Управление стрессом на предприятии на примере магазина женской одежды "Марриотт"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1: Сущность стресса и причины возникновения…………………………………………5
1.1 Сущность стресса………………………………………………………………………………5
1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса…………………………………….7
1.3 Методы управления стрессом на предприятии……………………………………………..10
Глава 2: Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Marriot»………………...14
2.1 Характеристика деятельности предприятия…………………………………………………14
2.2 Анализ кадрового состава……………………………………………………………………..16
2.3 Анализ управления стрессом на предприятии……………………………………………….19
2.3.1 Анализ причин возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия………………………………………………………………………………………..19
2.3.2 Анализ методов управления стрессом……………………………………………………...21
Глава 3: Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия………………………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………………………30
Приложение……………………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

менеджм-стресс.docx

— 106.87 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

Институт  экономики и права

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему:

 

Управление  стрессом на предприятии 
 
 
 
 
 

                                                                                                                Выполнил: ст.гр. 547-2

                                                                                                   Стафорова С.О.

                                                                                          Проверил:

                                                                                                  Цыренова А.А. 
 

Улан-Удэ

                                              2010 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Глава 1: Сущность стресса и причины возникновения…………………………………………5

    1. Сущность стресса………………………………………………………………………………5

1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса…………………………………….7

1.3 Методы управления стрессом на предприятии……………………………………………..10

Глава 2: Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Marriot»………………...14

2.1 Характеристика деятельности предприятия…………………………………………………14

2.2 Анализ кадрового  состава……………………………………………………………………..16

2.3 Анализ управления  стрессом на предприятии……………………………………………….19

2.3.1 Анализ причин  возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия………………………………………………………………………………………..19

2.3.2 Анализ методов управления стрессом……………………………………………………...21

Глава 3: Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия………………………………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………………………...27

Список использованных источников……………………………………………………………30

Приложение……………………………………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 

Введение

      Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам.        Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в стресс. Каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и приводит к неизбежному стрессу.             Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения.             Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты стресса;
  • дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
  • выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
  • разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Объектом  данного исследования является персонал предприятия. Предметом исследования – управление стрессами на предприятии.       Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению стрессами на предприятии.       В третьей главе приводятся данные об исследовании, проведенному в сети магазинов «Marriot». Целью практической части было исследование психологических причин стресса персонала организации. Для этого были использованы две методики: тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, и тест на стрессоустойчивость К. Томаса. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности.          Структура курсовой работы. Работа состоит из трех глав.             Первая глава. Сущность стресса и причины возникновения.                                Вторая глава. Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Marriot».          Третья глава. Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия.                                                    
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Сущность стресса и причины  возникновения

    1. Сущность стресса

     Для того чтобы обсуждать причины  возникновения стресса, а также  влияние

стрессогенных факторов на организм человека, необходимо проанализировать само понятие

стресс. Стресс сопутствует человеку, животным и даже растениям на всем протяжении их

жизни. Еще первобытный человек, вероятно, замечал, что пребывание на сильном  холоде

или сильной  жаре, изнеможение после тяжелого труда, кровопотеря, страх, чувство

постоянной  опасности и любое заболевание  имеет нечто общее. Конечно, он не мог осознать

сходство  в реакциях на все, что он делал  на пределе своих возможностей. Когда  приходило

это ощущение, он инстинктивно чувствовал этот предел и понимал, что «с него хватит».

Ситуация  всегда развивалась похожим образом: сначала он ощущал трудность, затем  на

какое-то время ему становилось легче, но потом он чувствовал, что больше вынести не в

состоянии.

    Великий французский физиолог Клод Берна во второй половине XIX в. задолго до

того, как  стали изучать проблему стресса, впервые четко указал, что внутренняя среда

живого  организма должна сохранять постоянство  при любых колебаниях внешней  среды. Он

понял, что «именно постоянство внутренней среды служит условием свободной  и

независимой жизни». Чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность, ничто внутри

человека  не должно сильно отклоняться от нормы. Если это случится, то он заболеет или

умрет. Сейчас это называют гомеостазом (термин был предложен У.Б. Кенноном в начале

XX в.).

     Стремление  сохранить гомеостаз является основой  функционирования организма. В

случае инфекции, физической травмы или психического потрясения возникают сходные

неспецифические приспособительные реакции, направленные на поддержание гомеостаза.

Например, к таким реакциям относятся потеря аппетита, слабость, подавленность,

лихорадка. В экспериментах на животных обнаружилось, что при инфекциях, воздействии

холода, воздействии жары, травмах, кровотечении, нервном возбуждении во внутренних

органах возникают сходные изменения:

• увеличение надпочечников;

• атрофия  вилочковой железы и лимфатических  узлов;

• возникновение  язвы в желудке.

     Эта реакция впервые была описана  Гансом Селье как общий адаптационный синдром

или синдром  биологического стресса. Селье, будучи еще студентом медицинского

института, обратил внимание на то, что у  многих совершенно различных болезней признаки

очень сходны. В дальнейшем, изучая на животных действие экстрактов из плаценты и

яичников, Селье через 6 часов после введения обнаружил у всех животных увеличение

коркового слоя надпочечников (с исчезновением  секреторных гранул из корковых клеток),

инволюцию тимико-лимфатического аппарата и кровоточащие язвы желудка и

двенадцатиперстной  кишки. В начале Селье предположил, что им открыт новый гормон,

который оказывает такое действие. Однако по мере того как Селье «очищал» вытяжку, стремясь получить гормон в чистом виде, все изменения постепенно уменьшались. Надо отдать должное Селье, который в такой сложный для исследователя момент сумел отойти от

привычного  представления о главной роли качества воздействия и подумал  о том, что

вытяжка в неочищенном виде была просто более  сильным раздражителем по сравнению  с

очищенной, и реакции на нее — реакция  на сильный раздражитель. Если это  так, то любой

другой  сильный раздражитель должен дать аналогичный  эффект. Селье ввел животным

формалин  и получил те же изменения. Именно в связи с этим он вспомнил свои

студенческие  впечатления о сходстве многих признаков  при разных болезнях, возникающих,

как известно, в результате сильных агентов. Как  говорил И.П. Павлов (1927), «патологическое состояние есть встреча организма с каким-нибудь чрезвычайным условием, вернее с необычным размером ежедневных условий».

     По  определению Г. Селье «стресс есть неспецифический ответ организма на любое

предъявленное ему требование». Печальные или  радостные события совершенно различны и

причины возникновения стресса и его значение для человека даже противоположны по своим результатам, однако, их стрессорное действие, то есть неспецифическое требование приспособления к новой ситуации, одинаково.

      Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.          Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты. 

Информация о работе Управление стрессом на предприятии на примере магазина женской одежды "Марриотт"