Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:32, доклад
Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.
2.2.3. Внешняя и внутренняя среда организации.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
а) Поставщики.
Поставщиками капитала в основном являются
банки, акционеры и частные лица.
Чем лучше обстоят дела у данной
организации, тем больше шансов получить
кредит на льготных условиях у поставщиков
капитала.
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов
должной квалификации нельзя эффективно
использовать сложную технику и оборудование.
в) Законы государства. Организации обязаны
выполнять не только федеральные, но и
региональные законы. Государственные
органы обеспечивают принудительное выполнение
законов в сфере своей компетенции.
г) Потребители. Потребители решают, какие
товары и услуги для них желательны, то
есть они определяют направления и возможности
роста организации. В рыночной экономике
действует принцип: "Потребитель - король
рынка".
д) Конкуренты. Руководство предприятия
должно понимать, что неудовлетворенные
нужды потребителей создают свободные
ниши на рынке для конкурирующих организаций.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:
а) Состояние
экономики страны. Руководство организации,
особенно при выходе на международный
рынок, должно учитывать экономическую
ситуацию в той стране, в которую
поставляет свой товар, или с которой
организация имеет деловые
б) Научно-технический прогресс. Технические
новшества повышают производительность
труда, способствуют улучшению качества
продукции, а также расширяют возможные
области применения товаров. Появление
таких высоких технологий, как компьютерная,
лазерная, микроволновая, полупроводниковая,
а также использование атомной энергии,
синтетических материалов, миниатюризация
приборов и производственного оборудования
оказывают существенное влияние на развитие
и деятельность организации.
в) Социокультурные факторы. Это, прежде
всего, жизненные ценности и традиции,
обычаи, установки, которые оказывают
существенное влияние на деятельность
организации.
г) Политические факторы. К ним относятся:
экономическая политика административных
органов государства, т.е. система налогообложения,
льготные торговые пошлины, законодательство
о защите потребителей, стандарты на безопасность
продукции и стандарты по экологии. Для
организации, осуществляющей международную
деятельность, существенное значение
имеет политическая стабильность данного
государства, а также установка с его стороны
специальных пошлин на импорт товаров,
экспортных квот и т.д.
д) Отношения с местным населением. Характер
отношений с местной общиной является
очень важным для учета и планирования
в любой организации. Так, в каждой общине
существуют свои специфические законы
и установки по вопросам бизнеса и ведения
деловых отношений с другими организациями
и учреждениями. Иногда для поддержания
хороших отношений с общиной необходимо
финансирование и поддержка ее социальных
программ, а также благотворительная деятельность
по многим направлениям.
Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро. В других отраслях процессы изменения среды более замедленные.
1. Содержание понятия «среда организации»
Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.
Элементы внешней
среды подразделяются на две группы:
факторы прямого и косвенного
воздействия на организацию. Среда
прямого воздействия (деловая среда,
микроокружение) включает такие элементы,
которые непосредственно влияют
на хозяйственный процесс и
Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.
2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
Внутреннюю среду
организации можно
Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни.
Люди, работающие
в организации, их отношения и
взаимодействия образуют социальную подсистему
организации. Производственно-техническая
подсистема включает комплекс машин, оборудования,
сырья, материалов, инструментов, энергии,
который производит переработку
входящих ресурсов в готовый продукт.
Основными характеристиками этой подсистемы
являются: используемые технологии, производительность
труда, издержки производства, качество
продукта, объем запасов. Финансовая
подсистема осуществляет движение и
использование денежных средств
в организации. В частности, поддержание
ликвидности и обеспечение
3. Организационная культура, ее элементы и типы
Внутренняя среда
пронизывается организационной
культурой, которая является ее интегрированной
характеристикой. Организационная (корпоративная)
культура – это совокупность главных
предположений, ценностей, традиций, норм
и образцов поведения, которые разделяются
членами организации и
В современных предприятиях организационная культура должна выполнять следующие функции:
1) формирование
определенного имиджа
2) развитие чувства общности, сплоченности всех членов организации;
3) усиление социальной стабильности в организации;
4) усиление вовлеченности работников в дела организации и преданности ей;
5) формирование
и контроль образцов поведения,
Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих содержание определенной культуры. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают 10 содержательных характеристик.
1. Осознание
работниками себя и своего
места в организации (в одних
организациях относятся к
2. Коммуникационная
система и язык общения (
3. Внешний вид, одежда, представление себя на рабочем месте (униформа, спецодежда, деловой, спортивный или вечерний стили, косметика, прически и т. д.).
4. Привычки и
традиции в организации
5. Отношение ко времени, его использование (соблюдение временного распорядка, степени точности времени и поощрение за это, монохроническое или полихроническое использование времени).
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту, полу, национальности, статусу и власти, интеллекту, степень формализации этих отношений, пути разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы (ориентиры приемлемого и неприемлемого поведения в организации, общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов организации).
8. Вера во что-то (вера в руководство, коллектив, успех, в свои силы, в справедливость, во взаимопомощь и т. п.).
9. Процесс развития работника (наличие системы адаптации, профориентации, непрерывного обучения, управления карьерой работников, степень их информированности).
10. Трудовая этика и мотивирование (проектирование работы, отношение к ней и ответственность на рабочем месте, его чистота, качество работы, оценка деятельности, вознаграждение).
4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами. Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.
Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Она помогает понять, как формируются и распределяются ресурсы. Для этого в первую очередь анализируются величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, валютный курс, величина заработной платы и др. Изменение этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п. Важными факторами экономической среды являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
Социокультурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе. К ним относятся: существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т. д. Текущая структура населения определяет состав рабочей силы, уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции. При этом как потребители, так и члены организаций отличаются все большим многообразием.
Основными современными тенденциями, определяющими вкусы, ценности населения, являются: негативное отношение к курению, употреблению крепких спиртных напитков, стремление людей к здоровому образу жизни, потреблению продуктов с пониженным содержанием холестерина, рост покупательной способности детей и т. д.
Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством. Она важна по трем причинам. Во-первых, правовая система устанавливает нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности фирм, включая ограничения на отдельные виды деятельности. От знания и соблюдения принятых законов зависят правильность заключения и соблюдения контрактов, решение спорных вопросов. В современных условиях возрастает роль законов по защите окружающей среды, прав потребителей, стандартов безопасности продуктов, справедливой торговли.
Во-вторых, выбор правительством приоритетных для развития направлений деятельности и отраслей, которые будут поддерживаться, настроения в правительстве в пользу или против предпринимательства воздействуют на его деловую активность. Эти настроения влияют на налогообложение доходов предприятий, установление налоговых льгот и льготных таможенных пошлин, контроль цен и заработной платы, регулирование взаимоотношений между администрацией и работниками. Кроме того, важно знать группы лоббирования, возможности их влияния на принятие тех или иных законов.
В-третьих, политическая стабильность учитывается при планировании деятельности предприятий, особенно имеющих отношения с другими странами. При этом необходимо выяснить следующие базовые характеристики политической подсистемы: политическая идеология, определяющая политику правительства; насколько стабильно правительство; насколько оно в состоянии проводить свою политику; какова степень общественного недовольства; насколько сильны оппозиционные политические структуры; какие партии, блоки, движения существуют и каковы их программы.