Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:49, курсовая работа
Экономические связи обеспечивают движение продуктов от произво-дителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между произ-водителями, с одной стороны, и потребителями – с другой.
Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением
труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по
видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функцио-нальные взаимосвязи между ними.
Введение.
Экономические связи обеспечивают движение продуктов от произво-дителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между произ-водителями, с одной стороны, и потребителями – с другой.
Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением
труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по
видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функцио-нальные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосыл-ка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным.
Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.
В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок.
Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные
связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашнее хозяйство – это основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не для наращивания прибыли.
Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др. [1, 76]
Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами.
Условием возникновения рынка является и так называемая экономи-ческая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйст-венных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.
Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. [1, 76-77.]
Трансакционные издержки – затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют:
- издержки сбора и обработки информации,
- издержки проведения переговоров и принятия решений,
- издержки контроля
- издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка
Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции. Слишком высокие трансакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Социальные и государственные институты (например, биржа) позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм. [2]
Еще одним важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специа-лизация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведен-ной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направ-ления их деятельности.[1, 78.]
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена, потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур
экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие
подразделения.
Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего
времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые
сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моно-субъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производ-ственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономии-ческих свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизован-ные методы.
В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако
вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в
виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекуля-тивному предпринимательству; вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это
отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности,
ведет к падению темпов производства.
В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие
условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
• реализация многообразных форм собственности (частной,
кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;
• демократизация производства при сохранении государственных
регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию;
• создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных
элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.
Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой
правового законодательства и принятия экономических положений по переходу
на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и
хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использова-ния. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К
важнейшим функциям относятся:
• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется
в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы
своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
• стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения
издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования
организации труда;
• функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях
бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия
монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей
и состязательности между ними);
• регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные
микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
• функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов
самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособ-ных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Вывод.
В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.