – около 13% ВВП. В нем занято порядка
14-15% рабочей силы.
Государство играет определяющую роль
в воспроизводстве рабочей силы, охране
окружающей среды, развитии научной сферы.
Оно осуществляет общенациональное регулирование
через кредитно-денежную и бюджетную политику,
федеральную контрактную систему. В целом
государство выполняет общественно значимые
функции, которые или не приносят быстрого
дохода или не являются оптимальными для
частных хозяйствующих субъектов.
Особенности
менталитета (черты поведения)
Бизнесмены действуют
прибегают к натиску, приказу в процессе
согласования решения на переговорах;
не делают долгих отступлений, а сразу
переходят к самой сути вопроса, прагматически
классифицируя их, решая вопросы один
за другим.
Главной целью является всесторонняя
договоренность. Одно из самых важных
условий – соблюдение всех законов, нормативных
актов, положений, а не выгода и согласие
между партнерами. В состав американской
делегации на переговорах обязательно
входит уполномоченный представитель,
который имеет право на принятие решений,
и юрист. Американские менеджеры не приветствуют,
если их коллеги (партнеры) прерываются
во время дискуссий или перед принятием
решения удаляются для обсуждения своего
решения.
Специфика
управления в американских компаниях
Некоторые американские авторы называют
привлечение непрофессионалов к
управлению "третьей революцией"
в управлении после выделения
управления в особый вид деятельности
и появления менеджеров.
В настоящее время в США получили распространение
четыре основные формы привлечения рабочих
к управлению:
Привлечение рабочих к участию
в высших органах управления корпорацией
– советах директоров – на практике
встречается крайне редко.
Информация о работе Сравнительный анализ Американской и Японской модели менеджмента