Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить причины возникновения стресса на современном предприятии и проанализировать методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. … .. 3
1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА…………………………………………………… …… 5
1.1 Понятие стресса и его особенности………………………………… 5
1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его
признаки……………………………………………………………………………. 9
1.3 Эффекты стресса на рабочем месте …………………………………………. .. 12
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ……………………………. …….. .... 14
2.1 Роль организации в снижении стресса………………………………………. ... 14
2.2 Защита от стресса……………………………………………………… ……. ... 15
2.3 Управление стрессом в профессиональной деятельности…………… ……. . .. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. . . . . 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... ………. .. . .
2) наличие внутриличностных,
межличностных и
Факторы стресса, связанные с организацией.
Причины связанного с работой
стресса исследуются уже
Важными факторами являются также:
1.3 Эффекты стресса на рабочем месте
Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.
Легкий стресс также улучшает
кровообращение, приводит к усилению
активности и, в конечном итоге, новым
производственным успехам. Однако высокие
уровни стресса оказывают серьезное
вредное воздействие на физиологическую,
психологическую и
Стресс вызывает химические
и иные изменения в физическом,
ментальном или эмоциональном состоянии.
Эти реакции генерируют энергию,
помогающую человеку справиться с воспринимаемой
угрозой своему благополучию (стрессором).
До поры до времени все хорошо - но,
если стрессор не устранен, а энергия
не рассеивается каким-либо иным образом
(как при физических упражнениях),
это начинает попросту истощать человека.
В конце концов, стресс вызывает
упадок сил и/или физическое заболевание.
Поскольку физиологические
В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.
Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.
Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.
Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать "неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы". Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ
2.1 Роль организации в снижении стресса
Работодатели обязаны
брать на себя инициативу в решении
проблем, относящихся к стрессу.
По мере возрастания серьезности
этой проблемы основной задачей индустриально-
Во-первых, можно уменьшить интенсивность и количество стрессоров в производственной среде. Это метод, который в наибольшей степени поможет максимальному числу работников, внедрить в организациях совсем не сложно.
Многие производственные стрессоры порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс.
Во-вторых, можно предпринять
какие-то действия по изменению оценки
ситуации людьми, столкнувшимися со стрессом.
К примеру, реорганизация производства
может быть сильным стрессором, но
этот стресс в значительной мере обусловлен
страхом перед неизвестностью. Если
заранее предупредить работников, а
также максимально подробно объяснить,
каким образом их затронут грядущие
изменения, такие действия могут
устранить или уменьшить их страх.
Можно также воспользоваться
программами поддержки
В-третьих, можно предпринять какие-то меры по повышению способности людей эффективно справляться с последствиями стресса. Это наиболее распространенный подход - и именно тот, о котором большинство людей думают в первую очередь, когда слышат слова «борьба со стрессом».
Некоторые организации проявляют значительную изобретательность при использовании методов борьбы с последствиями стрессов: одни предлагают групповой перерыв в работе, во время которого, рабочие делают физические упражнения, танцуют или слушают музыку. В других фирмах имеются душевые, комнаты для кратковременного сна и даже массажные, где работники могут расслабиться в течение нескольких минут.
Описанные неформальные
приемы борьбы со стрессом
прерывают работу и
- помещения для физических упражнений;
- релаксации и медитации;
- инструкции относительно организации времени;
- определение своих задач и реалистичной оценки стрессоров.
Стресс на работе
может получить широкое
2.2 Защита от стресса
Классические способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции состояний. До кризиса частично они использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более
простые средства, почти не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе:
1. Разработайте систему
приоритетов в своей работе. Оцените
свою работу следующим образом:
2. Научитесь говорить
«нет», когда достигнете
3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим руководителем. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.
4. Не соглашайтесь с
вашим руководителем или кем-
5. Сообщите своему руководителю
или сотрудникам, когда вы
6. Обсудите чувство скуки
или отсутствие интереса к
работе со своим руководителем.
Информация о работе Управление стрессом на современном предприятии