Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.
В ряду управленческих
и экономических дисциплин
Существует несколько аспектов понимания менеджмента.
Менеджмент — это функция, вид деятельности по руководству людьми в организациях, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент — это область человеческих знаний, помогающих осуществлять функции руководства.
Менеджмент — это определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению.
Происходящие в России радикальные экономические преобразования, основанные на:
·изменениях формы собственности;
·праве предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда;
·определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
·распределении прибыли (доходов) предприятий;
·выходе на внешние рынки,
создают объективные
экономические условия для
1.1.Основные положения и задачи менеджмента
Оперируя понятием менеджмент, мы используем давно сложившиеся в мировой литературе по управлению традиции, включающие очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.
В словаре иностранных
слов менеджмент переводится на русский
язык как управление производством,
совокупность принципов, методов, средств
и форм управления производством, применяемых
с целью повышения
В упрощенном понимании менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, применения принципов, функций, методов и механизма экономического управления в практике работы организаций (предприятий, фирм) в условиях рыночной экономики.
Непосредственно управлением на предприятии, в фирме занимаются управляющий, директор и т. д., т. е. менеджеры высшего звена. Рассмотрим указанные понятия более подробно.
Управляющий (руководитель) организации — высшее должностное лицо фирмы, осуществляющее повседневное руководство ее делами и проводящее в жизнь решения правления фирмы или ее совета директоров, который управляющего и выбирает.
Директор — назначаемый руководитель предприятия. Он руководит вверенным ему предприятием в пределах совокупности своих прав и обязанностей и в соответствии с уставом данного предприятия.
Менеджер — наемный профессиональный управляющий, представитель особой профессии, специалист в области экономики и управления, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Это человек, прошедший специальную подготовку в сфере управления экономическими объектами.
Таким образом, менеджер — самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами воздействия и навыками, явно отличающимися от других профессий и должностей, а понятие менеджмент используется для обозначения:
·науки управления;
·практической деятельности по управлению;
·искусства руководства;
·социальной группы «управленцев».
Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 1930-е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Крупнейшие фирмы и корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, раскинув свои производственные, распределительные, сервисные, информационные филиалы и структуры по всему миру. Следовательно, решения менеджеров сродни решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако в рыночной экономике достаточно важна и сфера малого бизнеса — им охвачено около 90% инфраструктуры бизнеса. Для большинства населения малый бизнес — это не только работа, но и возможность приложения своих сил и талантов непосредственно для себя, возможность самореализации. Умело управлять в малом бизнесе — значит устоять, выжить, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента. Чтобы ответить на него, надо сначала уяснить, что такое организация и почему ею нужно управлять.
Экономический объект (ЭО) — это хозяйствующий субъект рыночной инфраструктуры, различающийся по видам деятельности, форме собственности, численности, юридическому статусу и др. Обычно ЭО бывают следующих видов: организации, торговые предприятия, банки, некоммерческие партнерства и др.
Организация — это экономический объект, в основном, непроизводственного характера, деятельность которого сознательно координируется для достижения общей цели. Для получения (приобретения) ресурсов и реализации произведенной продукции организации должны взаимодействовать с внешней средой. Зависимость организации от внешней среды, постоянно меняющейся и находящейся вне контроля руководства, является основной причиной отсутствия в управлении абсолютных правил.
Организации могут быть:
·формальными (приведенное выше определение справедливо для формальной организации);
·неформальными, не имеющими юридического статуса, которые возникают самопроизвольно. Люди вступают во взаимодействие между собой достаточно регулярно с целью достижения общих неявно выраженных целей;
·сложными, имеющими не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, требующих наличия ложной организационной структуры управления.
Менеджмент представляет собой науку об управлении сложными организациями.
Для всех сложных организаций характерны следующие общие черты:
·зависимость от внешней среды (экономических условий, потребителей, профсоюзов, правительства, законодательных актов, конкурирующих организаций, общественных взглядов, техники, технологии и т. д.);
·наличие ресурсов (труд, капитал, материалы, технология и информация). Причем ресурсы у каждой организации — свои.
Сравним, например,
ресурсы промышленного
Важной характеристикой системы управления является разделение труда — специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.
Различают следующие виды разделения труда:
·функциональное, основывающееся на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции:
·планирование;
·текущую организаторскую деятельность (диспетчеризацию);
·контроль и т. п.;
·структурное, которое строится исходя из организационной структуры организации, ее масштабов, сферы деятельности, отраслевой и территориальной специфики;
·горизонтальное — разделение труда по функциям:
·управляющие персоналом;
·производством;
·финансами;
·маркетингом;
·исследованиями и разработками;
·вертикальное, строящееся на выделении нескольких уровней управления. Число уровней в организациях может быть разным, но традиционно выделяются три вида руководителей:
·низового звена, или операционные управляющие;
·среднего звена;
·высшего звена.
Руководители низшего звена — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители данного уровня в основном осуществляют контроль выполнения производственных заданий. Они отвечают за непосредственное использование выделенных их звеньям ресурсов — сырья и оборудования.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, а характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.
Руководители высшего звена — наиболее малочисленный в системе управления организационный уровень. Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной ее части.
К низовому уровню относятся управляющие смен, участков, мастера, бригадиры. К среднему — управляющие штабных и функциональных служб и отделов предприятия, его филиалов и отделений, руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов (50–60% общей численности управляющего персонала организации). Высший уровень — это управляющие организацией, директора, функциональные директора — коммерческие, по производству, по технической подготовке производства и их заместители.
Помимо перечисленных
выше видов разделения труда существует
также технологическое
и профессионально-
Для того чтобы организация могла добиться своих целей, выполнение задач должно осуществляться посредством вертикальной и горизонтальной координации. Как правило, организации практикуют как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда. Более крупные из них создают отделы или подразделения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие — бюро, группы. Поэтому управление является важной частью деятельности организации, необходимой для координирования всех задач организации.
Управление организацией — это приспособление ее производственной деятельности к изменяющимся условиям внешней среды и внутреннего состояния в зависимости от степени обеспеченности ресурсами. В современных условиях оно представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить, руководствуясь лишь заученными формулами и правилами. Менеджмент требует всестороннего анализа конкретных условий управления с учетом сложившейся ситуации и в соответствии с принятой стратегией развития организации.
Управление — это также последовательное выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности. Все руководители выполняют эти функции и играют некоторые другие роли (обработчик информации, лицо, принимающее решение).
Перечислим основные задачи менеджмента на современном этапе:
·обеспечение автоматизации производства;
·использование
высококвалифицированных
·стимулирование работы сотрудников путем создания лучших условий труда и обеспечения высокой заработной платой;
·постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы;
·координация работы всех подразделений фирмы;
·постоянный поиск и освоение новых рынков и т. д.
Конечная цель менеджмента — обеспечение прибыльности (доходности) деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, при эффективном использовании кадрового потенциала.
Суть управленческой деятельности определена Питером Ф. Друкером, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно, управление в большей степени, чем что-либо объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше общего среднего, во всех развитых странах мира — например, в США они составляют более 90% — проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации. Могу добавить, что их учителя тоже относятся к этому числу» [39].
Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам Питера Ф. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи». Эффективность же — следствие того, что «правильно создаются эти самые вещи». И первое и второе одинаково важно. Все компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. Кроме того, эти организации делали «свои вещи правильно».
Информация о работе Условия и предпосылки возникновения менеджмента