Выбор жизненной цели и профессиональное самоопределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о жизненной цели в том или ином виде преследует нас с самого начала нашей жизни. Уже в возрасте 4-5 лет нам первый раз задают вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Затем в школе мы пишем несколько раз сочинение на эту тему. Родители не редко задают этот вопрос своим детям. И потом мы начинаем сами задумываться, а что же, в самом деле, мы хотим делать, чем будем заниматься в дальнейшем после школы, куда пойдём учиться, какую профессию выберем, и кем в действительности будем работать? Зачастую люди путают цель и мечту, стараются загадать как можно дальше. Безусловно, долгосрочные цели это хорошо: «стать знаменитым», «заработать миллион», «построить дом»… но, не ставя себе краткосрочных целей, конкретных задач нетрудно потерять свою «главную цель».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ
1.1 Выбор жизненной цели в юношестве
2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
2.1 Профессиональное самоопределение
2.2 Типы и уровни профессионального самоопределения
2.3 Процесс профессионального самоопределения
2.4 Мотивы профессионального самоопределения
2.5 Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая саммоменеджмент.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

 

 

 

 факультет управления

 

 

кафедра управления образованием

 

Курсовая робота по дисциплине «Самоменеджмент»

 

Тема: «Выбор жизненной цели и профессиональное самоопределение»

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 2 курса

заочного отделения

специальности 221400

«Управление качеством»

Плотникова. Д.О.

Подпись____________

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры управления

образованием

Агапова Елена Николаевна  

Оценка______________

Подпись_____________

 

 

 

 

 

 

 

 Санкт-Петербург – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

1.1 Выбор жизненной цели в юношестве

2. ВЫБОР  ПРОФЕССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

2.1 Профессиональное самоопределение

2.2 Типы и уровни профессионального самоопределения

2.3 Процесс  профессионального самоопределения

2.4 Мотивы  профессионального самоопределения

2.5 Профессиональное  самоопределение в юношеском  возрасте

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. Использованная  литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На свете мало недостижимых

вещей; будь у нас больше настойчивости,

мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.

Ф. Ларошфуко

 

Вопрос о жизненной цели в том или ином виде преследует нас с самого начала нашей жизни. Уже в возрасте 4-5 лет нам первый раз задают вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Затем в школе мы пишем несколько раз сочинение на эту тему. Родители не редко задают этот вопрос своим детям. И потом мы начинаем сами задумываться, а что же, в самом деле, мы хотим делать, чем будем заниматься в дальнейшем после школы, куда пойдём учиться, какую профессию выберем, и кем в действительности будем работать? Зачастую люди путают цель и мечту, стараются загадать как можно дальше. Безусловно, долгосрочные цели это хорошо: «стать знаменитым», «заработать миллион»,  «построить дом»… но, не ставя себе краткосрочных целей, конкретных задач нетрудно потерять свою «главную цель». Легко превратиться в Обломова, лежать на диване и мечтать о дальних путешествиях.

Мне самой до недавнего прошлого было сложно ответить на вопрос о жизненной цели. Живя с родителями, учась в институте, подрабатывая я не находила важным задумываться о том чего я действительно хочу. Но выйдя замуж, родив ребёнка, пришлось повзрослеть и взглянуть на жизнь уже совершенно под другим углом. Глупо думать, что я тут же села за стол взяла лист бумаги и написала план действий. Впервые всерьёз над своей целью я задумалась в институте на предмете по самоменеджменту. Имея уже совершенно другой взгляд на свою жизнь, мне, к собственному удивлению, оказалось совсем не сложно определиться со своей целью на будущее. Но многие люди уже и в зрелом возрасте, так и не знают чего хотят от жизни. В этой работе я постараюсь ответить на такие вопросы как:  «Выбор жизненной цели в юношестве» , «Выбор профессии и карьерный рост в зависимости от жизненной цели» и « Методы выявления жизненной цели».

1. ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

Несомненно, когда мы говорим о выборе жизненной цели, мы зачастую подразумеваем школьника, который готовится вступить во «взрослую» жизнь», он определяется со своим будущим, решает, куда и на кого пойдёт учиться. И, несомненно, крайне важно определиться именно в этом возрасте, дабы уменьшить вероятность метаний.

Постановка целей важна потому, что она дает человеку ориентир в жизни. Очень важно еще в молодом возрасте определить, чего хочешь от жизни. К сожалению, многие молодые люди даже не задумываются о своих жизненных целях. Они не стремятся сделать в жизни что-то действительно важное, а просто полагаются на волю судьбы. Сожаление приходит позже, когда они оказываются совсем не там, где хотели бы оказаться и имеют совсем не то, о чем мечтали.

Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие важные факторы, как жизненные цели, представления о будущей жизни и ценности. Человек всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья это признак нормальной, естественной жизни. Когда человек действует согласно выбранной цели, он обычно чувствует себя достаточно счастливым.

Определение собственных жизненных целей - это лишь шаг к успешности. Поэтому сначала следует понять, каковы наши жизненные цели, чего хотим достичь. Нужно научиться пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достичь этих целей.

В личной жизни человека в отличие от жизни социальной нет тех критериев, которые могли бы судить и оценивать, хорошо ли сложилась его жизнь, благополучна ли она, правильна ли она. Жизненные достижения, успех, оцениваются по социальным меркам: стал хорошим специалистом, добился славы, успехов, постов, материальных благ.… Однако трудно себе представить, что именно эти достижения при всей их значимости могут быть критериями для тех, кто их не достиг, не получил, не заработал.

Исследуя данную тему, наткнулась на статью, где говорилось о факторах, влияющих на то, умрет человек от первого сердечного приступа или нет. Среди факторов оказались: здоровье, финансовое положение, образ жизни и многое другое. Меня очень заинтересовал один фактор «неудовлетворенность работой». Уровень удовлетворенности человеком от работы можно определить двумя элементами это уровень удовольствия от работы, и считает ли человек что эта работа как раз та цель, к которой он стремится. 
 Это совпадает еще с одними результатами исследований. В исследовании проводился опрос людей на тему, считают ли они себя счастливыми и почему. Подавляющее большинство «счастливых» людей отвечали, что один из основных факторов, который влияет на это состояние, это чувство цели в их жизни. Нет ни каких сомнений, о том, что «цель» играет огромную роль в качестве нашей жизни. Иметь цель это значит чувствовать, что наша жизнь имеет направление, что все зависит от нас.  
          Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью - сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или не состоявшейся, удачной или неудачной жизни. Оно сложно и потому, что человек сами ведет с ним двойную игру. Испытывая разочарование в одном, он утешается победой в другом, подводит все к какому-то балансу. Но при этом, не замечает, что лишь успокаивает себя, загоняя внутрь чувство недовольства, вместо того, что бы раскрыть его причины и реально изменить жизнь. Удовлетворенность - чувство верности, подлинности своей жизни - это порой едва ли не единственный источник жизненных сил человека, жизненной стойкости, способности идти вперед. В свою очередь неудовлетворенность, доходящая порой до полного отчаяния, так же способна толкнуть на решительный и единственно правильный шаг - попытаться изменить свою жизнь.

Поэтому, крайне важно определиться со своими целями именно в юношеские годы.

1.1 Выбор жизненной цели в юношестве

Юность - это определенный этап развития человека, лежащий между детством и взрослостью, Данный переход начинается в подростковом и должен завершиться в юношеском возрасте. Переход от зависимого детства к ответственной взрослости предполагает достижение социальной зрелости.

Критериями взрослости социологи считают начало самостоятельной трудовой жизни, приобретение стабильной профессии, появление собственной семьи, уход из родительского дома, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии. Нижней границей взрослости является 18-летний возраст.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерен и многогранен. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и когнитивные, и эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора.

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Они могут, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды.

Часто взрослые приписывают данные позиции недостаткам обучения и воспитания. В юности, когда человек впервые ставит перед собой вопрос о сознательном выборе жизненного пути, потребность в смысле жизни переживается особенно остро.

В ходе поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.

Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности.

На эти вопросы нет, и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Форм деятельности много, и заранее нельзя сказать, где человек найдет себя. Жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать ее каким-то одним видом деятельности. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть.

Трудности юношеского понимания жизненных перспектив заключаются в соотнесении ближних и дальних перспектив. Расширение жизненных перспектив на общество (включение своих личных планов в происходящие социальные изменения) и во времени (охват длительных периодов) являются необходимыми психологическими предпосылками постановки мировоззренческих проблем.

Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Но совмещение ближней и дальней перспективы, дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

Юность прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Почти все юноши на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, отвечали утвердительно. Но у большинства эти планы сводились к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.

Юноши пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: он может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненные планы юношей, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду. Эта иждивенческая установка социально опасна и чревата личными разочарованиями.

Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов юношей. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т. д.), учащиеся чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы, в юношеском возрасте недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому, как в определенных условиях зрительного восприятия перспективы, отдаленные объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдаленная перспектива рисуется некоторым юношам более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих.

Информация о работе Выбор жизненной цели и профессиональное самоопределение