Влияние стиля руководства на успешность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть «деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации» [2, 35]. В данной курсовой работе освещаются стили руководства, результативность и эффективность труда, а также метод наблюдения как метод исследования влияния стиля руководства на результативность труда.
Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое может быть развито в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
. СТИЛИ РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА
.1 Понятия результативности труда, производительности, эффективности труда и стиля руководства как основных понятий оценки результативности. 1.2 Классификация стилей руководства. Влияние на психологический климат
. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА 2.1 Методика проведения наблюдения как изучения влияния стиля руководства на результативность труда
.2 Наблюдение как метод изучения влияния стиля руководства на результативность труда ИП Иванов и ИП Петров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Тм.docx

— 204.40 Кб (Скачать)

Смысл включенного наблюдения в том, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), когда наблюдаемые не знают о наблюдателе, думают, что он - один из них, иногда отождествляется с научным шпионажем. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы (максимально возможно одновременно зафиксировать несколько параметров), быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

Включенное открытое наблюдение, однако, принципиально отлично от шпионажа в обычном понимании. Его цель - не вред, а польза наблюдаемым, используемые в нем приемы получения информации должны отвечать нормативам научной этики. Это значит, что исследователь-наблюдатель фиксирует лишь те акты поведения (события), на регистрацию которых нацеливает исследовательская программа. Это значит, что он не имеет права разглашать полученную информацию, использовать ее не для научных, а каких-либо других целей. Это значит, наконец, что исследователь несет ответственность не только за качество собранной и обработанной им информации, но и за все последствия своего вмешательства в изучаемые социальные явления [13, 524-530].

Лабораторное наблюдение предусматривает разработку нового в трудовом процессе и его влияние на работника (восприятие нового и т.п.). это может быть введение новых норм выработки, новой формы организации труда (2-х сменная работа трактористов-машинистов и т.д.). В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения).

Полевое наблюдение предусматривает его осуществление в привычных для наблюдаемых условиях (поле, ферма, ток, машина, контора и т.д.), хотя это обстановка не всегда благоприятна для фиксации факторов, действий, процессов в деталях и т.п., так как поле наблюдения иногда не позволяет полностью осуществить его. Тогда обычно прибегают к различным техническим средствам (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, умение анализировать, способность наблюдателя отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них [8, 54].

Несистематические (случайные), не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога. Они проводятся неожиданно, когда появится необходимость.

Но эти качества необязательны в систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования. Систематические наблюдения отличаются периодичностью его проведения (день, неделя, месяц) [20].

Не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

. Вычленить  в программе исследования те  задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

. Определить  в общей программе исследования  или специальной программе наблюдения:

объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

предмет наблюдения, то есть совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

категории наблюдения, то есть конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез; выражают те понятия, которые определены в программе; имеют количественный характер, то есть могут быть замерены;

наблюдаемые ситуации, то есть те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

условия наблюдения, то есть те требования к ситуации, при наличии которых можно производить наблюдение (или нельзя);

единицы наблюдения, то есть те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

. Подготовить  инструментарий наблюдения:

дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

программу обработки данных наблюдения.

. Апробировать  инструментарий, внести в него, если  это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом  количестве экземпляров.

. Составить  план и/или сетевой график выполнения  наблюдения (кто, где, когда его проводит).

. Разработать  инструкцию наблюдателям, провести  их обучение и инструктаж.

. Осуществить  комплекс операций непосредственного  наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже [7, 121-124; 9, 75-82; 10, 205-213].

Успешность использования наблюдения во многом зависит от того, насколько профессиональные и личностные качества соответствуют специфике типа наблюдения. Поэтому подбор, подготовка и инструктирование наблюдателей - весьма ответственный этап реализации данного метода.

 

2.2 Наблюдение как метод  изучения влияния стиля руководства  на результативность труда в  ИП ИВАНОВ и ИП ПЕТРОВ

 

Выдвигаемая гипотеза: предполагается, что стиль руководства индивидуальных предпринимателей Иванова и Петрова влияет на результативность труда в организации. При либеральном стиле работники (продавцы) рассеянно относятся к своей работе, что плохо сказывается на результативности; при авторитарном - относятся к работе серьезно, но негативно относятся к директору, что также негативно влияет на эффективность труда; при демократическом стиле - работники мотивированны на высокую результативность труда, т.к. установились хорошие отношения с директором.

Цель наблюдения - выяснить, есть ли связь между стилем руководства и результативностью труда.

Задачи наблюдения:

) выявить стили руководства индивидуальных предпринимателей Иванова и Петрова;

) выяснить, влияет ли стиль руководства на результативность труда.

Объект наблюдения - директора ИП Иванов и ИП Петров и работа продавца ИП Иванов и ИП Петров.

Предмет наблюдения - связь между стилем руководства директоров и результативностью труда продавца, работающего в магазинах ИП Иванова и ИП Петрова.

Категориями наблюдения выступают следующие свойства:

1)     опыт директора;

2) доверие директора к продавцу;

3) требовательность директора к работе продавца;

4) забота руководителя о подчиненном;

5) отношение продавца к своей работе;

6) отношение продавца к директору, манера разговора с директором.

Наблюдаемые ситуации:

1) покупателю не нравится товар / высокие цены / работа продавца, покупатель требует разговора с директором магазина (опыт);

2) доверил ли директор ключи от помещения продавцу, и после какого времени работы (доверие);

3) требования директора к внешнему виду продавца, проводит ли директор консультации, дает ли советы по работе с потенциальными покупателями, как относится к опозданиям, наблюдает ли директор за работой продавца, делает ли замечания по работе продавца (требовательность);

4) интересуется ли директор делами подчиненного, его здоровьем, отпускает ли раньше с работы по просьбе продавца;

5) настроение, с которым продавец приходит на работу, опаздывает ли он, охотно ли он отвечает на вопросы покупателей, выполняет ли их просьбы;

6) манера обращения продавца к директору, манера разговора между продавцом и директором.

Единицы наблюдения:

1. Опыт директора.

.1. Выслушал претензию покупателя / не выслушал претензию.

1.2. Убедил покупателя в том, что проблема будет решена / сказал, что покупатель не прав / остался равнодушным к претензии покупателя / другое.

.3. Сделал замечание продавцу / не сделал замечания / разобрал ситуацию и подсказал, как поступить в следующий раз в такой ситуации / другое.

2. Доверие  директора к продавцу.

.1. Отдал  ключи от помещения сразу / отдал  ключи после того, как продавец заслужил доверия / не отдает ключи / другое.

. Требовательность  директора к работе продавца.

.1.Требует  соблюдения dress-code / не требует / другое.

.2. Консультирует  продавца в начале рабочего  дня / не консультирует / другое.

.3. Ругает  за опоздания на работу / не  ругает / в зависимости от причины  делает/ не делает замечания / другое.

.4. Наблюдает  за работой продавца и делает  замечания / не наблюдает, не делает  замечаний / другое.

. Забота  руководителя о подчиненном.

.1. Интересуется  здоровьем продавца / не интересуется / другое.

.2. Отпускает  с работы раньше закрытия магазина  по просьбе продавца в связи  с уважительной причиной / не отпускает / другое.

5. Отношение  продавца к своей работе.

.1. Хорошее  настроение при приходе на  работу / плохое / равнодушие к работе / другое.

.2. Продавец  опаздывает / не опаздывает.

.3. Охотно  отвечает на вопросы покупателей / неохотно отвечает на вопросы / другое.

.4. Охотно  выполняет просьбы покупателей / неохотно выполняет просьбы / другое.

. Отношение  продавца к директору, манера  разговора с директором.

.1. Продавец  с директором разговаривают на  «ты» / на «вы».

.2. Продавец  разговаривает с директором вежливо, уважительно, наличие барьера «начальник - подчиненный» / разговаривают на  равных, без каких-либо барьеров / директор грубо разговаривает  с подчиненным / другое.

В ходе исследовании было выявлено следующие.

В ИП Петров поручения директора и консультации, которые носят характер, скорее, совета, а не приказа или поручения, мотивируют продавца на высокую результативность труда. Продавец понимает, что директор - личность, которая имеет солидный приобретенный статус в обществе, имеет больше опыта, и лучше продавца разбирается в вопросах организации процесса купли-продажи, поэтому продавец прислушивается к мнению директора.

Между тем, отношения между продавцом и директором доверительные. Легко общаются на темы личного характера.

В то же время, если возникают такие ситуации, когда продавец не прав, директор делает замечание, но разъясняет, как следует поступить.

Доверие у директора к продавцу сложилось, буквально, после недели совместной работы, когда продавец проявил себя ответственным добросовестным работником.

Директор не требует соблюдения dress-code.

Продавец воспринимается директором как хороший работник, исполнитель, но человек, не способный на какие-то самостоятельные решения в критический момент. Директор предоставляет продавцу свободу лишь в принятии решений, которые не имеют большого значения для результативности труда.

В вопросах же, которые носят более серьезный, организационный характер, директор предпочитает принимать решения сам, не советуясь с продавцом.

Продавец положительно отзывается о своей работе, стремится к высокой производительности, так как директор поощряет высокие показатели продажи премиями. Следовательно, продавец выполняет свои обязанности добросовестно и с энтузиазмом.

Информация о работе Влияние стиля руководства на успешность бизнеса