Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 235.70 Кб (Скачать)

Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода.

При системном подходе  на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры  выхода — товара или услуги: что  производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для  кого, в какие сроки, кому продавать  и по какой цене. На эти вопросы  ответы даются одновременно. Выход  должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры  входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социальной и др.).

Системы бывают открытыми  и закрытыми.

Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.

Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т. д. Примеры открытых систем: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.

Очевидно, что хозяйствующие  организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т. д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов  и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы  для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего»  способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более  всего соответствует данной ситуации.

Понятие и виды функций менеджмента


Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых  в наименьшей степени зависит  от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и  т. п.).

Дифференциация  функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение  менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции  менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном  рассмотрении можно выделить три  группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций  и любых условий функционирования (рис. 1.3):

          • общие функции менеджмента;
          • социально-психологические функции менеджмента;
          • технологические функции менеджмента.

Рис. 1.3. Система  функций менеджмента

Общие функции  менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Успешный  менеджмент в любой организации  должен предусматривать осуществление  следующих общих функций:

          • формирование целей;
          • планирование;
          • организацию;
          • контроль.

Часто к ним добавляют  функции: мотивации, координации, управления.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические  и технологические функции взаимно  дополняют друг друга, создают целостную  систему менеджмента, позволяющую  дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

В целом  область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные  функции, которые сосредоточены  в трех основных группах:

          • общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
          • управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
          • конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны  деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены  на общие и конкретные.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры  управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции  выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:

          • прогнозирование и планирование;
          • организация работы;
          • мотивация;
          • координация и регулирование;
          • контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует  их типовой состав:

          • перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
          • организация работ по стандартизации;
          • учет и отчетность;
          • экономический анализ;
          • техническая подготовка производства;
          • организация производства;
          • управление технологическими процессами;
          • оперативное управление производством;
          • метрологическое обеспечение;
          • технологический контроль и испытания;
          • сбыт продукции;
          • организация работы с кадрами;
          • организация труда и заработной платы;
          • материально-техническое снабжение;
          • капитальное строительство;
          • финансовая деятельность

Природа и состав функций менеджмента

Общие и конкретные функции  управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Поле управления

Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю  схему можно расширить до трехмерной (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Объем  управления

Содержание процесса управления инновациями

Общие функции отражают порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель — средства» (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Взаимосвязь  общих функций менеджмента

В первом контуре «цель  — планирование» процесс планирования завершается при условии, что  предусмотренные мероприятия и  запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных  целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

На втором этапе в контуре  «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных  решений, которые бы обеспечили безусловное  и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных  условиях осуществляется непрерывный  контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

Состав и содержание социально-психологических  функций менеджмента

Социально-психологические  функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между  людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

Социально-психологические  аспекты управления в современных  условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской  деятельности организации.

К социально-психологическим  функциям менеджмента относятся  делегирование и мотивация.

Обе эти функции позволяют  определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких  результатов.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и  понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

Побуждения человека и  коллектива проявляются в мотивационном  поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

Состав и содержание технологических функций менеджмента

Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.

Они включают два главных  компонента: коммуникации и решения.

Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Коммуникация  как функция менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью  эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникации в менеджменте заключаются в  следующем:

          • определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
          • организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
          • формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
          • разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
          • координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
          • разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Информация о работе Условия и предпосылки возникновения менеджмента