Жизненный цикл товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Изучение жизненного цикла товара, безусловно, актуально, так как оно важно для предприятия, выпускающего товар, прежде всего при изучении рынков, а также при планировании своей деятельности. Проведение исследований жизненного цикла товара превращается в одно из важнейших направлений деятельности современных предприятий. Анализ жизненного цикла осуществляется на протяжении всей деятельности компании, является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем составляющим комплекса маркетинга, и, прежде всего по товарной политике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Жизненный цикл товара…………………………………………………..4

Методы маркетинговых исследований. Фокус-группа…………………9

Тест………………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………...19

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение……………………………………………………………………3

Жизненный цикл товара…………………………………………………..4

Методы  маркетинговых исследований. Фокус-группа…………………9

Тест………………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………….18

Список  использованной литературы…………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

 

     Товар – продукт труда, произведенный  для продажи. В маркетинге подчеркивается  не столько роль товара в  обмене его на деньги, сколько  возможность его использовать, потреблять. Характер изменения потребностей покупателей того или иного товара определяет тенденцию изменения спроса на этот товар, что указывает на необходимость увеличения или уменьшения производства этого товара, изменения технологии его производства или прекращения его производства, а значит, поиск идей для производства нового товара или новых технологий.

     Изучение жизненного цикла товара, безусловно, актуально, так как оно важно для предприятия, выпускающего товар, прежде всего при изучении рынков, а также при планировании своей деятельности. Проведение исследований жизненного цикла товара превращается в одно из важнейших направлений деятельности современных предприятий. Анализ жизненного цикла осуществляется на протяжении всей деятельности компании, является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем составляющим комплекса маркетинга, и, прежде всего по товарной политике.

     Термин «маркетинговые исследования» имеет широкое значение и связан со всеми аспектами маркетинга. В международной деятельности маркетинговые исследования используются всеми типами организаций для решения разнообразных задач: малым бизнесом, крупными корпорациями, международными организациями, компаниями, занятыми в сфере технологий, политиками и т.д.

     Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Конкретным результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики деятельности предприятия. 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА. 

     Изучение колебаний объемов и  продолжительности производства  того или иного продукта позволило  установить, что эти показатели  изменяются во времени циклически, закономерными и поддающимися  измерению интервалами. В экономической  науке явление периодического колебания объемов и продолжительности производства и сбыта продукта называют экономическим циклом жизни продукта или коротко – циклом жизни продукта.

     Жизненный цикл товара – это  время существования товара на  рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара нет.

     Фазы жизненного цикла товара  делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

     Фаза внедрения. Начинается с  первого появления товара на  рынке. Завоевание рынка требует  времени, поэтому объемы продаж  при этом растут, как правило,  с невысокой скоростью. Прибыли на этом этапе отрицательные или невысокие, вследствие незначительных продаж и высоких расходов на распространение и стимулирование сбыта. Много средств необходимо для привлечения дистрибьюторов и создания складских запасов. Расходы на стимулирование относительно высоки, поскольку необходимо информировать покупателей о новом товаре и дать им попробовать его. Поскольку рынок на этом этапе обычно не готов к усовершенствованию товара, компания и немногие из ее конкурентов выпускают базовые модели товара. Эти компании сосредотачивают свои продажи на тех покупателях, которые наиболее готовы к покупке. Это покупатели-новаторы.

     Цель фазы внедрения – создать  рынок для нового товара, добиться признания товара не только потребителями, но и оптовыми и розничными торговцами. Признание товара предполагает создание распределительной сети, чтобы товар был доступен потребителям, и попытку убедить потребителей испытать товар на этапе его появления на рынке.

     Фаза роста. Если новый товар  имеет спрос, он переходит к  этапу роста, на котором прирост продаж носит устойчивый характер и товар начинает приносить прибыль. Первые покупатели продолжают покупать, новые покупатели начинают следовать их примеру, особенно если они слышат хорошие отзывы. Если значительное количество покупателей, впервые попробовавших товар, не приобретают его повторно, продукт потерпит неудачу. В это время продукт начинает интересовать конкурентов. Они появляются на рынке привлеченные возможностью получать прибыль. Они придают товару новые свойства и рынок расширяется. Увеличение числа конкурентов приводит к  увеличению числа дистрибьюторов, и продажи растут, просто за счет пополнения складских запасов торговых посредников. На этой стадии предпринимается попытка сохранить цены, однако иногда их приходится снижать из-за давления со стороны конкурентов. Этап роста дает рост прибылей, так как отношение объема продаж к расходам на стимулирование увеличивается, а стоимость производства единицы продукции снижается.

     Главная задача стадии роста  – укрепление позиции марки. Стратегии на этом этапе направлены на сохранение и использование конкурентных преимуществ, полученных на предыдущей стадии. Целью в отношении товара является сохранение его качества, но при обострении конкуренции может потребоваться добавление новых свойств, улучшение упаковки или совершенствование сервиса.

     Фаза зрелости. Замедление роста  продаж происходит за счет  появления многих производителей и большого количества товара. В свою очередь, такое перенасыщение вызывает более жесткую конкуренцию. Конкуренты начинают снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивать расходы на исследования и разработки с целью поиска лучших моделей товара. Эти действия приводят к падению прибыли. Конкуренты послабее выбывают из игры, и, в конце концов, в отрасли остаются только самые сильные.

     Управление продукцией на этапе  зрелости сводится к постоянному  совершенствованию свойств товара. Широкий контакт с потребителем на протяжении всей жизни товара и до настоящего момента должен обеспечить фирме развернутое представление о потребностях покупателей в области эксплуатации продукта. На основе данной информации составляется детальный анализ функции развертывания качества. Этот анализ впоследствии может быть использован фирмой в целях усовершенствования тех характеристик товара, которые обеспечивают самые важные из их искомых выгод.

     Фаза насыщения – прекращение  роста продаж при некотором  росте прибыльности, если достигается  значительное снижение издержек  производства. В торговых точках имеется обычно полная ассортиментная группа товаров с разными уровнями цен. На этой фазе находятся многие виды изделий бытовой электротехники и электроники, большая часть продовольствия, металлообрабатывающие станки, автомобили.

     Фаза спада (упадка) характеризуется сокращением продаж и прибыли, а затем и возникновением убытков. Упадок может быть обусловлен разными причинами:

  • устареванием продукта в связи с прогрессом технологии;
  • более низкие издержки, которых добиваются конкуренты;
  • изменение предпочтений потребителей;
  • неэффективность попыток оживить продажи.

     Стадии упадка обычно предшествует  определенная техническая инновация, в связи с чем большинство потребителей прекращают использование этого продукта, или же отдают свое предпочтение альтернативному товару. В связи с этим потребители переходят на использование другого товара.

     Решения, принимаемые на этой  стадии, обычно направлены на  сокращение товарного ассортимента и на определение путей переключения на другие виды товаров. Поддержка слабого товара может оказаться для компании чересчур дорогостоящей, и не только в отношении прибыли. Слабый товар может отнимать слишком много времени у руководства. Он нередко требует частой корректировки цен и переучета складских запасов. Он требует рекламы и внимания торгового персонала, которые лучше было бы использовать для увеличения прибыльности «здоровых» товаров. Ухудшившаяся репутация товара может вызвать сомнения покупателей в компании в целом и в остальных ее товарах.

     У изготовителя (продавца) есть три варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе:

  • сократить маркетинговые программы;
  • оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку;
  • прекратить выпуск продукции.

     Как правило, фирмы неохотно  отказываются от производства и реализации устаревших товаров, так как есть надежда на более благоприятную экономическую ситуацию. Фирма может не уходить с рынка, сократив расходы на маркетинг, чтобы увеличить прибыль при том же объеме продажи. Возможна передача устаревшего товара другой, например, более мелкой, фирме, чтобы получить часть прибыли и одновременно разработать новый товар. И все же необходимо иметь в виду, что, несмотря на все старания фирмы, прибыльность от реализации устаревшего товара падает, наступает глубокий спад и товар, в конце концов, снимается с производства.

     Переход от одной фазы цикла  к другой происходит обычно  плавно, без скачков. В силу  этого маркетинг должен внимательно  следить за динамикой продаж  и прибыли, чтобы уловить границы фаз и, следовательно, вносить изменения в программу, перераспределить маркетинговые усилия, скорректировать структуру комплекса. Особенно важно уловить стадию насыщения и еще более – спада, поскольку держать на рынке «больной товар» убыточно.

     Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия – более короткий, а наиболее технически совершенные товары – очень короткие (2 – 3 года).

     Жизненный цикл одного и того  же товара, но на разных рынках  неодинаков. На российском нетребовательном рынке он значительно более длительный, чем, например, в США, Японии, Германии с их развитым конкурентным рынком. В жизненном цикле продукта отражаются изменения моды, вкуса, стиля, технический прогресс, техническое и моральное старение и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДЫ  МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ФОКУС-ГРУППА. 

     Маркетинговые исследования представляют  собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

     Задача маркетинговых исследований  заключается в том, чтобы оценить  информационные потребности и  обеспечить руководство компании  точной, надежной, обоснованной, современной  и относящейся к делу информацией.

     Основными направлениями маркетинговых исследований являются:

1. исследование  рекламы;

2. исследование  экономики бизнеса: прогнозирование,  изменения, объемы экспорта-импорта;

3. исследование  продукта: качество, упаковка и т.д.;

4. исследование  поведения потребителя.

     Как правило, потребность в  проведении маркетингового исследования  возникает в случаях, когда:

1) фирма  не достигла поставленных маркетинговых  целей;

2) фирма  уступает позиции конкуренту;

3) фирма  собирается диверсифицировать свою  деятельность;

4) фирма готовит новый бизнес-план;

5) любые  другие случаи, когда менеджеры  затрудняются в выборе действий  или предполагают значительные  инвестиции.

     Маркетинг в ходе своего развития  широко использовал передовые  достижения науки, поэтому он  представляет собой своего рода арсенал современных приемов и методов различных научных дисциплин, которые используются для решения широкого диапазона задач маркетинговой деятельности. Методологические основы маркетинга складываются из общенаучных, аналитико-прогностических методов, а также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний.

     Общенаучные методы включают  в себя:

  • системный анализ;
  • комплексный подход;
  • программно-целевое планирование.

Информация о работе Жизненный цикл товара