Внутренняя и внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:32, доклад

Краткое описание

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 32.79 Кб (Скачать)

2.2.3. Внешняя и внутренняя среда организации.

Среда прямого  воздействия включает факторы, непосредственно  влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков  капитала. 
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование. 
в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. 
г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".  
д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого  и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние  экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный  рынок, должно учитывать экономическую  ситуацию в той стране, в которую  поставляет свой товар, или с которой  организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость ресурсов и способность  покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого  следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное  колебание курса доллара или  других твердых валют.  
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации. 
в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации. 
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.  
д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро. В других отраслях процессы изменения среды более замедленные.

1. Содержание понятия  «среда организации»

Все предприятия  функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности  адаптироваться к ожиданиям и  требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих  в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней  среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Среда  прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации  и, как правило, контролируется ею.

Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта  среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

2. Внутренняя среда  и ее переменные: менеджеры, работники,  культура

Внутреннюю среду  организации можно рассматривать  с точки зрения статики, выделяя  состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды  относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная  культура и другие составляющие.

Особое место  во внутренней среде организации  занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и  преданности зависят в конечном счете результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни.

Люди, работающие в организации, их отношения и  взаимодействия образуют социальную подсистему организации. Производственно-техническая  подсистема включает комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, который производит переработку  входящих ресурсов в готовый продукт. Основными характеристиками этой подсистемы являются: используемые технологии, производительность труда, издержки производства, качество продукта, объем запасов. Финансовая подсистема осуществляет движение и  использование денежных средств  в организации. В частности, поддержание  ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей. Маркетинговая подсистема связана  с удовлетворением потребностей клиентов в продуктах предприятия  путем изучения рынка, создания системы  сбыта, организации оптимального ценообразования  и эффективной рекламы, а также  активного воздействия на рынок  с целью формирования новых потребностей для увеличения рыночной доли и повышения  рентабельности продаж. 

3. Организационная  культура, ее элементы  и типы

Внутренняя среда  пронизывается организационной  культурой, которая является ее интегрированной  характеристикой. Организационная (корпоративная) культура – это совокупность главных  предположений, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, которые разделяются  членами организации и направляют их поведение на достижение поставленных целей. Она может сознательно формироваться ведущими членами организации или возникать и развиваться стихийно.

В современных  предприятиях организационная культура должна выполнять следующие функции:

1) формирование  определенного имиджа организации,  отличающего ее от любой другой;

2) развитие чувства  общности, сплоченности всех членов  организации;

3) усиление социальной  стабильности в организации;

4) усиление вовлеченности  работников в дела организации  и преданности ей;

5) формирование  и контроль образцов поведения,  целесообразных с точки зрения  данной организации;

Существует много  подходов к выделению различных  атрибутов, характеризующих содержание определенной культуры. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают 10 содержательных характеристик.

1. Осознание  работниками себя и своего  места в организации (в одних  организациях относятся к работникам  как к коллегам, профессионалам, экспертам, имеющим знания и  творческий потенциал для достижения  целей организации; в других  видят в них лишь исполнителей, от которых требуется только  точное выполнение распоряжений  менеджера).

2. Коммуникационная  система и язык общения (использование  устных или письменных, вертикальных  или горизонтальных коммуникаций, доступность или недоступность  руководства для общения, возможность  использования жаргона, ненормативной  лексики).

3. Внешний вид, одежда, представление себя на рабочем месте (униформа, спецодежда, деловой, спортивный или вечерний стили, косметика, прически и т. д.).

4. Привычки и  традиции в организации питания  (наличие или отсутствие кафе, столовых, буфетов на предприятии,  дотация питания, продолжительность  обеденного перерыва, наличие привилегированных,  закрытых мест).

5. Отношение ко времени,  его использование  (соблюдение временного  распорядка, степени  точности времени  и поощрение за  это, монохроническое или полихроническое использование времени).

6. Взаимоотношения  между людьми (по  возрасту, полу, национальности, статусу и власти, интеллекту, степень  формализации этих  отношений, пути  разрешения конфликтов).

7. Ценности и нормы  (ориентиры приемлемого  и неприемлемого  поведения в организации,  общепринятые стандарты  индивидуального  и группового поведения,  сложившиеся с  течением времени  в результате взаимодействия  членов организации).

8. Вера во что-то (вера  в руководство,  коллектив, успех,  в свои силы, в  справедливость, во  взаимопомощь и  т. п.).

9. Процесс развития  работника (наличие  системы адаптации,  профориентации, непрерывного  обучения, управления  карьерой работников, степень их информированности).

10. Трудовая этика  и мотивирование  (проектирование  работы, отношение  к ней и ответственность  на рабочем месте,  его чистота, качество  работы, оценка деятельности, вознаграждение).

4. Внешняя среда  прямого и косвенного  воздействия. Характеристики  внешней среды

Внешняя среда прямого  воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние  собственники, органы государственного регулирования  и контроля, стратегические альянсы предприятия  с другими фирмами. Макросреду предприятия  формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические  и международные  условия.

Экономические условия среды  отражают общую экономическую  ситуацию в стране или регионе, в  котором работает предприятие. Она  помогает понять, как  формируются и  распределяются ресурсы. Для этого в  первую очередь анализируются  величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, валютный курс, величина заработной платы  и др. Изменение  этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни  населения, платежеспособность потребителей, колебания  спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п. Важными  факторами экономической  среды являются денежно-кредитная  и бюджетно-налоговая  политика государства.

Социокультурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе. К ним относятся: существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т. д. Текущая структура населения определяет состав рабочей силы, уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции. При этом как потребители, так и члены организаций отличаются все большим многообразием.

Основными современными тенденциями, определяющими вкусы, ценности населения, являются: негативное отношение к курению, употреблению крепких  спиртных напитков, стремление людей  к здоровому образу жизни, потреблению  продуктов с пониженным содержанием холестерина, рост покупательной  способности детей  и т. д.

Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное  регулирование бизнеса  и основные отношения  между бизнесом и  правительством. Она  важна по трем причинам. Во-первых, правовая система устанавливает  нормы деловых  взаимоотношений, права, ответственность, обязанности  фирм, включая ограничения  на отдельные виды деятельности. От знания и соблюдения принятых законов зависят  правильность заключения и соблюдения контрактов, решение спорных  вопросов. В современных  условиях возрастает роль законов по защите окружающей среды, прав потребителей, стандартов безопасности продуктов, справедливой торговли.

Во-вторых, выбор правительством приоритетных для  развития направлений  деятельности и отраслей, которые будут  поддерживаться, настроения в правительстве  в пользу или против предпринимательства  воздействуют на его  деловую активность. Эти настроения влияют на налогообложение  доходов предприятий, установление налоговых  льгот и льготных таможенных пошлин, контроль цен и  заработной платы, регулирование  взаимоотношений  между администрацией и работниками. Кроме  того, важно знать  группы лоббирования, возможности их влияния  на принятие тех или  иных законов.

В-третьих, политическая стабильность учитывается при  планировании деятельности предприятий, особенно имеющих отношения  с другими странами. При этом необходимо выяснить следующие  базовые характеристики политической подсистемы: политическая идеология, определяющая политику правительства; насколько  стабильно правительство; насколько оно  в состоянии проводить  свою политику; какова степень общественного  недовольства; насколько  сильны оппозиционные  политические структуры; какие партии, блоки, движения существуют и каковы их программы.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда организации