Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 235.70 Кб (Скачать)

Производительность  организации, т. е. относительная эффективность, имеет количественное выражение. Она определяется как отношение количества единиц (труда, ресурсов и др.) на выходе к количеству единиц на входе. Важным элементом производительности является также качество.

Все организации  имеют много общих характеристик, но при исполнении управленческих функций  необходимо принимать во внимание различия между ними. Эти различия обусловлены  действием факторов внешней и  внутренней среды организации и  их изменениями, а также конкретной ситуацией, в которой она оказалась. Функции управленческого процесса и многочисленные ситуационные колебания  взаимосвязаны: изменения одной  из переменных вызывают подвижку других. С учетом этого следует вывод, что управление, нацеленное на успех  в сложном динамичном мире, требует  дифференцированного подхода. Руководители должны всегда выбирать те методы, которые  больше всего соответствуют целям  их организации, определенным ее характеристикам  и (что самое главное) людям.

Представленная  совокупность взглядов называется политикой  управления экономическим объектом и включает в себя следующие элементы:

·основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию  и направленность деятельности (миссия экономического объекта);

·описание предприятия — его история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз;

·философия заказчиков — целевые группы, их интересы, сбытовая политика;

·внутрифирменная  политика — основы управления предприятием, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика;

·соблюдение этики  менеджмента;

·связи с партнерами — капиталовложения, финансовая политика, снижение уровня риска, распределение прибыли;

·отношения с  другими организациями — выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения в развитие региона.

Опыт процветающих транснациональных корпораций свидетельствует, что миссия предприятия, его основной замысел, имеет большее значение, чем технология, финансы и организационная  структура. Таким образом, политика предпринимательства в сочетании  с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия. Она определяет: область деятельности, отвечающую запросам потребителей и рынкам сбыта продукции, технологию изготовления, стратегию и тактику финансовой деятельности предприятия, осуществление инноваций и др.

Основополагающие  моменты предпринимательской стратегии  отражают этику менеджмента фирмы, которой придается большое значение при определении рейтинга фирмы.

В соответствии с  этической направленностью менеджмента  организации различают следующие  стратегии:

·ориентированную на акционеров — максимальный учет интересов всех акционеров;

·привилегированную — учитывающую в основном интересы менеджеров и менеджмента;

·ограничительную, где преобладает максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;

·социально гармоничную — устремленную прежде всего на обеспечение социальной гармонии в трудовом коллективе;

·жесткую — исходящую из ошибочного целеполагания, ведущего к конфликтам среди менеджеров и изменению целевых установок акционеров;

·персонифицированную — создающую условия для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов корпорации.

Подобные этические  принципы находят отражение главным  образом в менеджменте США  и Японии. Вместе с тем они завоевывают  все большую популярность и в  Европе, прежде всего в управлении крупными фирмами. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента  той или иной компании в соответствии с так называемой концепцией 7С (структура  компании, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).

Так, например, для  установления стратегических целей, собственников  предприятия, его менеджеров, работников, а также для завоевания доверия  заказчиков и других заинтересованных потребителей (инвесторов) необходимо учитывать наряду с миссией фирмы  еще и влияние внешней среды. При этом весьма важной становится информация о внутренней и внешней среде, ожидаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки.

Правильное определение  и структуризация целей предприятия  является предпосылкой успешной разработки стратегии на любом уровне иерархии управления. Это позволяет сопоставить  целям адекватные пути и средства их реализации. Обычно в качестве цели определяют:

·конкуренцию и  участие в рынке;

·рост прибыли;

·предложение продукции  потребителям и целевые рынки;

·маркетинг и  сбыт;

·производство и  труд;

·распределение  доходов;

·исследования и  разработки;

·результаты производства;

·финансы и контроль.

Так, например, для  транснациональных компаний, характеризующихся  распределенной организационной и  производственной структурой, уровень  и технология менеджмента во многом зависят от стиля стратегического  управления. Обычно различают три  таких стиля:

·жесткий финансовый;

·жесткий стратегический;

·гибкий стратегический.

Выбор того или иного  стиля или их сочетания зависит  от требуемого управленческого воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся  концентрацией планового руководства  на уровне холдинга, что четко проявляется  в стратегическом планировании.

Весьма важным элементом  общего менеджмента в настоящее  время становится проблема получения  качественной информации для управления и принятия оптимальных решений. Не случайно на долю данных из прейскурантов  и анализа ценовой политики конкурентов  приходится 56% сведений, полученных промышленным шпионажем, на долю сведений о создании новых изделий — 33, информации о методах производства — 6, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний — 5% [12].

1.2.Системность  в менеджменте организации

Комплексный анализ систем характеризует общие подходы  в исследовании их структур. Экономические  составляющие как часть общей  системы предполагает наличие некоторых  отличительных особенностей, которые и характеризуют экономические подразделения:

·наличие в качестве элементов структуры управления активных элементов (персонал управления);

·в связи с  наличием активных элементов в структуре  системы возможны различные типы мотивации целеполагания на разных уровнях управления. Наличие активных элементов в структуре системы предполагает необходимость включения механизмов согласования внешних целей на уровнях иерархии управления. При этом различают две основных формы образования цели: внешнее и внутреннее. Внешнее целеполагание предполагает установку целевой функции системы извне. Внутреннее — это состояние, когда общесистемная цель вырабатывается внутри системы;

·нестационарность параметров экономических систем. Предполагается, что основные экономические факторы и показатели, характеризующие состояние экономической системы, подвержены воздействию различных возмущений;

·уникальность экономической  системы. Она заключается в том, что нельзя найти два одинаковых экономических объекта. При исследовании и совершенствовании организационного устройства предприятия следует  учитывать эти уникальные факторы  экономической структуры;

·возможность адаптации  экономических систем. Понятие адаптации  включает в себя приспособление экономической  политики предприятия для функционирования в условиях изменившихся внешних  факторов. Возможность адаптации  обеспечивается наличием активных элементов;

·противостояние системы  тенденциям энтропии. Наличие общесистемных  целевых установок предполагает объединение усилий элементов структуры  по поддержанию существующей политики строения организации.

Системный анализ организационной  структуры управления представляет собой комплексный и целенаправленный процесс, направленный на изучение состояния  и тенденций развития основных элементов  управления. Этими составляющими  могут быть: методы организации управленческого  труда, техника и технология управления, информационные потоки в управлении, методы согласования и мотивации решений и т. д.

Необходимо также  изучение форм и порядка взаимодействия отдельных элементов в процессе разработки технологии управления. Результаты исследования сводятся в некоторую  начальную базу, необходимую для  оценки и обоснования мероприятий  по совершенствованию результативности управления.

Информация, получаемая в результате исследования, отображает:

·оценку сложившегося уровня системы управления;

·данные, используемые для выявления узких мест процесса управления;

·показатели, отображающие прогрессивность методов управления;

·сведения, позволяющие  сделать выбор первоочередных объектов совершенствования;

·оперативные источники, предполагающие обоснование предпочтений при выработке направлений развития органов управления;

·цифровой материал для разработки планов развития систем управления в стратегическом и оперативном плане.

Исследование структуры  управления предполагает следующие  действия:

·исследование кадрового  обеспечения управления;

·изучение информационной составляющей управления;

·определение техники  и технологии управления;

·разработка процедур и конкретных операций управления;

·обоснование организационной  структуры системы управления;

·проработка экономичных  методов управления;

·построение организационно-производственной структуры, для которой создается  каркас управления;

·оценка экономичности  и эффективности системы управления.

Процедуры исследования структуры управления в указанных  направлениях предполагают выполнение комплексного анализа системы управления.

Системный анализ  — это научный подход, который используется для анализа объектов, сложных образований в виде некоторой комплексной системы, имеющей внешние взаимосвязи и внутреннюю иерархию. Методы системного анализа используются для решения сложных проблем, для которых невозможно использовать отдельные методы. В многоаспектном анализе используются не только формальные методы, но и методы качественного эвристического анализа. При этом сам анализ предполагает объединение различных методов по единой методике.

Всеобъемлющий анализ не формирует окончательную структуру  объекта ввиду его сложности, а обосновывает методику постепенного формирования адекватной модели.

Задачи, решаемые методами системного анализа, в части исследования и совершенствования структуры  управления можно классифицировать по следующим признакам:

1.Характер задач. По этому признаку могут быть определены задачи:

·целеобразования, связанные с анализом целей и функций управления;

·разработки (совершенствования) структуры управления;

·задачи проектирования систем управления.

2.Уровень управления. Здесь выделяют задачи:

·общегосударственные;

·отраслевые;

·объединения, компании;

·конкретного экономического объекта (фирмы, банка, и др.);

·участка (части) экономического процесса (выполнение конкретной функции управления).

3.Уровень полномочий в структуре управления:

·конкретного предприятия;

·отраслевого среза;

·региональные;

·федеральные;

·национальные;

·и наконец, глобальные задачи.

4.Направления анализа. В качестве основных направлений анализа организационной структуры системы управления можно выделить следующие:

·иерархического разделения труда в организационной структуре управления и анализ взаимодействия уровней управления;

·функционального разделения труда в организационной структуре. Анализ горизонтального взаимодействия подразделения;

·системы взаимосвязи и взаимодействия в организационной структуре управления;

·форм взаимодействия с управляемым объектом;

·соответствия организационной структуры управления его экономическому механизму.

Информация о работе Условия и предпосылки возникновения менеджмента