Управление стрессом на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить причины возникновения стресса на современном предприятии и проанализировать методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. … .. 3
1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА…………………………………………………… …… 5
1.1 Понятие стресса и его особенности………………………………… 5
1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его
признаки……………………………………………………………………………. 9
1.3 Эффекты стресса на рабочем месте …………………………………………. .. 12
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ……………………………. …….. .... 14
2.1 Роль организации в снижении стресса………………………………………. ... 14
2.2 Защита от стресса……………………………………………………… ……. ... 15
2.3 Управление стрессом в профессиональной деятельности…………… ……. . .. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. . . . . 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... ………. .. . .

Файлы: 1 файл

курсовая Упрвление стрессом готовая.docx

— 61.28 Кб (Скачать)

 

Курсовая  работа

«Управление стрессом на современном предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. … ..        3

1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА…………………………………………………… ……        5

1.1 Понятие стресса и  его особенности…………………………………       5

1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его

 признаки…………………………………………………………………………….         9

1.3 Эффекты стресса на рабочем месте …………………………………………. ..     12    

2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ……………………………. …….. ....        14

2.1 Роль организации в  снижении стресса………………………………………. ...     14

2.2 Защита от стресса……………………………………………………… ……. ...    15

2.3 Управление стрессом в профессиональной деятельности…………… ……. . ..  17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. . . . .   24 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... ………. .. . .  26  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Высокая изменчивость и сложность  современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными  «спутниками» человека. Причем средний  уровень стресса большинства  людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.

Чаще всего стресс возникает  в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно  сопровождают жизнь современного активного  человека. К тому же в последнее  время все больше и больше людей  стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей  природе.

Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а  особенно деятельности в новых для  него областях.

Важной задачей на современном  предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической  помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности  на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно  влияющей на стабильность поведения  в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения  России особенно возрастает, что связано  с теми процессами общественно-экономических  изменений, которые происходили  в обществе за последнее десятилетие. В период социальных реформ большая  часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им затяжного  психоэмоционального стресса. Тем  самым значительная часть населения  оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретают  неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном  смысле вследствие девальвации привычных ценностей. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных инструкций. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики на предприятиях призвана повышать стрессоустойчивость работников к различным факторам. Причем на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды.

Технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном  количестве и к ним, в настоящее  время, проявляется повышенный интерес, особенно среди бизнесменов и  менеджеров. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное  направление - «стресс-менеджмент».

Проблематика менеджмента  в связи с ее долгой историей и  традицией, гораздо лучше изучена  за рубежом, чем в отечественной науке. Но в последнее время, благодаря исследованиям А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева, А.В. Филиппова, Р.Л. Кричевского, и др., можно выделить и описать широкий круг социально–психологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров.

Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Цель данной курсовой работы – выявить причины возникновения стресса на современном предприятии и проанализировать методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников.

 

 

1.  СУЩНОСТЬ СТРЕССА

 

1.1 Понятие стресса и его особенности.

 

Под стрессом в специальной  литературе описывают негативное состояние  человека, когда организм не может  в полной мере приспособиться к неблагоприятным  условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются  силы после рабочего дня, накапливается  усталость, меняется к худшему эмоциональное  и физиологическое состояние.

Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с  профессиональной деятельностью используются различные понятия: "рабочий стресс", "профессиональный стресс", "организационный  стресс".

"Рабочий стресс" возникает  из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы.

"Профессиональный стресс" возникает из-за причин, связанных  с профессией, родом или видом  деятельности.

"Организационный стресс" возникает вследствие негативного  влияния на субъект особенностей  организации, в которой он работает.

Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. В зависимости  от того, какие именно факторы выходят  на передний план, целесообразно использовать то или иное из этих трех понятий. Негативное воздействие на работника могут  оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная  рабочая нагрузка, неудобный график труда (например, нарушающий естественные циркадные ритмы) и другие подобные причины.

Эти и другие факторы могут  иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные  климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид  труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т.п.). Они могут  действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.

Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с  вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят  о том, что сама профессия носит  стрессовый характер. Такое положение  дает основание употреблять термин "профессиональный стресс". Наконец, неблагоприятный психологический  климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных  обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный  стресс.

Стрессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную  ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий  день, постоянное общение - все это  не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в  противном случае это влечет за собой  невыполнение обязанностей. Подвержен ли работник стрессу можно узнать с помощью теста «Оценка стрессоустойчивости».

Данный тест  был  разработан  ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона.   Необходимо  ответить на вопросы, исходя из того, насколько  часто эти утверждения верны  для  Вас. Отвечать следует на все  пункты, даже если данное утверждение  к  Вам  вообще не относится.

   Подвержены ли  Вы стрессу?

1.  Вы едите, по крайней  мере, одно горячее блюдо в  день.

2.  Вы спите  7-8 часов,  по крайней мере, четыре раза  в неделю.

3.  Вы постоянно чувствуете  любовь других и отдаете свою любовь взамен.                4.  В пределах 50 километров  у Вас есть  хотя  бы  один  человек,  на которого Вы можете положиться.

5.  Вы упражняетесь  до пота хотя бы два раза  в неделю.

6.  Вы выкуриваете меньше  половины пачки сигарет в день.

7.  За неделю Вы потребляете  не больше пяти рюмок алкогольных  напитков.                     8.  Ваш вес соответствует Вашему росту.

9.  Ваш доход полностью  удовлетворяет Ваши основные  потребности.

10. Вас поддерживает Ваша  вера.

11. Вы регулярно занимаетесь  клубной или общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей  и знакомых.

13. У Вас есть один  или два друга, которым Вы  полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто  заявить о своих чувствах, когда  Вы злы или  обеспокоены  чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете  с людьми, с которыми живете,  Ваши  домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать  Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете  не более трех  чашек  кофе,  чая  или  других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного  времени для себя в течение  каждого дня.

  Предлагаются следующие  ответы с соответственным количеством  очков:

   - почти всегда   - 1;

   - часто                - 2;

  - иногда            - 3;

   - почти никогда  - 4;

  - никогда           - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного  числа  отнимите 20 очков.

    Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае  если Вы отвечали еще и  честно, -  у Вас прекрасная  устойчивость  к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

    Если  Ваше  итоговое  число превысило 30  очков,  стрессовые  ситуации оказывают немалое влияние на  Вашу  жизнь и Вы  им  не   очень   сильно

сопротивляетесь.

    Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

    Взгляните еще раз на утверждения теста. Если  Ваш  ответ  на  какое-либо утверждение получил 3 очка и выше,  постарайтесь  изменить  свое  поведение, соответствующее  данному  пункту  и  Ваша  уязвимость  к  стрессу  снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на  одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

    Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не  тогда,  когда уже будет поздно.

Чаще всего требование стрессоустойчивости предъявляется  для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать  деятельность компании на несколько  лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно  оперативно принимать правильное решение  в условиях жесткого ограничения  во времени, а это информационный стресс.

Менеджеры, продавцы, секретари  часто вынуждены выслушивать  жалобы недовольных клиентов, испытывая  при этом эмоциональный стресс. Нередко  в компании активно идут карьерные  войны, плетутся интриги, что создает  стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.

Руководитель организации  может предотвратить психологическое  расстройство сотрудника, повысить его  работоспособность, используя необходимые  знания психогигиены в управлении персоналом.

Основная цель управления как такового - создание необходимых  условий для реализации задач  организации, "установление гармонии" между индивидуальными трудовыми  процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных  результатов. Таким образом, управление - это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Для руководителя важно, чтобы  сотрудники были психологически устойчивы  и не были подвержены стрессам, депрессии  и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность  работника и это отразится  на предприятии в целом.

 

1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки

 

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

·  факторы стресса  вне организации;

·  групповые факторы  стресса;

·  факторы стресса, связанные с организацией;

Рассмотри их подробнее.

Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация  является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно  воздействуют внешние факторы, такие  как изменения в обществе, экономические  и финансовые условия, изменения  в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что  неудовлетворительное финансовое положение  может побуждать людей брать  дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и  усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о  том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может "передать" свой стресс жене.

Групповые факторы стресса.

К групповым факторам стресса  можно отнести следующие:

1) отсутствие групповой  сплоченности - отсутствие возможности  для работника чувствовать себя  членом коллектива вследствие  специфики рабочего места, из-за  того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса;

Информация о работе Управление стрессом на современном предприятии