Возникновение менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:22, доклад

Краткое описание

Менеджмент – это наука об управлении предприятием. Это одна из самых молодых наук, которая окончательно сформировалась в конце ХХ века, хотя история возникновения менеджмента изобилует примерами организаций, существовавших в глубокой древности и дошедших, и даже процветающих и в наши дни. В качестве примера такой линейной структуры можно привести католическую церковь в Риме, в которой существует четкая иерархия подчинения.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 21.94 Кб (Скачать)

Менеджмент – это наука об управлении предприятием. Это одна из самых молодых наук, которая окончательно сформировалась в конце ХХ века, хотя история возникновения менеджмента  изобилует примерами организаций, существовавших в глубокой древности и дошедших, и даже процветающих и в наши дни. В качестве примера такой линейной структуры можно привести католическую церковь в Риме, в которой существует четкая иерархия подчинения.

История  возникновения менеджмента  тесно связана не только с промышленной революцией, но и идеями управленческого  характера политических экономистов  Уильяма Петти, Адама Смита, Давида Риккардо и социалиста-утописта Роберта Оуэна, которые заметили, оценили и определили большую роль человеческого фактора на производстве.

Но самые важные моменты история развития менеджмента  переживает в начале ХХ века и проходит до сегодняшних дней всего 8 этапов.

1.  Положил начало менеджменту как науке Ф. Тейлор, написав труд «Принципы научного управления», в котором наглядно продемонстрировал значение системного анализа в управлении предприятием для его успешности.

2.  Далее учение Ф.Тейлора было подхвачено и усовершенствовано А. Файолем, П. Урвиком, Д. Муни, и П. Слоуном.  В связи с их деятельностью история развития менеджмента ознаменовалась новой теорией, четко излагающей его функции и принципы.

3.  Третий этап – «неоклассический», когда происходит апробация социологической концепции принятия групповых решений.  Здесь к вышеуказанным ученым присоединяется Э. Мейо – основатель школы «человеческих отношений».

4.  Два десятилетия, которые охватывают 1940-1960-е годы ХХ века, управленческая мысль поступательно эволюционирует и совершенствует теорию менеджмента, добавляя в нее достижения психологии и социологии.

5.  История  развития менеджмента на этом этапе отмечает переход управленческой мысли к использованию достижений информационных технологий, которые в это время достигают пика своей популярности. Д. Макгрегор излагает и обосновывает свою теорию о прямом воздействии отношения управленца к подчиненным на результаты их деятельности.

6.  Этап 1970-х – 1980-х годов ХХ века отмечен теориями И. Ансоффа, Г. Саланчика и Портера, которые раскрыли смысл разнообразных способов и методик управления, а также установления взаимосвязей между внутренней средой организации и внешней средой.

7.  На седьмом этапе история развития менеджмента ознаменовалась революционными открытиями в Японии и других развитых странах в области разнообразных организационных структур, которые являются очень важными управленческими методами.

8.  И последний этап, начавшись в 90-е годы ХХ века, продолжается по сегодняшний день. Главная тенденция менеджмента – создание организационной культуры, демократизация управления, участие работников в менеджменте.

История  развития менеджмента в России начинается в начале ХХ века и также происходит поэтапно.

Начало было положено И.Семеновым, и А. Пайкиным, составившими курс лекций по организации НОТ на предприятиях.

В 1920 году законы НОТ окончательно сформулированы учеными Петербургского политехнического института и Московского  высшего технического училища.

1935 год привнес в теорию менеджмента  закон организационной суммы,  автором которого стал О.А.  Ерманский.

В 1950 году Ф.Р.Дунаевский доказал, что один управленец может руководить определенным количеством работников.

Конец ХХ века и начало XXI столетия – период перехода российского менеджмента  к различным способам оптимизации  управленческой деятельности.

Сегодняшняя история развития менеджмента  в России связана с тотальной  компьютеризацией, а также гуманизацией и демократизацией управленческой деятельности.

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Ранние  теории менеджмента

- Классическая теория (школа  научного управления, административная  школа управления)

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

 

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

- Неоклассическая теория– поведенческая теория менеджмента (школа человеческих отношений, школа организационного поведения)

- Количественная теория  менеджмента

Основополагающие школы управления.

  1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика  Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

 В рамках данной школы  были разработаны 12 основных принципов  управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

  1. отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
  2. здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
  3. компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
  4. дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
  5. справедливое отношение к персоналу;
  6. быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
  7. диспетчирование;
  8. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  9. нормализация условий труда;
  10. нормирование операций;
  11. письменные стандартные инструкции;
  12. вознаграждение за производительность.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

 Это направление связано  с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

 Итогом многих работ и  проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

  1. первоначальная функция - разделение труда;
  2. полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
  3. дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
  4. единоначалие;
  5. единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
  6. подчиненность личных интересов общим;
  7. скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
  8. порядок;
  9. справедливость как сочетание доброты и правосудия;
  10. стабильность рабочего места.

3. Школа  человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

 Основной целью этой школы  было повышение эффективности  работы организации за счет  лучшего использования человеческих  ресурсов. Представители этой школы  провели множество исследований  и экспериментов по вопросам  мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.

 В результате были сделаны  выводы, что система человеческих  отношений влияет на результативность  труда не меньше, чем рационализация  труда.

Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился  в самостоятельную отрасль знания, науку.

 Значительное влияние на  формирование менеджмента оказали:  школа научного управления, классическая (административная) школа, школа  психологии и человеческих отношений,  школа науки управления (количественная  школа), а также выдающиеся представители  этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

 Рыночная экономика требует  адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем  обществом. В условиях перехода  к рыночным отношениям важнейшим  фактором успеха становится непрерывное  совершенствование теории и практики  управления.

 Большое значение приобретает  изучение передового и прогрессивного  опыта управления зарубежных  стран и использование его  при анализе собственных управленческих  проблем. Поэтому изучение истории  развития теории и практики  зарубежного менеджмента крайне  актуально.

 

 В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных  отношений одним из приоритетных  ее направлений является выработка  основных теоретических и методологических  позиций по использованию менеджмента  в практической деятельности  организаций. Основной особенностью  управленческой мысли становится  поиск новых конкретных и реальных  путей совершенствования системы  управления, выработка позиции по  различным проблемам управления  применительно к рыночным условиям  и на основе творческого осмысления  передового зарубежного опыта.


Информация о работе Возникновение менеджмента