Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.
Вторая итерация обеспечивает формирование стандартной модели, которая ориентирована на среднестатистические условия функционирования объекта. По сопоставлению стандартной модели с фактическим состоянием объекта дается оценка деятельности и определяется конкретный вклад исполнителей в достигнутые результаты. При этом выявляется система мер повышения эффективности управления и доведения ее до уровня, описываемого нормативной моделью.
Эти три модели — концептуальная, базовая и стандартная — используются как эталоны сравнения и оценки реально анализируемых систем управления.
Оценка и анализ
действующей системы управления
осуществляются через постепенное
движение от фактического состояния
к концептуальной модели. При этом
выявляются направления развития и
условия совершенствования
Модель фактического состояния системы управления, характеризуя объект в целом, позволяет выявить ситуации, требующие разрешения. Они могут быть связаны с выявлением потерь, непроизводительных затрат, перерывов, нарушений в процессе управления или с изучением передового опыта, прогрессивных приемов работы и др. На этой основе и с учетом первоочередных задач развития управления сформулированы проблемы, которые одновременно характеризуют разницу между желаемым и фактическим состоянием.
Для реальной перспективной
направленности анализа системы
управления необходимо не только обосновать
направления совершенствования, но
и определить приоритеты, найти наиболее
рациональные и реальные в конкретных
условиях пути развития и улучшения
управления. Это обеспечивает диагностический
анализ, который позволяет сопоставить
и выбрать эффективные решения
развития и выявить причины сбоев
в управлении и пути их устранения,
выявить наличие связей, их целенаправленность
и тесноту. Однако в процессе управления
зависимости часто меняют свое направление,
а в ряде случаев носят
В процессе диагностического
анализа широко применяется индивидуальная
информация с целью выявления
возникающих отклонений от общих
тенденций. Их детальное описание обеспечивается
за счет расчленения структуры
Для диагностического и, особенно, детального анализа характерно изучение управления в рамках определенного ранга или уровня управления — на предприятии, отделе, производственной единице и др. В этом случае анализ носит локальный характер и ограничен изучением факторов и характеристик, формирующихся в рамках конкретного звена.
Особое значение
имеет классификация видов
По отношению ко времени анализ может быть:
1)предварительным, т. е. предугадывающим изменения;
2)последующим, объясняющим происшедшее;
3)текущим, т. е. направленным на регулирование хода производства.
Эти виды анализа едины и представляют собой ступеньки одного процесса: первый — определяет направление решения генеральных целей развития объекта, характеризуя его развитие на длительный период времени; второй — показывает пути решения частных текущих задач, характеризуя пути развития объекта на ближайший период времени; третий — обеспечивает оперативное регулирование производства.
Текущий (оперативный) анализ проводится по ходу производственной деятельности. Разновидностью оперативного анализа, используемого на высших уровнях управления, служит экспресс-анализ. Его сущность — в целенаправленной обработке данных, собранных на основе моментных наблюдений. Например, таким методом могут быть изучены использование оборудования, коэффициент сменности, выполнение норм выработки, непрерывность производства и др. Отличительными чертами этого метода являются быстрота, целенаправленность и множественность наблюдений.
Результаты такого
анализа чаще всего направлены на
разработку регулировочных оперативных
управленческих решений. Последующий
анализ имеет задачу объяснения сложившихся
условий и пропорций в
Важно обеспечить единство
и преемственность
Развитие процедур анализа системы управления сформировало специфические методики анализа:
·прогностический, способствующий установлению устойчивых тенденций изменения определенных характеристик управления на разных уровнях;
·сравнительный, позволяющий сопоставить формы и методы организации управления и экономического механизма в объектах разного типа;
·диагностический, основной целью которого является установление причинно-следственных связей форм и методов управления с основными характеристиками производства и друг с другом;
·детальный, основной задачей которого является развернутое выявление причин изменения элементов и характеристик организации управления и формы управленческого воздействия.
Развитие и использование в практике управления методов анализа и исследования организационных структур повышают их эффективность и действенность.
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».
Руководство — постановка цели организации и управление.
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.
Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).
Функциональный или
Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К числу
важнейших принципов
Существует несколько подходов в управлении:
Рис. 1.2. Дерево целей
Системный подход
Это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.
Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.
Основные системные принципы:
Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:
Информация о работе Условия и предпосылки возникновения менеджмента