Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:47, курсовая работа
Современная внешняя среда организаций характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать.
Введение
Современная
внешняя среда организаций характеризуется
чрезвычайно высокой степенью сложности,
динамизма и неопределенности. Способность
приспосабливаться к изменениям во внешней
среде – основное условие в бизнесе и
других сферах жизнедеятельности. Более
того, во все возрастающем числе случаев
– это условие выживания и развития. Организации
должны, с одной стороны, постоянно осознавать
новый характер изменений в окружающей
среде и эффективно на них реагировать.
С другой стороны, необходимо иметь в виду,
что сами организации генерируют изменения
во внешней среде, выпуская новые, например,
виды товаров и услуг, используя новые
виды сырья, материалов, энергии, оборудования,
технологий.
Любая организация находится и функционирует
в среде. Каждое действие всех без исключения
организаций возможно только в том случае,
если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда – источник, питающий организацию
ресурсами, необходимыми для поддержания
ее внутреннего потенциала на должном
уровне.
Динамизм и высокая степень неопределенности
факторов внешней среды значительно осложняют
процедуры разработки и принятия управленческих
решений. Поэтому руководители как зарубежных,
так и отечественных предприятий остро
ощущают потребность в систематической,
оперативной и всесторонней информации
о состоянии и возможных изменениях, происходящих
во внешней среде. Вместе с тем в реальной
практике большинство российских предприятий
не уделяет должного внимания факторам
внешней среды, что в значительной мере
обусловлено недостаточной разработанностью
теоретических и методологических основ
организации ее исследования с учетом
национальной, региональной и отраслевой
специфики.
Чтобы определить стратегию поведения
организации и провести эту стратегию
в жизнь, руководство должно иметь углубленное
представление о внешней среде, тенденциях
ее развития и месте, занимаемом в ней
организацией.
Таким образом, целью данной работы является: рассмотрение внешней среды организации. Для достижения цели необходимо рассмотреть задачи:
- Внешняя среда (среда задач и общая среда )
- Взаимоотношения организации – внешняя среда (неопределенность среды, адаптация к условиям среды)
-
Проанализировать внешнюю
Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из 2 пунктов, последовательно раскрывающих тему работы. Информационной базой послужили материалы учебных пособий по менеджменту, а также материалы, найденные в сети интернет.
1. Внешняя среда
В современном мире происходят потрясающие, гигантские по своим масштабам и долгосрочные по воздействию перемены, исследование которых предполагает идентификацию, определение и тщательный анализ основных компонентов внешней среды. Внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на нее существенные воздействия элементы: конкурентов, ресурсы, технологии и экономические условия'. Внешнюю среду организации обычно подразделяют на два уровня: общую (генеральную) среду и среду задач.
Общая
(генеральная) среда
или макросреда представляет собой
внешний слой самых разнообразных, но
оказывающих лишь косвенное влияние на
деятельность организации элементов.
Она включает в себя социальные, демографические
и экономические факторы, примерно в равной
степени воздействующие на все компании
(увеличение темпов инфляции, рост числа
семей, в которых работают оба супруга).
Такие события не влияют на деятельность
фирмы напрямую, но так или иначе воздействуют
на функционирование всех организаций.
Окружение, в котором непосредственно
оперирует организация, или среда
задач (микросреда),
воздействует на большинство ее повседневных
функций, напрямую связанных с основными
видами деятельности (конкуренты, поставщики
и потребители).
Среда задач (микросреда)
Внешняя среда прямого воздействия для организации – это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации [4].
Внешнюю микросреду организации можно схематически представить как систему ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей [2].
Среду
прямого воздействия еще
Поставщики
Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.
Традиционно
отношения между
Бывают ситуации, когда трансакционные издержки по контрактам поставки слишком высоки, или поставщик основного сырья время от времени срывает сроки поставок, поставляет бракованную продукцию. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организаций. Для разрешения этой проблемы может быть избрана стратегия обратной вертикальной интеграции. В России, в начале 90-х годов, когда часто продукция от подрядчиков поставлялась не вовремя, а ценовая политика была непредсказуема, в химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслях активно начали вырастать холдинги, строящиеся именно на принципе вертикальной интеграции. Такая стратегия – не самый дешевый способ воздействия на рассматриваемый элемент среды задач.
Эффективнее строить свои взаимоотношения с поставщиком-партнером на принципах эксклюзивности, позволяющей организации реализовать стратегию ценового лидерства и завоевания рынка, снижать затраты. В сфере торговли часто применяются дилерские контракты, предоставляющие право розничному (или оптовому) продавцу получать товар с максимальной скидкой.
Японские фирмы разработали другой способ «эксклюзивной» работы с поставщиками. Их система снабжения требует тесного взаимодействия производителя в высшей степени взаимосвязанными поставщиками. Взаимодействия с поставщиками финансовых ресурсов всегда строились особым образом. К этой группе относятся банковские и кредитные учреждения, инвестиционные и венчурные фонды, частные инвесторы, акционеры. Возможность развивать бизнес часто зависит от возможности привлечения дополнительных финансов. Поэтому для любой коммерческой организации очень важно, насколько инвестиционно привлекательно она выглядит. В России сейчас все больше крупных предприятий – лидеров отрасли переходят на западные стандарты отчетности, внедряют корпоративную культуру и проводят оценку гудвилл. Имидж становится их оружием в борьбе за «благосклонность денег».
Трудовые ресурсы - важный элемент внутренней среды организации. Многие виды деятельности невозможно осуществлять без наличия квалифицированной рабочей силы. При проектировании нового предприятия обязательно оценивается наличие и доступность рабочей силы нужной квалификации на местном рынке труда. Состояние рынка труда определяется наличием определенных классов работников, деятельностью учебных заведений (их количеством в регионе, профилем обучения, качеством подготовки), деятельностью профсоюзов и бирж труда, кадровых агентств. Правомерно выделить два непосредственно и постоянно воздействующих на организацию фактора рынка труда: необходимость непрерывно инвестировать в обучение и подготовку персонала; и влияние автоматизации производства, расположения производственных мощностей на распределение рабочей силы.
Законы и государственные органы
Каждая организация имеет
Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты и деятельность местных органов власти. Например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Высокие бюрократические барьеры препятствуют предпринимательской активности, открытию малых и средних предприятий.
Факторы инвестиционной привлекательности территории делят на 2 группы: экзогенные (объективные) и эндогенные. Первая – это выгодное географическое расположение, кадровый потенциал, необходимая транспортная и производственная инфраструктуры. Вторая – это усилия, предпринимаемые региональными и муниципальными властями для привлечения инвестиций. В России эндогенные факторы зачастую определяют 70% решения об инвестициях в ту или иную площадку. В 1991-2004 гг. Россия получила $36 млрд. прямых инвестиций - $257 на каждого жителя страны [11].
Потребители
Первой группой влияния в рыночной среде являются потребители. Это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и/или услуги предприятия –производителя для удовлетворения своих потребностей. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя [4]. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы.
Анализ потребителей, как компонента непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и в какой мере покупатели привержены продукту, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупатедей может быть составлен по следующим характеристикам [7]:
Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы поменьше возможности в выборе продавца. Торговая сила потребителя зависит также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа потребителя. К числу таких факторов относятся: