Выбор жизненной цели и профессиональное самоопределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о жизненной цели в том или ином виде преследует нас с самого начала нашей жизни. Уже в возрасте 4-5 лет нам первый раз задают вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Затем в школе мы пишем несколько раз сочинение на эту тему. Родители не редко задают этот вопрос своим детям. И потом мы начинаем сами задумываться, а что же, в самом деле, мы хотим делать, чем будем заниматься в дальнейшем после школы, куда пойдём учиться, какую профессию выберем, и кем в действительности будем работать? Зачастую люди путают цель и мечту, стараются загадать как можно дальше. Безусловно, долгосрочные цели это хорошо: «стать знаменитым», «заработать миллион», «построить дом»… но, не ставя себе краткосрочных целей, конкретных задач нетрудно потерять свою «главную цель».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ
1.1 Выбор жизненной цели в юношестве
2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
2.1 Профессиональное самоопределение
2.2 Типы и уровни профессионального самоопределения
2.3 Процесс профессионального самоопределения
2.4 Мотивы профессионального самоопределения
2.5 Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая саммоменеджмент.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышления юноши становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, реальная оценка своих возможностей, умение оценить временные перспективы реализации поставленных целей. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это всегда план деятельности.

Формирование отдельных жизненных планов - профессиональных, семейных - без связи их с мировоззрением останется лишь ситуативным решением, не подкрепленным ни системой целей, ни даже собственной готовностью их реализовывать независимо от индивидуальных или социальных проблем. Другими словами, разрешение проблем личности должно идти параллельно со «связыванием» их с мировоззренческой позицией личности. Поэтому любая работа психолога с юношеской категорией должна быть направлена, с одной стороны, на разрешение конкретной проблемы, а с другой стороны - на упрочение (или коррекцию) мировоззренческой позиции

Большая часть претензий юношей сводится именно к тому, что им недостает творчества и самостоятельности. Это касается и организации учебного процесса, где ребята жалуются на недостаточно активные методы обучения и самоуправления, которое часто бывает формальным. Объясняя такое положение, учителя нередко ссылаются на пассивность и инфантильность самих старшеклассников, не проявляющих инициативы и чувства ответственности. Однако это - прямое следствие соответствующего стиля воспитания. Нельзя внушать ребенку, что дорогу осилит идущий, и одновременно не позволять ему ходить. Активная жизненная позиция, которую нужно привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которые он несет личную ответственность

В качестве важнейшего механизма принятия личностью высших ценностей, является усложнение системы личностных конструктов, расширяющее смысловые границы субъективной реальности. Что создает условия для свободного выбора и осознанного принятия своего жизненного пути.

 

 

 

2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ В  ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Время выбора будущей профессии – самый ответственный период в жизни каждого. Проблема профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14–15 лет. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Существует два пути выбора будущей специальности. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не найдёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и получать удовлетворение от процесса работы. Но этот процесс может быть очень трудным и длительным, ведь в современном мире существуют сотни профессий. Возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Оканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Все знают, что такое выбирать профессию, ведь рано или поздно это касается каждого. Некоторые при выборе профессии уделяют внимание заработку, некоторые спросу, ну а реже всего выбирают для души, то, что им ближе.

Каковы главные критерии выбора будущей профессии? Во-первых, она должна быть интересна. Захватывающее занятие, которое тебе действительно нравится - это важная составная часть счастья в жизни. Затем следует учесть необходимость зарабатывать на жизнь. Самая потрясающая работа не принесет вам удовлетворения, если вы голодаете. Кроме того, существует очень актуальная проблема безработицы: надо выбрать такую профессию, чтобы потом можно было легко найти работу. И главное, важно всегда уметь выслушать мнение других людей (родителей, учителей), которые помогут принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь.

В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Да и понятие «правильный выбор» весьма относительно... То, что кажется правильным на сегодняшний день, завтра может оказаться неверным решением. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность.

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии: 1) стадия фантазии (продолжается у ребенка до 11-ти летнего возраста); 2) гипотетическая стадия (с 11-ти летнего до 17-ти летнего возраста); 3) реалистическая стадия (от 17-ти лет и старше).

Первые два периода — фантазии и гипотетический — протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить — существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течение всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.

В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику - профориентацию - и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонс выделяет, прежде всего, осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях . Выбор профессии - это развивающийся процесс, всё происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем обеспечивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Например, решение не поступать в колледж, а вместо этого пройти курс коммерции в средней школе – делает впоследствии затруднительным получение высшего образования. На исправление допущенных ошибок требуется много времени, сил, а иногда и денег. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и своё окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности.

Многообразие различных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью, реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а также неоднородностью населения конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения.

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Проблема профессионального самоопределения и профессионального самосознания актуальны для молодежи, живущей в современном обществе. Особенно в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено, меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Прежде всего, это обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, что является следствием глобальной проблемы – отсутствия на данном этапе развития общества, последние приводят к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека.

Но, с другой стороны, в настоящее время существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессиональной адаптации.

2.1 Профессиональное самоопределение

Природа не может знать, до чего додумалась цивилизация. Поэтому тщетно ожидать, что у подрастающего человека, полностью предоставленного себе, могут появиться или могут быть диагностированы интересы, склонности, способности к некой деятельности, дающей прокормление и признаваемой окружающими (алхимика или сборщика автопокрышек, гадалки или ученого-библиографа).

Профессионально важные человеческие качества надо не только выявлять, но во многом и заложить в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Да, это предполагает активность не только педагога, психолога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «раскручивание» чего-то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пойдет в социально ценном направлении.

Анализ научной литературы позволил выделить следующие определения понятия профессионального самоопределения:

С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков).

М.В. Ретивых рассматривает «профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений».

Н.С. Пряжников говорит о том, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» .

В.А. Поляков утверждает, что «Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития».

Самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека.

Таким образом, формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии – неотъемлемые компоненты становления личности.

К существенным факторам профессионального самоопределения относятся возраст совершения выбора профессии, уровень информированности личности (знание себя, требований профессии, предъявляемых к человеку, осведомлённость о рынке труда) и уровень её притязаний.

Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии .

Обобщая, можно сказать, что человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное же самоопределение – это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека .

Информация о работе Выбор жизненной цели и профессиональное самоопределение