Управление стрессом на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить причины возникновения стресса на современном предприятии и проанализировать методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. … .. 3
1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА…………………………………………………… …… 5
1.1 Понятие стресса и его особенности………………………………… 5
1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его
признаки……………………………………………………………………………. 9
1.3 Эффекты стресса на рабочем месте …………………………………………. .. 12
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ……………………………. …….. .... 14
2.1 Роль организации в снижении стресса………………………………………. ... 14
2.2 Защита от стресса……………………………………………………… ……. ... 15
2.3 Управление стрессом в профессиональной деятельности…………… ……. . .. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. . . . . 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... ………. .. . .

Файлы: 1 файл

курсовая Упрвление стрессом готовая.docx

— 61.28 Кб (Скачать)

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых  конфликтов - наличие серьезных противоречий  или несовместимости отдельных  характеристик личности работника.

Факторы стресса, связанные  с организацией.

Причины связанного с работой  стресса исследуются уже немалое  время, и перечень потенциальных  факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место  во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также  массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией  трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

  • неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
  • невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
  • характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:
  • степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
  • ролевая двусмысленность и ролевой конфликт - оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
  • стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
  • давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, которые автоматически вызывают стресс.

Важными факторами являются также:

  • Характер стрессора - один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события.
  • Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, - потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.
  • Продолжительность воздействия стрессора - еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

 

1.3 Эффекты стресса на  рабочем месте 

 

Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное  воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком  низкий уровень стресса может  привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное  перемещение, может оказать положительное  воздействие, поскольку вынуждают  работника мобилизоваться для самоутверждения  в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений  кадровой политики является регулярная ротация кадров.

Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым  производственным успехам. Однако высокие  уровни стресса оказывают серьезное  вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую  стороны жизнедеятельности человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо - но, если стрессор не устранен, а энергия  не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции  на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем  останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи  между стрессом и физическим здоровьем  человека уделялось пристальное  внимание, особенно медиками, воздействие  стресса на психологическое состояние  исследовано не столь подробно. В  то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса  оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие  на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно  подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов  настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных  вопросах.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они  чувствуют, что не соответствуют  ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут  медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда  руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного  уровня стресса, может вызвать "неэффективное  поведение, избыточные реакции или  неспособность восстановиться после  работы". Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся  для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и  проблемам, тесно связанным со здоровьем.

 

 

2.  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ

 

2.1 Роль организации в снижении стресса

 

Работодатели обязаны  брать на себя инициативу в решении  проблем, относящихся к стрессу. По мере возрастания серьезности  этой проблемы основной задачей индустриально-организационных  психологов становится создание «здоровых» рабочих мест. Возможные варианты решения этого, как устранить  негативные последствия связанного с работой стресса:

Во-первых, можно уменьшить  интенсивность и количество стрессоров в производственной среде. Это метод, который в наибольшей степени  поможет максимальному числу  работников, внедрить в организациях совсем не сложно.

Многие производственные стрессоры порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс.

Во-вторых, можно предпринять  какие-то действия по изменению оценки ситуации людьми, столкнувшимися со стрессом. К примеру, реорганизация производства может быть сильным стрессором, но этот стресс в значительной мере обусловлен страхом перед неизвестностью. Если заранее предупредить работников, а  также максимально подробно объяснить, каким образом их затронут грядущие изменения, такие действия могут  устранить или уменьшить их страх. Можно также воспользоваться  программами поддержки работников, которые делают доступными для них  книги, курсы или консультации, чтобы  помочь людям научиться оценивать  потенциально стрессовые ситуации более  объективно.

В-третьих, можно предпринять  какие-то меры по повышению способности  людей эффективно справляться с  последствиями стресса. Это наиболее распространенный подход - и именно тот, о котором большинство людей думают в первую очередь, когда слышат слова «борьба со стрессом».

Некоторые организации проявляют  значительную изобретательность при  использовании методов борьбы с  последствиями стрессов: одни предлагают групповой перерыв в работе, во время которого, рабочие делают физические упражнения, танцуют или слушают музыку. В других фирмах имеются душевые, комнаты для кратковременного сна и даже массажные, где работники могут расслабиться в течение нескольких минут.

 Описанные неформальные  приемы борьбы со стрессом  прерывают работу и непрактичны  на многих производствах. Что  касается формальных программ, помогающих  отдельным работникам справиться  со стрессом, то здесь наиболее  практичный подход для большинства  организаций – это обеспечить  доступные средства помощи путем  осуществления программ поддержки  работников. Вот некоторые из  имеющихся возможностей:

- помещения для физических упражнений;

- релаксации и медитации;

- инструкции относительно организации времени;

- определение своих задач и реалистичной оценки стрессоров.

 Стресс на работе  может получить широкое распространение.  Он способен парализовать работу  компании, если менеджеры высшего  и среднего звена боятся принимать  решения. Когда это происходит, стресс распространяется по организации  подобно зловредному грибку. В  результате многие фирмы стали  бороться со стрессом на производстве.

 

2.2 Защита от стресса

 

Классические способы  борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового  процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции  состояний. До кризиса частично они  использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более 

простые средства, почти  не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко.

Идеальным будет такое  положение, когда производительность находится на возможно более высоком  уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе:

1. Разработайте систему  приоритетов в своей работе. Оцените  свою работу следующим образом:  «должен сделать сегодня», «сделать  позднее на этой неделе» и  «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить  «нет», когда достигнете предела,  после которого вы уже не  можете взять на себя больше  работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания.  Затем опишите конкретные приоритетные  работы, над которыми в настоящее  время работаете. Если он настаивает  навыполнении нового задания,  спросите, какую работу вы должны  отложить до завершения нового  задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим руководителем. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с  вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые  требования (конфликт ролей). Объясните,  что эти требования тянут вас  в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание  со всеми заинтересованными сторонами,  чтобы выяснить вопрос. Не занимайте  обвинительно - агрессивной позиции;  просто объясните, какие конкретные  проблемы создают для вас противоречивые  требования.

5. Сообщите своему руководителю  или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты  оценки не ясны (неопределенность  ролей). Скажите им, что вы несколько  неуверенны относительно ряда  конкретных, связанных с заданием  вопросов и хотели бы иметь  возможность обсудить эти вопросы  с ними.

6. Обсудите чувство скуки  или отсутствие интереса к  работе со своим руководителем.  Еще раз учтите, не следует  становиться в положение жалующегося.  Объясните, что вы сторонник  выполнения требующей отдачи  сил работы и хотели бы иметь  возможность принять участие  в других видах деятельности.

Информация о работе Управление стрессом на современном предприятии