Выбор жизненной цели и профессиональное самоопределение
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа
Краткое описание
Вопрос о жизненной цели в том или ином виде преследует нас с самого начала нашей жизни. Уже в возрасте 4-5 лет нам первый раз задают вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Затем в школе мы пишем несколько раз сочинение на эту тему. Родители не редко задают этот вопрос своим детям. И потом мы начинаем сами задумываться, а что же, в самом деле, мы хотим делать, чем будем заниматься в дальнейшем после школы, куда пойдём учиться, какую профессию выберем, и кем в действительности будем работать? Зачастую люди путают цель и мечту, стараются загадать как можно дальше. Безусловно, долгосрочные цели это хорошо: «стать знаменитым», «заработать миллион», «построить дом»… но, не ставя себе краткосрочных целей, конкретных задач нетрудно потерять свою «главную цель».
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1. ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ 1.1 Выбор жизненной цели в юношестве 2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 2.1 Профессиональное самоопределение 2.2 Типы и уровни профессионального самоопределения 2.3 Процесс профессионального самоопределения 2.4 Мотивы профессионального самоопределения 2.5 Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4. Использованная литература
Вопрос
о том, как из маленького ребенка вырастает
человек с его индивидуальными особенностями,
с присущим ему характером, мировоззрением,
отношением к действительности, всегда
занимал ученых разных специальностей,
разных стран и научных направлений. По
этому поводу существует много различных,
иногда противоположных точек зрения,
но большинство ученых сходятся в одном:
нельзя надеяться, что человек будет совершенствоваться
сам по себе, лишь в силу своего, стихийно
складывающегося опыта.
Таким образом
в настоящее время в психологии развитой
личностью считается человек, достигший
того уровня развития, при котором его
взгляды и отношения приобретают устойчивость
и он становится способным сознательно
и творчески преобразовывать действительность
и самого себя.
2.2 Типы и уровни профессионального
самоопределения
Как уже
отмечалось, профессиональное самоопределение
продолжается на протяжении всей трудовой
жизни человека и соответственно он постоянно
уточняет для себя смыслы своего профессионального
труда, соотнося их со смыслами всей своей
жизни. Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться
самоопределяющемуся школьнику или молодому
специалисту, можно попытаться выделить
основные типы и уровни профессионального
самоопределения, которые и могут рассматриваться
в качестве возможных ориентиров профессионального
развития и саморазвития человека.
Условно
можно выделить следующие основные типы
самоопределения: профессиональное, социальное
и личностное. Возникает вопрос, как эти
типы между собой соотносятся? На высших
уровнях своего проявления эти типы почти
взаимопроникают друг в друга. Например,
профессионал, который обнаружил в работе
главный смысл всей своей жизни, несомненно,
реализует себя и как личность. В другом
случае человек в своем хобби (например,
при сочинении песен и стихов) достигает
таких высот, которым мог бы позавидовать
иной «профессионал», да и окружающие
говорят о таком человеке как о «настоящем
поэте». Основными отличиями (отличительными,
специфическими признаками) этих типов
самоопределения могут быть следующие.
Для профессионального самоопределения:
1) характерна большая формализация (профессионализм
отражается в дипломах и сертификатах,
в трудовой книжке, в результатах труда
и т. п.); 2) требуются, благоприятные условия
(социальный запрос, соответствующие организации,
оборудование и т. п.). Для социального
самоопределения характерны: 1) глобальность,
всеохватность того образа и стиля жизни,
которые специфичны для той социокультурной
среды, в которой обитает данный человек;
2) зависимость от стереотипов общественного
сознания данной социокультурной среды;
3) зависимость от экономических, социальных,
экологических и других объективных факторов,
определяющих жизнь данной социальной
и профессиональной группы. Для личностного
самоопределения: 1) характерна невозможность
формализации полноценного развития личности
»; 2) более подходят не «благоприятные»
в обывательском представлении условия,
а наоборот, сложные обстоятельства и
проблемы, которые не только позволяют
проявиться лучшим личностным качествам
человека, но часто и способствуют развитию
таких качеств.
В каждом
из основных типов самоопределения (профессиональном,
социальном и личностном) можно условно
выделить подтипы, отличающиеся по критерию
широты диапазона, по самим возможностям
самоопределения. Поскольку вводится
критерий «больше - меньше» (возможностей),
то правомерно назвать эти подтипы уровнями
возможностей самоопределения. Можно
условно выделить по пять таких уровней
отдельно для профессионального и отдельно
для социального самоопределения. Поскольку
по мере своего развития в какой-то конкретной
деятельности человек одновременно реализует
себя как личность, для личностного самоопределения
выделяются отдельные уровни — уровни
реализации имеющихся возможностей (по
типам профессионального и жизненного
самоопределения). Как уже отмечалось,
по мере развития и творческой реализации
профессиональное и социальное самоопределение
сближаются, взаимопроникают друг в друга.
В целом
можно условно выделить следующие уровни
реализации имеющихся возможностей (общие
уровни по профессиональному и социальному
типу самоопределения):
1. Агрессивное
неприятие деятельности по конкретному
типу самоопределения, демонстративное
игнорирование и даже разрушение имеющихся
возможностей. При социальном самоопределении
это может быть, например, неиспользование
возможностей для решения важных житейских
проблем или создание искусственных трудностей
для реализации каких-то благородных общественных
дел.
2. Молчаливое
избегание деятельности по конкретному
типу самоопределения. В обычной жизни
это проявляется в банальной лени и жизненной
пассивности.
3. Реализация
стереотипных способов деятельности.
В жизни это проявляется в стерео типизированных
и потому неизбежно пошлых способах проведения
досуга . Опасность данного уровня в том,
что формально человек делает все, что
«положено», и никаких претензий к нему
быть не может, но при этом жизнь такого
человека проходит обычно впустую и иногда
под конец жизни человек это даже может
осознать.
4. Стремление
усовершенствовать отдельные элементы
своей деятельности, т. е. фактическое
начало настоящего творчества, но в рамках
традиционных способов жизнедеятельности.
В жизни это проявляется в существенном
изменении взаимоотношений с окружающими
людьми, в поиске новых возможностей для
решения имеющихся жизненных проблем
5. Наконец,
высший уровень — стремление существенно
усовершенствовать свою деятельность
в целом. В жизни это может выражаться
в существенном изменении всего образа
жизни, поиске принципиально новых подходов
к решению важных жизненных проблем.
В
итоге, даже при ограниченных
возможностях можно реализовать себя
в качестве полноценной личности. Но более
желательная для творческой личности
ситуация выражается в том, чтобы и возможности
свои расширять, и находить в себе силы
для реализации этих расширяющихся возможностей.
2.3 Процесс профессионального самоопределения
Профессиональное
самоопределение – многомерный и многоступенчатый
процесс, который можно рассматривать
под разными углами зрения. Во-первых,
как серию задач, которые общество ставит
перед личностью и которые эта личность
должна последовательно разрешить в течение
определенного периода времени. Во-вторых,
как процесс поэтапного принятия решений,
посредством которых индивид формирует
баланс между своими предпочтениями и
склонностями, с одной стороны, и потребностями
существующей системы общественного разделения
труда – с другой.
В-третьих,
как процесс формирования индивидуального
стиля жизни, частью которого является
профессиональная деятельность .
Эти три
подхода подчеркивают разные стороны
профессионального самоопределения: первый
– исходит из запросов общества, третий
- из свойств личности, второй предлагает
способы согласования того и другого.
Профессиональное самоопределение –
это процесс и результат сознательного
и самостоятельного выбора профессии.
Например, профсамоопределение школьников
реализуется в несколько этапов, которым
соответствуют определенные задачи. Оно
включает в себя практическую, психологическую
и нравственную подготовку к профессиональной
жизнедеятельности. Профсамоопределение
является лишь начальным этапом профессионального
развития личности .
Выбор профессии
– это не одномоментный акт, а процесс,
состоящий из ряда этапов, продолжительность
которых зависит от внешних условий и
индивидуальных особенностей субъекта
выбора профессии.
Возникновение
профессионального самоопределения охватывает
старший школьный возраст, однако ему
предшествуют этапы:
— первичный
выбор профессии, для которого характерны
малодифференцированные представления
о мире профессий, ситуативное представления
о внутренних ресурсах, необходимых для
данного рода профессий, неустойчивость
профессиональных намерений. Этот этап
характерен для учащихся младшего школьного
возраста, когда еще не возникает вопросов
о содержании профессии, условиях работы.
Иногда на этой стадии задерживаются и
подростки;
—этап профессионального
самоопределения (старший школьный возраст).
На этом этапе возникают и формируются
профессиональные намерения и первоначальная
ориентировка в различных сферах труда;
—профессиональное
обучение как освоение выбранной профессии
осуществляется после получения школьного
образования;
— профессиональная
адаптация характеризуется формированием
индивидуального стиля деятельности и
включением в систему производственных
и социальных отношений;
— самореализация
в труде (частичная или полная) связана
с выполнением или невыполнением тех ожиданий,
которые связаны с профессиональным трудом.
Итак, профессиональное
самоопределение рассматривается как
процесс, охватывающий весь период профессиональной
деятельности личности: от возникновения
профессиональных намерений до выхода
из трудовой деятельности. Он пронизывает
весь жизненный путь человека .
В целом,
в отечественных исследованиях проблема
выбора профессии
рассматривается
с позиций личностного, деятельностного
подходов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
Б.Ф. Лямов, П.К. Анохин, И.С. Кон, Е.А.Климов
и др.), что определяет рассмотрение процесса
принятия решения о выборе профессиональной
деятельности выпускниками современной
общеобразовательной школы на основе
внутренней активности личности, выраженной
в готовности к деятельности, направленной
на созидание, формирование индивидом
себя как личности, как субъекта профессиональной
деятельности .
Самоопределение
связано с ценностями, с потребностью
формирования смысловой системы, в которой
центральное место занимает проблема
смысла жизни, с ориентацией на будущее.
Определение человеком себя в обществе
как личности есть определение себя (самоопределение,
занятие активной позиции) относительно
социокультурных ценностей, и тем самым
– определение смысла своего существования.
Определение себя как личности - личностное
самоопределение – имеет ценностно-смысловую
природу. Ценности задают ориентацию на
будущее.
В основе
самоопределения в подростковом и юношеском
возрасте лежит личностное самоопределение,
имеющее ценностно-смысловую природу,
активное определение позиции относительно
общественно-отработанной системы ценностей,
обретение на этой основе смысла своего
собственного существования.
Личностное
самоопределение не завершается в юношеском
возрасте. Оно является основанием собственного
развития. Личностное самоопределение
задает личностно значимую ориентацию
на достижение определенного уровня в
системе социальных отношений, требования,
предъявляемые к нему, т.е. задает социальное
самоопределение. На основе социального
самоопределения вырабатываются требования
к определенной профессиональной области,
осуществляется (не без влияния других
факторов) профессиональное самоопределение.
Следовательно,
профессиональное самоопределение –
это сложный диалектический процесс формирования
личностью системы своих основополагающих
отношений к профессионально-трудовой
среде, развития и самореализации духовных
и физических возможностей, формирования
адекватных профессиональных планов и
намерений, реалистического образа себя
как профессионала.
2.4 Мотивы профессиональных предпочтений
К концу
старшего подросткового возраста у школьника
возникают достаточно устойчивые мотивы,
связанные с его представлениями и намерениями
относительно своей будущей жизни и деятельности.
Понимание
мотивации употребляется в 2-х смыслах:
1. Мотивация
– это система факторов, вызывающих
активность организма и определяющих
направленность поведения человека. Сюда
включаются такие образования, как потребности,
мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.
2. Мотивация
– это характеристика процесса,
обеспечивающего поведенческую активность
на определенном уровне. Другими словами
– мотивирование .
Понимая
мотив, в общем, как сложное психическое
образование, А.В. Ермолин включает в его
содержание и потребность, и цель, и побуждение,
и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять
следующие функции: побудительную, направляющую,
смыслообразующую, стимулирующую .
Исходя
из анализа психологических представлений
о мотивации при всех разночтениях – понимание
мотива как побудительной причины поступков
и деятельности, связанной с удовлетворением
потребности – не вызывает сомнения.
Именно
мотив определяет смысл того, что делает
человек. Это подводит человека к необходимости
определить свое место в социуме. С другой
стороны, мотив как подчиненный цели в
качестве действий, в определенной сфере
Деятельности заставляет человека вырабатывать
общие принципы, способные проявлять себя.
Выбор профессии,
как смысловая вертикаль в профессиональном
самоопределении сводится к мотивационной
лестнице предпочтений тех или иных мотивов
деятельности, которая выстраивается,
складывается в реальном контексте жизни
и деятельности человека. Если, на наш
взгляд, отсутствует один из элементов
в «связке» мотив – цель – способ достижения
цели, или недостаточно представлен, то
возникает неполноценное намерение, работающее
на поддержание состояния, мешая выполнению
основной функции системы регуляции актуального
поведения.
Выяснив
свои достоинства и недостатки, учащийся
должен принять твердое решение сделать
все возможное для развития достоинств
и устранения недостатков. Готовность
к изменениям будет выше, если этому способствует
ценностно-ориентированная структура
.
Первое
место по силе влияния на самоопределение
старших школьников в выборе профиля обучения
занимает сфера дружеских отношений. Второе
место занимают средства массовой информации
(книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи).
Третье место — педагогический коллектив,
классный руководитель, затем учителя-предметники,
завуч и директор школы. Четвёртое место
— влияние семьи. Пятое место — учебные
предметы, чем выше успеваемость школьника,
тем более сильное влияние оказывают учебные
предметы на его профессиональное самоопределение.
Шестое место — внеклассная работа. Седьмое
место — организации. Восьмое место —
общественно-полезный и производственный
труд. Девятое место — внешкольная работа.