Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:22, доклад
Менеджмент – это наука об управлении предприятием. Это одна из самых молодых наук, которая окончательно сформировалась в конце ХХ века, хотя история возникновения менеджмента изобилует примерами организаций, существовавших в глубокой древности и дошедших, и даже процветающих и в наши дни. В качестве примера такой линейной структуры можно привести католическую церковь в Риме, в которой существует четкая иерархия подчинения.
Менеджмент – это наука об управлении предприятием. Это одна из самых молодых наук, которая окончательно сформировалась в конце ХХ века, хотя история возникновения менеджмента изобилует примерами организаций, существовавших в глубокой древности и дошедших, и даже процветающих и в наши дни. В качестве примера такой линейной структуры можно привести католическую церковь в Риме, в которой существует четкая иерархия подчинения.
История возникновения менеджмента тесно связана не только с промышленной революцией, но и идеями управленческого характера политических экономистов Уильяма Петти, Адама Смита, Давида Риккардо и социалиста-утописта Роберта Оуэна, которые заметили, оценили и определили большую роль человеческого фактора на производстве.
Но самые важные моменты история развития менеджмента переживает в начале ХХ века и проходит до сегодняшних дней всего 8 этапов.
1. Положил начало менеджменту как науке Ф. Тейлор, написав труд «Принципы научного управления», в котором наглядно продемонстрировал значение системного анализа в управлении предприятием для его успешности.
2. Далее учение Ф.Тейлора было подхвачено и усовершенствовано А. Файолем, П. Урвиком, Д. Муни, и П. Слоуном. В связи с их деятельностью история развития менеджмента ознаменовалась новой теорией, четко излагающей его функции и принципы.
3. Третий этап – «неоклассический», когда происходит апробация социологической концепции принятия групповых решений. Здесь к вышеуказанным ученым присоединяется Э. Мейо – основатель школы «человеческих отношений».
4. Два десятилетия, которые охватывают 1940-1960-е годы ХХ века, управленческая мысль поступательно эволюционирует и совершенствует теорию менеджмента, добавляя в нее достижения психологии и социологии.
5. История развития менеджмента на этом этапе отмечает переход управленческой мысли к использованию достижений информационных технологий, которые в это время достигают пика своей популярности. Д. Макгрегор излагает и обосновывает свою теорию о прямом воздействии отношения управленца к подчиненным на результаты их деятельности.
6. Этап 1970-х – 1980-х годов ХХ века отмечен теориями И. Ансоффа, Г. Саланчика и Портера, которые раскрыли смысл разнообразных способов и методик управления, а также установления взаимосвязей между внутренней средой организации и внешней средой.
7. На седьмом этапе история развития менеджмента ознаменовалась революционными открытиями в Японии и других развитых странах в области разнообразных организационных структур, которые являются очень важными управленческими методами.
8. И последний этап, начавшись в 90-е годы ХХ века, продолжается по сегодняшний день. Главная тенденция менеджмента – создание организационной культуры, демократизация управления, участие работников в менеджменте.
История развития менеджмента в России начинается в начале ХХ века и также происходит поэтапно.
Начало было положено И.Семеновым, и А. Пайкиным, составившими курс лекций по организации НОТ на предприятиях.
В 1920 году законы НОТ окончательно сформулированы учеными Петербургского политехнического института и Московского высшего технического училища.
1935 год привнес в теорию
В 1950 году Ф.Р.Дунаевский доказал, что один управленец может руководить определенным количеством работников.
Конец ХХ века и начало XXI столетия – период перехода российского менеджмента к различным способам оптимизации управленческой деятельности.
Сегодняшняя история развития менеджмента в России связана с тотальной компьютеризацией, а также гуманизацией и демократизацией управленческой деятельности.
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
Ранние теории менеджмента
- Классическая теория (школа научного управления, административная школа управления)
Классическое направление
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
- Неоклассическая теория– поведенческая теория менеджмента (школа человеческих отношений, школа организационного поведения)
- Количественная теория менеджмента
Основополагающие школы управления.
Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:
2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и
проведенных исследований
3. Школа
человеческих отношений (с
Основной целью этой школы
было повышение эффективности
работы организации за счет
лучшего использования
В результате были сделаны
выводы, что система человеческих
отношений влияет на
Подготовка современных
Значительное влияние на
формирование менеджмента
Рыночная экономика требует
адекватной ей системы
Большое значение приобретает
изучение передового и
В современных условиях