Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить причины возникновения стресса на современном предприятии и проанализировать методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. … .. 3
1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА…………………………………………………… …… 5
1.1 Понятие стресса и его особенности………………………………… 5
1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его
признаки……………………………………………………………………………. 9
1.3 Эффекты стресса на рабочем месте …………………………………………. .. 12
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ……………………………. …….. .... 14
2.1 Роль организации в снижении стресса………………………………………. ... 14
2.2 Защита от стресса……………………………………………………… ……. ... 15
2.3 Управление стрессом в профессиональной деятельности…………… ……. . .. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. . . . . 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... ………. .. . .
7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.
2.3 Управление стрессом в профессиональной деятельности
Известно, что стресс –
серьезная помеха успешному ведению
бизнеса. Стрессовые ситуации могут
возникнуть в компании по разным причинам,
но чаще всего – из-за стиля менеджмента
в компании. Руководители должны помнить,
что положительная стимуляция сотрудников
способна увеличить качественные показатели
их работы с гораздо большей
Изначально считалось, что
профессиональному стрессу
частые или неожиданные изменения информационных параметров – всё это является источниками стресса.
Однако в стрессовое состояние,
губительное для успешного
Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.
Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.
Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей – например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.
Профессиональный стресс
часто бывает вызван внешним физическим
фактором (шум, теснота помещения, плохая
вентиляция или освещение рабочего
места и тому подобное) или поведением
других сотрудников. Также на психологическом
состоянии работника
Несмотря на то, что многие
исследователи называют главной
причиной возникновения
Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей.
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.
Так, к индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
5) обеспечение достаточной продолжительности сна и др.;
В зарубежных организациях
практикуются такие методы, как
включение в социальный пакет
работника оплаты занятий в
спортивном зале, бассейне. Некоторые
из них стараются обеспечить
доведение до сведения работников
конкретных простых методик,
помогающих справиться со
стрессом. Так, руководители компании
«Би-би-си» издали дорогостоящий
буклет, в котором персоналу
объясняется, как нужно сидеть на
стульях. Эта 57-страничная брошюра,
посвященная тому, как снизить
количество стрессов на рабочем
месте, содержит массу и другой ценной
информации. В частности, там
есть подробная схема того, как, в
случае совсем безнадежного состояния
сложить из бумаги самолетик.
Если и это не помогает
справиться с возникшими трудностями,
то тогда сотрудникам
Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.
На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
- регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;
- оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
- исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
-максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
-предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.); - предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
- обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
- предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.
Для сотрудников наглядным
примером может стать поведение
их руководителя. Допустим, проводится
совещание, посвященное выводу компании
из кризиса. Если генеральный директор
буквально на глазах уверенно превращает
неопределенную проблему в решаемую
задачу, эффективно общается с присутствующими
и рационально управляет
При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно
наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.
При управлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим
работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим
временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность
восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например,
включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн.
В статье А.В.Стеганцева «Управление стрессом: системный подход», психолога и бизнес - тренера приводится свой алгоритм управления стрессом, который может быть разбит на три этапа: моделирование и планирование; проверка; реализация.
I.Моделирование и планирование
1. Описать текущую или
предстоящую стрессогенную
2. Оценить сложность задачи и определить оптимальный для ее решения уровень стресса (средний, низкий, высокий).
3. Оценить предполагаемую
или текущую степень
4. Оценить свое долгосрочное
психическое состояние и
5. Оценить потенциальный
или реальный уровень стресса
и свою предполагаемую
6. Определить до какой
степени желательно снизить (
7. Исходя из задачи и из своих возможностей, выделить необходимый ресурс: временной, эмоциональный, при необходимости финансовый.
8. Разработать план мероприятий
по управлению стрессом в
• по снижению стрессогенности ситуации;
• по улучшению своего долгосрочного
психического состояния и здоровья
и по повышению своей
• по саморегуляции (отобрать удобные для себя и адекватные ситуации методы саморегуляции; при необходимости освоить новые или усовершенствовать владение старыми).
• по восстановлению после завершения стрессовой ситуации
II.Проверка
1. Провести мысленный эксперимент:
представить, что все мероприятия реализованы и оценить произошедшие изменения уровня стрессогенности ситуации, своего состояния и уровня стрессоустойчивости;
при необходимости внести в план коррекцию.
2. Аналогичную операцию
провести по отношению к
III.Реализация
1. Приступить к реализации плана.
2.Проводить регулярный мониторинг уровня стрессовости своего состояния; сравнивать его с запланированным.
3. При необходимости вносить коррективы в свой план.
Несмотря на кажущуюся сложность предложенной технологии, для ее успешного применения требуется всего лишь желание. Любой взрослый человек с высшим или средне-специальным образованием способен ее освоить, не зависимо от своей специальности.
На взгляд Стеганцева А.В., любой профессионал должен уметь управлять
стрессом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного профиля многих стран мира.
Социально-политическая напряженность,
трудности переходного периода
в экономике, резкая ломка общественного
сознания, глубокие преобразования во
многих общественных институтах являются
мощным стрессогеннымфактором. Его
воздействие требует
Современная бизнес-среда является сильным стрессогенным фактором. Для нее являются характерными такие особенности как высокая скорость изменений, неопределенность, высокая конкуренция. Условия, в которых ведется современный бизнес, существенно напрягают ресурсы человеческой психики и организма. Постоянный риск, конкурентность, необходимость принимать решения в условиях неполной информации, высокий уровень целей при ограничении временного ресурса, необходимость одновременно концентрироваться на нескольких задачах — все эти факторы могут привести к состоянию хронического стресса, с последствиями, о которых говорилось выше. Именно поэтому управление стрессом — одна из важнейших компетенций, необходимая современному менеджеру.
Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.
Информация о работе Управление стрессом на современном предприятии