Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 235.70 Кб (Скачать)

Вторая итерация обеспечивает формирование стандартной модели, которая ориентирована на среднестатистические условия функционирования объекта. По сопоставлению стандартной модели с фактическим состоянием объекта дается оценка деятельности и определяется конкретный вклад исполнителей в достигнутые результаты. При этом выявляется система мер повышения эффективности управления и доведения ее до уровня, описываемого нормативной моделью.

Эти три модели — концептуальная, базовая и стандартная — используются как эталоны сравнения и оценки реально анализируемых систем управления.

Оценка и анализ действующей системы управления осуществляются через постепенное  движение от фактического состояния  к концептуальной модели. При этом выявляются направления развития и  условия совершенствования системы  управления. Анализ системы управления часто не охватывает всех итераций, а в зависимости от поставленных задач включает лишь некоторую часть  из них.

Модель фактического состояния системы управления, характеризуя объект в целом, позволяет выявить ситуации, требующие разрешения. Они могут быть связаны с выявлением потерь, непроизводительных затрат, перерывов, нарушений в процессе управления или с изучением передового опыта, прогрессивных приемов работы и др. На этой основе и с учетом первоочередных задач развития управления сформулированы проблемы, которые одновременно характеризуют разницу между желаемым и фактическим состоянием.

Для реальной перспективной  направленности анализа системы  управления необходимо не только обосновать направления совершенствования, но и определить приоритеты, найти наиболее рациональные и реальные в конкретных условиях пути развития и улучшения  управления. Это обеспечивает диагностический  анализ, который позволяет сопоставить  и выбрать эффективные решения  развития и выявить причины сбоев  в управлении и пути их устранения, выявить наличие связей, их целенаправленность и тесноту. Однако в процессе управления зависимости часто меняют свое направление, а в ряде случаев носят разнонаправленный  характер. Для отображения динамики связей могут быть использованы векторные  модели.

В процессе диагностического анализа широко применяется индивидуальная информация с целью выявления  возникающих отклонений от общих  тенденций. Их детальное описание обеспечивается за счет расчленения структуры комплексных  синтетических характеристик на более простые, частные, доводя их до простых экономических элементов.

Для диагностического и, особенно, детального анализа характерно изучение управления в рамках определенного  ранга или уровня управления — на предприятии, отделе, производственной единице и др. В этом случае анализ носит локальный характер и ограничен изучением факторов и характеристик, формирующихся в рамках конкретного звена.

Особое значение имеет классификация видов анализа.

По отношению  ко времени анализ может быть:

1)предварительным, т. е. предугадывающим изменения;

2)последующим, объясняющим  происшедшее;

3)текущим, т. е. направленным на регулирование хода производства.

Эти виды анализа  едины и представляют собой ступеньки  одного процесса: первый — определяет направление решения генеральных целей развития объекта, характеризуя его развитие на длительный период времени; второй — показывает пути решения частных текущих задач, характеризуя пути развития объекта на ближайший период времени; третий — обеспечивает оперативное регулирование производства.

Текущий (оперативный) анализ проводится по ходу производственной деятельности. Разновидностью оперативного анализа, используемого на высших уровнях  управления, служит экспресс-анализ. Его  сущность — в целенаправленной обработке  данных, собранных на основе моментных  наблюдений. Например, таким методом  могут быть изучены использование  оборудования, коэффициент сменности, выполнение норм выработки, непрерывность  производства и др. Отличительными чертами этого метода являются быстрота, целенаправленность и множественность наблюдений.

Результаты такого анализа чаще всего направлены на разработку регулировочных оперативных  управленческих решений. Последующий  анализ имеет задачу объяснения сложившихся  условий и пропорций в анализируемом  объекте; базируется на изучении данных прошлых периодов. Его основной выход — объективно оценить деятельность анализируемого звена. Одновременно выявляются резервы производства и намечаются пути их мобилизации.

Важно обеспечить единство и преемственность предварительного, последующего и оперативного анализов. На каждом уровне управления преобладает  один вид анализа (табл. 1.4). Так, для  директора наиболее важен и часто  употребим перспективный анализ. Естественно, что выводы перспективного анализа дают более общее представление, чем текущий и оперативный.

Развитие процедур анализа системы управления сформировало специфические методики анализа:

·прогностический, способствующий установлению устойчивых тенденций изменения определенных характеристик управления на разных уровнях;

·сравнительный, позволяющий  сопоставить формы и методы организации  управления и экономического механизма в объектах разного типа;

·диагностический, основной целью которого является установление причинно-следственных связей форм и  методов управления с основными  характеристиками производства и друг с другом;

·детальный, основной задачей которого является развернутое выявление причин изменения элементов и характеристик организации управления и формы управленческого воздействия.

Развитие и использование  в практике управления методов анализа  и исследования организационных  структур повышают их эффективность  и действенность.

 

 

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».

Руководство — постановка цели организации и управление.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению  к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

На содержание менеджмента  оказывают влияние две группы факторов:

          • тенденция развития организации;
          • специфические национальные факторы развития экономики.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

          • объекты и субъекты менеджмента;
          • функции менеджмента;
          • виды менеджмента;
          • методы менеджмента;
          • принципы менеджмента.

Содержание, формы  и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

          • руководителей организации;
          • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
          • организаторов определенных видов работ (администраторов).

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Общий или генеральный  менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

Функциональный или специальный  менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический  менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К числу  важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие  принципы:

          • целостности;
          • иерархической упорядоченности;
          • целевой направленности и оптимальности;
          • сочетания централизации и децентрализации;
          • демократизации.

Существует  несколько подходов в управлении:

          • процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;
          • системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Дерево целей

Системный подход

Это направление методологии  специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит  исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в  конкретных науках и выработке эффективной  стратегии их изучения.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные  системные принципы:

          • целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);
          • структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
          • взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
          • иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
          • множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:

          • процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
          • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
          • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
          • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
          • восхождение от абсолютного к конкретному;
          • единство анализа и синтеза, логического и исторического;
          • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Информация о работе Условия и предпосылки возникновения менеджмента