Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа
В настоящее время принятие важных бизнес-решений зависит от наличия актуальной и достоверной информации. Одновременно с этим необходимо оценивать внутренние и внешние риски, связанные с такими решениями.
Это непростая задача, поэтому организации нуждаются в построении информационной стратегии, которая направляла бы их к гармоничной интегрированной среде для управления информацией и ее доставки в соответствии с целями бизнеса.
В данном курсовом проекте проанализирована внешняя и внутренняя среда компании-новатора, дана оценка эффективности инновационного проекта, а также осуществлены расчеты по основным показателям, которые характеризуют инновацию.
Целью работы является практическое обоснование эффективности инновационного проекта.
Введение 3-4
1.Характеристика внешней и внутренней среды организации-инноватора ОАО «Сбербанк» 5
1.1.Характеристика Сбербанка 5
1.2.Анализ инновационного климата организации-инноватора....................................8
1.3. Российский рынок IT - технологий …………………………….................................……11
1.4.Анализ банковской отрасли 15
1.5 Анализ инновационного потенциала компании……………...….....................….22
1.6 Обоснование направления инновационной деятельности 27
2.Характеристика и обоснование нововведения........................................................................30
2.1.Комплексная характеристика нововведения 30
2.2.Характеристика и исследование потенциальных возможностей инноватора к освоению нововведения 40
3.Обоснование эффективности инновационного проекта, расчет его финансовых показателей 38
4. Экспертиза идеи, коммерческого предложения или проекта в целом. Оценка рисков инновационного проекта и разработка механизма управления рисками 47
5.Организация реализации инновационного проекта 56
Заключение 58
Список использованной литературы 59
Сфера банковской конкуренции обширна, а конкурентная среда многообразна и разнообразна.
Наряду с соперничеством между коммерческими банками все более серьезную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и др.), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и др.). Универсализация банковского дела и усиление конкуренции со стороны других организаций привело к быстрому развитию конгломератов.
Основными конкурентами Сбербанка в предоставлении банковских услуг являются такие банки , как ГазпромБанк, Банк Москвы, ВТБ, Райфазен Банк, Альфа Банк, Банк Уралсиб.
Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты ее функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов.
В настоящее время в российской практике банковского бизнеса особое значение приобрела не только конкурентоспособность кредитных учреждений, но и банковских продуктов.
Таблица 5. Крупнейшие банки: помесячная динамика кредитного портфеля
Увеличение резервов на возможные потери, подорвавшее прибыльность российских банков, отражает как падение платежной дисциплины (уровень просроченной задолженности по размещенным средствам, рассчитанный на основе отчетности по российским стандартам, с начала года вырос с 2,1% до 4,1%), так и резкое ухудшение финансовых показателей заемщиков. Фактическая доля проблемных кредитов в 3-3,5 выше, так как часть из них банки пролонгируют. Кроме того, помимо реального ухудшения платежеспособности растет и число случаев мошенничества со стороны клиентов, причем нередко в этом мошенничестве им помогают и сотрудники банка. У клиентов, желающих получить заемные средства, в условиях экономического кризиса возрастает мотивация к совершению мошеннических действий. У банковского персонала, на фоне сокращения зарплат и бонусов, мотивация на предотвращение подобных действий, напротив, падает. В результате, по данным МВД, число фактов незаконного получения кредитов за I полугодие 2009г. выросло по сравнению с I полугодием 2008г. на 87%. Проблема, связанная с неизбежным ростом резервов, усугубляется сужением источников, за счет которых эти резервы могут быть созданы. Прибыль банков, выступающая основным ресурсом для покрытия будущих потерь, в первом полугодии резко сократилась. Весь банковский сектор за полгода заработал символические 6,8 млрд руб. или 0,02% активов. Из топ-200 30 банков показали убытки (до вычета налога на прибыль), еще 38 – минимальную прибыль (в годовом исчислении – менее 0,5% от средних активов). Статистику по прибыльности кардинально испортили банки, находящиеся на санации. Четверо из них (КИТ ФИНАНС ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК (ОАО), ОАО "БАНК ВЕФК", БАНК "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ОАО, АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ОАО)) за 1 полугодие 2009 года потеряли весь или почти весь капитал.
Уровень достаточности капитала по банковской системе возрастал в начала 2009 года, как за счет вливаний нового капитала (величина собственных средств с начала года выросла на 17,2%), так и за счет отказа от увеличения кредитного портфеля. При этом не ухудшилось качество капитала: доля основного капитала за 9М09 даже выросла на 2 п.п. (с 63% до 65%). Однако высокая достаточность капитала по системе – заслуга трех крупных госбанков (Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка), которые не испытывают проблем со своевременной докапитализацией.
Рис.2. Достаточность капитала банков,%.
Так же, если говорить о конкурентах Сбербанка, то нельзя не сказать о решении государственных органов, которое предусматривает создание на базе "Связь-банка" универсального банка. С одной стороны, он будет обладать крупнейшей в стране сетью отделений "Почты России" (42 000 отделений) для развития розницы, благодаря чему сможет конкурировать с крупнейшим банком страны - Сбербанком (20 000 отделений). С другой стороны, "Связь-банк" будет обслуживать корпоративную клиентуру, в том числе "Связьинвест" и "Почту России".
Наиболее востребованные банковские опреации: оплата коммунальных платежей, операции с банковскими вкладами, валютно-обменные операции и кредитные операции. Высокий уровень знания данных услуг обусловлен их высоким уровнем пользования.
Необходимость производить ежемесячные платежи (в т.ч. коммунальные), либо получать ежемесячные выплаты обуславливает средний уровень посещения банковского учреждения - 1 раз в месяц.
Рис.4. Операции проводимые потребителями банковских услуг, (в долях)
Таблица 7. Благоприятные и
Благоприятные факторы отраслевого окружения. |
Неблагоприятные факторы отраслевого окружения. |
Растущая диверсификация банковского бизнеса |
Значительная концентрация кредитных портфелей, ресурсной базы и источников доходов банков |
Антимонопольное законодательство |
Высокая нагрузка на банковский капитал, обусловленная быстрым ростом активов |
Налаженная цепочка постоянных потребителей |
Неустойчивость показателей
прибыльности, обусловленная высокой
концентрацией бизнеса и |
Высокий потенциал банков для внедрения нововведений |
|
Доминирование Сбербанка, высокая фрагментированность и конкуренция |
Анализ инновационного потенциала компании
Стратегической линией Сбербанка России является кредитование реального сектора экономики. Банк является одним из главных локомотивов российского экономического роста. Кредитный портфель банка составил более 300 млрд. руб., в том числе объем инвестиционных кредитов, выданных Сбербанком России, превысил 70 млрд. руб..
Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации —крупнейший банк России, на долю которого приходится свыше 25% активов и 15% капитала банковской системы страны.
Банк является абсолютным лидером среди российских банков по размерам валюты баланса, объемам привлечения средств населения и юридических лиц, объемам инвестиций в экономику России, объемам операций на фондовых и денежных рынках.
Банк обслуживает свыше 234 млн. счетов физических лиц и около 1,5 млн. счетов юридических лиц.
Рыночная доля банка возросла по всем основным направлениям деятельности:
• по привлечению вкладов населения — до 75%;
• по банковскому обслуживанию корпоративных клиентов — до 16%%;
• по кредитованию юридических лиц — до 33%;
• по кредитованию физических лиц — до 42%.
Контрольный пакет акций в структуре акционерного капитала Сбербанка России принадлежит Банку России, общее количество акционеров превышает 233 тысячи физических и юридических лиц.
Операции, осуществляемые банком:
Одной из основных групп потребителей услуг, оказываемых Сбербанком России, являются промышленные предприятия. Вместе с развитием корпоративного бизнеса, стремительно развивался и бизнес банка. Величина работающих активов увеличилась в 2,6 раза. Существенно возросло количество клиентов – юридических лиц, обслуживающихся в банке: в отчетном периоде открыто 1083 счета юридических лиц, а величина привлеченных средств в целом увеличилась в 3,7 раза.
Банк сосредоточил свои усилия на расширении спектра и увеличении объема предоставляемых услуг. Так, банком широко внедрялись дополнительные кредитные услуги – овердрафт, потребительское кредитование, краткосрочное кредитование для проведения зачетов, вексельное кредитование.
В 2009 году банк сформировал наибольший по объему портфель векселей первоклассных эмитентов.
Банк серьезно заявил о себе на рынке банкнотных сделок как поставщик наличной валюты региональным банкам.
В 2009 году заметно активизировалась деятельность банка по межбанковским операциям: существенно возросли объемы операций, как по привлечению, так и по размещению денежных средств.
Таким образом, Сберегательный банк России по роду своей деятельности и видам совершаемых операций все более превращается в универсальный коммерческий банк. Сбербанк динамично развивается по всем направлениям деятельности, обеспечив клиентам широкий спектр услуг с использованием современных банковских технологий, экономическую безопасность вверенных ими средств, качественное и своевременное выполнение поручений клиентов, а также проведение эффективной экономической политики, способствующей повышению доходности и снижению риска совершаемых операций.
В разработке новых видов услуг Сбербанк является передовиком. Вопрос о внедрении новшеств стал постоянным на собрании руководителей. В рамках реализации Стратегии развития Сбербанка России до 2014 года уже сегодня активно внедряется Производственная система Сбербанка (ПСС), главным направлением которой являются ЛИН-технологии («Технологии бережливого производства»), построенные на творческой инициативе и активной инновационной деятельности всех сотрудников Банка. Активная инновационная деятельность специалистов сегодня решением руководства Банка поощряется материально, а лучшие инноваторы получают преимущественное право профессионального и карьерного роста. Инновационный процесс является широкомасштабным, его развитие сейчас поддерживается в Сбербанке России на самом высоком уровне, поскольку каждый сотрудник призван использовать все имеющиеся возможности повышения эффективности своей деятельности
Общая численность сотрудников банка около 200 тыс. человек, из них специалисты с высшим образованием 46%, сотрудники в возрасте до 30 лет – 30%. Ежегодно более 40% (от общей численности) сотрудников проходят повышение квалификации в Академии Сбербанка. Процесс переподготовки кадров включает в себя участие в международных программах повышения квалификации. Специализация обучения – все направления банковской деятельности, в первую очередь исходя из приоритетных направлений, определяемых в Концепции и бизнес-плане Сбербанка России, а также потребностей территориальных банков, исходя из ситуации, складывающейся на финансовом рынке.
Что касается маркетинга, то база производимых исследований заключается в аналитике прибыльности той или иной услуги, предоставляемой банком. На основе полученных данных разрабатываются новые пакеты услуг, вносятся изменения в ценовую политику, разрабатывается система скидок. В прошлом году Сбербанк изменил маркетинговую стратегию, выделив в отдельные направления коммуникации с клиентами, внешние и внутренние коммуникации, связи с инвесторами и рынком.
Финансовые и экономические показатели банка. Несмотря на замедление роста чистой прибыли Сбербанка, специалисты довольно оптимистично смотрят на результаты кредитной организации. Предполагается, что высокая рентабельность собственного капитала позволит банку показывать положительную отчетность, даже если кредитная база ухудшится. Банк поддерживает быстрый рост чистого процентного дохода на уровне, превышающем расходы на выплату процентов, поэтому мы предполагаем, что профильный бизнес Сбербанка не пострадал от кризиса.
Сбербанк взял на себя ключевую роль в государственной кампании по выводу экономики из кризиса с помощью денежных вливаний. Это приведет к увеличению доли корпоративных кредитов в кредитном портфеле Сбербанка.
Таблица 8. Финансовые показатели банка.
Активы банка |
7,133 триллиона рублей |
Собственные средства банка |
770,2 млрд рублей. |
Кредитный портфель |
664,2 млрд. рублей. |
Портфель ценных бумаг |
763 млрд руб |
Рост Сбербанка может быть обусловлен тем, что часть депозитов клиентов, снятых из других банков осенью прошлого года, может оказаться на счетах Сбербанка. В целом, Сбербанк будет единственной кредитной организацией, которая окажется в выигрыше от трудностей российской финансовой системы.