Внутреняя и внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

В связи с вышесказанным целью данной контрольной работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.
Объектом исследования в данной работе была выбрана – финансово – хозяйственная деятельность ЗАО «Строймонтаж».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 Черты и свойства организации 4
1.2 Открытые и закрытые системы 9
1.3 Внутренняя и внешняя среда организации 11
1.4 Методы анализа внутренней и внешней среды организации 17
2. ПРАКТИКА ПРИМИНЕНИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ВНУТРЕНЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 20
2.1 Анализ внутренней и внешней среды ЗАО "Строймонтаж» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Теория организации.docx

— 133.28 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

1.ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ                                      4

1.1 Черты и  свойства организации                                                             4

1.2 Открытые и  закрытые системы                                                            9

1.3 Внутренняя и внешняя среда организации                                       11

1.4 Методы анализа внутренней и внешней среды организации        17

2. ПРАКТИКА ПРИМИНЕНИЯ  МЕТОДОВ АНАЛИЗА ВНУТРЕНЕЙ И  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ                                                   20

2.1 Анализ внутренней и внешней среды ЗАО "Строймонтаж»          20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                       25 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

    Все предприятия функционируют в  определенной среде, которая обусловливает  их действия, и выживание их в  долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям  и требованиям среды. Различают  внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих  в ней процессов. Внешняя среда  – это совокупность факторов, субъектов  и условий, находящихся за пределами  организации и способных влиять на ее поведение.

    Элементы  внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и  косвенного воздействия на организацию. Среда прямого воздействия (деловая  среда, микроокружение) включает такие  элементы, которые непосредственно  влияют на хозяйственный процесс  и испытывают на себе такое же влияние  функционирования организации. Эта  среда специфична для каждой отдельной  организации и, как правило, контролируется ею.

    Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации  не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет  специфического характера по отношению  к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

     В связи с вышесказанным целью  данной контрольной работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

     Объектом  исследования в данной работе была выбрана – финансово – хозяйственная деятельность ЗАО «Строймонтаж». 
 

    1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Черты и свойства организации

    Организация - представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

    Под словами «сознательно координируемое»  понимается управление, под «социальным  образованием» - то, что организация  состоит из отдельных людей или  их групп, взаимодействующих между  собой. Модели взаимодействия, которым  следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в  координации.

    Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются  определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных  целей. Преимущество организованных групп  заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может  более успешно достичь своих  целей, чем индивидуально. Поэтому  он и создает интегрированные, кооперативные  системы поведения. 

    Определение организации предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия работников.

    Структура организации определяет, каким образом  должны быть распределены задачи, какой  должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.

    Для организации характерны:

  • Комплексность;
  • Формализация;
  • Определенное соотношение централизации и децентрализации.

    Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации.

    Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

    Соотношение централизации и  децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления. 

    Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам  достижения установленных целей.

    При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально  и целенаправленно, имеет априори  установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано  к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов  для выполнения функций управления и специализацией управленческого  труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов  повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур. 

    Следует различать теорию организации и  организационное поведение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование.

    Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень - поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удов-летвореность работой.  

    Необходимо  подчеркнуть, что теория организации  и организационное поведение  – смежные дисциплины, имеют много  точек соприкосновения, дополняют  друг друга при изучении проблем  поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается  на межличностных и внутригрупповых  столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией  организации, связан преимущественно  с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается  как проблема, возникающая между  людьми. В другом - как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

    Каждая  организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

    1) представляет собой базис, точку  опоры для всех плановых решений  организации, для определения  ее целей и задач;

    2) создает уверенность, что организация  преследует непротиворечивые, ясные,  сравнимые цели;

    3) помогает сосредоточить усилия  работников на выбранном направлении,  объединяет их действия;

    4) вызывает понимание и поддержку  внешних участников организации  (акционеров, финансовых фирм и  т. д.).

    Примерная характеристика предназначения организации  в обобщенном виде включает:

    • предлагаемые продукты или услуги;

    • место и роль в системе рыночных отношений;

    • цели организации (выживание, рост, доходность);

    • технологию (процессы, инновации);

    • философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

    • внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы  выживания);

    • внешний образ, имидж (ответственность  перед партнерами, потребителями, обществом  в целом).

    Осуществляя свою миссию (предназначение), организация  добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности (таблица 1.1). Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.

    Таблица 1.1.

    Классификация целей организации

Критерии  классификации Группы  целей
Период  установления Стратегические  Тактические Оперативные
Содержание Экономические Организационные Научные Социальные  Технические Политические
Структурные Маркетинговые Инновационные Кадровые Производственные  Финансовые Административные
Среда Внутренние Внешние
Приоритетность Особо приоритетные Приоритетные Прочие
Измеряемость Количественные Качественные
Повторяемость Постоянные (повторяющиеся) Разовые
Иерархия Цели организации Цели подразделений
Стадии  жизненного цикла Проектирование  и создание объекта Рост объекта Зрелость объекта  Завершение жизненного цикла объекта
 
 
 
 
 
     
    1. Открыте и закрыте системы

    Всесторонний  анализ внутреннего строения организации  обеспечивается с помощью системного подхода.

    Системаэто набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

    Уникальной  характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения  частей. Каждая-система характеризуется  как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные  специализированные функции. Каждая часть  организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме  и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация  уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.

Информация о работе Внутреняя и внешняя среда организации