Управление стрессом на предприятии на примере магазина женской одежды "Марриотт"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1: Сущность стресса и причины возникновения…………………………………………5
1.1 Сущность стресса………………………………………………………………………………5
1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса…………………………………….7
1.3 Методы управления стрессом на предприятии……………………………………………..10
Глава 2: Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Marriot»………………...14
2.1 Характеристика деятельности предприятия…………………………………………………14
2.2 Анализ кадрового состава……………………………………………………………………..16
2.3 Анализ управления стрессом на предприятии……………………………………………….19
2.3.1 Анализ причин возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия………………………………………………………………………………………..19
2.3.2 Анализ методов управления стрессом……………………………………………………...21
Глава 3: Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия………………………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………………………30
Приложение……………………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

менеджм-стресс.docx

— 106.87 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы 1 можно сделать вывод, что  основные показатели увеличились, причем в лучшую сторону в среднем  на 32%. 

Таблица 2. Уровень дифференциации в оплате труда работников организации

Показатель Значение  показателя в динамике лет, руб.
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Среднемесячная  оплата труда работников разных категорий 
  • руководители
 
  • специалисты
 
  • служащие 
 
 
45000

28000

13000

 
 
48000

32000

17000

 
 
50000

35000

20000

 

      На  предприятии применяется линейно-штабная  структура, так как есть необходимость  найма на работу  штатного специалиста: главного бухгалтера. Он помогает руководителю в сборе и обработке информации, в принятии решений. Достоинством такой  структуры является единство и четкость распорядительства,  координации  деятельности, простой контроль, персонифицированная  ответственность. Минусом же авторитарный стиль руководства, зависимость  бизнеса от квалификации и личности руководителя.

        

      

        

      

        

      Рис. 2. Линейно-штабная структура

2.2  Анализ  кадрового состава         Управление – это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а так же на участие в них людей, осуществляемое целью придать определенную направленность хозяйственной деятельности и получить желаемые результаты.           В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет – управляющих, принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называют объектами, предметами управления.  Управление ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий. Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающиеся этими объектами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.    Для достижения более эффективного руководства деятельностью сети магазинов «Marriot» и в соответствии с Уставом устанавливаются следующее распределение обязанностей по руководству структурными подразделениями предприятия и порядок рассмотрения вопросов между должностными лицами общества.     Так как «Marriot» является малым предприятием, то осуществление функций предприятия закреплено за отдельными лицами.     Управленческую функцию предприятия выполняет генеральный директор. То есть, осуществляет общее руководство деятельностью предприятия, организацию исполнения законов РФ. Решает вопросы по взаимодействию с Федеральным управлением по налогам и сборам.            Генеральный директор руководит деятельностью главного бухгалтера, так же решает планово-экономические и финансовые вопросы. В его компетенцию входит решение вопросов оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты работников, вопросов, связанных с совершенствованием организации труда и управлением производством. Осуществляет руководство хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, решение вопросов материально-технического обеспечения, организацию работ по хозяйственному обслуживанию.       Экономическую функцию предприятия осуществляет главный бухгалтер. Он выполняет следующие задачи:          - участвует в составлении перспективных планов экономического и социального развития, готовит сводные таблицы к производственно – финансовому плану по оказанию и себестоимости услуг;           - способствует внедрению прогрессивных форм организации труда;    - участвует в обработке бухгалтерских первичных и сводных документов, составлении производственных отчетов;          - участвует в составлении годового отчета, заполняет таблицы экономического паспорта предприятия.           За систему бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность организации, начисление заработной платы работникам предприятия, осуществление контроля за выполнением договоров, а так же за расчет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия отвечает также главный бухгалтер.       В настоящее время на предприятии работают 10 человек, 8 из которых продавцы-консультанты. 3 имеют должность старшего продавца, 1 стажер.     В магазине «Marriot» большая часть персонала имеет высшее образование и лишь 3 человека из них имеют средне-специальное. Структура персонала организации представлена в таблице:

Таблица 3. Структура персонала организации

Численность персонала Показатель
Средняя списочная численность персонала  в динамике лет:
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего:

Чел.

%

 
12

100

 
11

100

 
10

100

Руководители:

Чел.

% 

 
1

0,12

 
1

0,11

 
1

10

Специалисты:

Чел.

% 

 
4

0,48

 
4

0,44

 
4

40

Служащие:

Чел.

%

 
8

0,96

 
7

0,77

 
6

60

      Половозрастная  структура персонала. На предприятии работает 90 % женщин, из которых 2,7 % в возрасте от 20 до 30 лет, 4,5 % в возрасте от 30 до 45 лет и 0,9 % свыше 45 лет; и 10 % мужчин в возрасте свыше 45 лет.

2.3 Анализ  управления стрессом на предприятии 

2.3.1 Анализ  причин возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия

      На  предприятии было проведено 2 теста. 1 тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (приложение 1) и 2 тест на стрессоустойчивость К. Томаса. Первый тест показывает насколько адекватно испытуемый оценивает свой уровень стрессоустойчивости. Второй тест оценивает уровень стрессоустойчивости – показатель, обратной стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительность человека.        Цель исследования заключается в том, чтобы выявить уровень стрессоустойчивости работников предприятия, определить методы борьбы со стрессом и дать нужные рекомендации.             Одной из причин возникновения стрессовых ситуаций в организациях является неадекватное восприятие информации.        Порядка 80% рабочего времени у человека проходит во взаимодействии с другими людьми.            Около 50% всей передаваемой информации воспринимается неправильно.    При этом возможны три различные ситуации:       - информация, отправленная А, никогда не достигает Б;     - информация искажается отправителем или лицом, передающим ее;    - получатель неправильно воспринимает то, что ему передано.   Одним из факторов, могущих усложнить процесс взаимодействия, является плохое настроение покупателей, начальника или самих продавцов. Плохое настроение изначально настраивает на конфликт, и как следствие стресс.     Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством иерархических уровней в организации. При передаче информации через уровни, на каждом из них она подвергается пересмотру и коррекции. При этом могут возникать различного рода искажения, когда, например, важная информация признается неважной и выбрасывается. Заметим, что «фильтрация» информации происходит как на пути вверх по уровням, так и на пути вниз, при этом фильтрация может быть либо намеренной, либо ненамеренной. Ненамеренная фильтрация имеет место тогда, когда кусочки информации уничтожаются без ведома того, кто эту информацию передает.        Намеренная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности передающего. Даже когда информация, посланная А, успешно достигает Б, остается возможность того, что эта информация искажена. Это искажение может быть вызвано не только фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем.   Существуют две причины этого. Во-первых, мы представляем себе мир более неподвижным и конкретным, чем он на самом деле является. Поэтому при передаче информации мы иногда преувеличиваем значение конкретных факторов и преуменьшаем значение случайных. Этот процесс называется поглощением неопределенности.   Второй причиной для искажения информации является желание людей представить себя в наиболее выгодном свете, особенно при передаче информации наверх, например, когда человек подозревает, что реальная информация совсем не так хороша, как хотелось бы. Получатель информации также может служить источником искажения в том смысле, что он может неправильно истолковать смысл, заложенный в сообщении.   Второй причиной неправильного восприятия сообщения может служить выборочное восприятие, когда мы ищем в получаемом сообщении то, на что мы настроены. Человек слышит то, что он хочет услышать, и пропускает остальное. Еще одной причиной неправильного восприятия может служить ожидание. По различным причинам мы можем ожидать услышать сообщения определенного типа. Еще один феномен - это ощущаемая надежность отправителя. Если получатель информации не считает отправителя источником достаточно достоверной информации, то он может недооценить и важность его сообщения. Та же проблема возникает, когда отправитель воспринимается слишком всерьез. Неправильное восприятие может возникнуть попросту из-за информационной перегрузки, когда человек получает такое количество сообщений, что перестает придавать им всем больше значение.            Существует некоторое количество средств, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, помогающих преодолеть эти проблемы. На индивидуальном уровне необходимо использовать язык четкий, краткий и в наибольшей степени приложимый к теме сообщения. Также необходимо устанавливать доверие. Сообщение должно быть не только понято, но и принято. Необходимо избегать использования штампов и ненужных классификаций, нужно сообщать как можно больше фактической информации.  Наконец, необходимо активно искать обратную связь, с тем, чтобы удостовериться в правильной интерпретации информации.         В ходе первого проведенного тестирования, выяснилось, что лишь 10% устойчивы к стрессу, 50%  имеют нормальный показатель стрессоустойчивости, то есть стрессу подвержены, но в меньшей степени. 30% персонала имеют удовлетворительный показатель, то есть подвержены стрессу чаще и 10% имеют плохой показатель, так как раздражаются чаще остальных по всяким мелочам и вовсе без особых причин.

  

Рис. 3. Базовый показатель стрессоустойчивости

      Так же в ходе второго тестирования выяснилось, что большинство персонала раздражается из-за повышенной реакции на обстоятельства, на которые они не могут повлиять, так же из-за склонности все излишне усложнять. Практически все подвержены психосоматическим заболеваниям. Половина использует деструктивные способы преодоления стрессов, другая половина-конструктивные. И у 90% персонала за последние три года возрос уровень постоянно стресса.

2.3.2 Анализ методов управления стрессом

      Генеральный директор предприятия и его сотрудники стараются следовать некоторым  условиям по предотвращению конфликтных  ситуаций. Это происходит следующим  образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению  и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой  каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют.           Следующим условием предотвращения конфликтов является забота о справедливости. Директор не наказывает не виновных, прежде чем, что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений. Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель.          Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников предприятия. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку. А если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.      Также используют принцип ясности и доброжелательности. Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.         Сотрудники предприятия учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, но это не всегда получается.   Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:             - готовностью идти на сближение позиций;       - положительная оценка некоторых действий другой стороны;    - критичное отношение к самому себе и уравновешивание поведения.   После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации. Руководитель использует авторитарно - демократичный стиль руководства. Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Сильные стороны этого стиля: исполнение работы в намеченный срок, дисциплина, порядок, стабильность. Минусом этого стиля будет - свобода инициативы. Демократичный руководитель характеризуется разделением власти и участием подчинения в принятии решений, управлении. Но главные стратегические решения не делегирует, налагает на подчиненных ответственность. Равно заботиться о выполнении задач и о человеческих отношениях. Плюсами будут проявление инициативы, усиление ответственности подчиненных через участие в управлении. Минус – на согласование решений уходит большое количество времени.       Руководитель данного предприятия дает волю инициативе подчиненных, но окончательное решение оставляет за собой. Использует давление в виде угрозы лишения премии и увольнения с работы. Вследствие чего работники могут впасть в стрессовое состояние и получить подавленное психологическое настроение на неопределенный срок. Как показал первичный анализ по управлению стрессами в сети магазинов «Marriot», генеральный директор стремится решить возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют недомолвки между директором и подчиненными. Коллектив предприятия считает, что директор принимает неверные решения в плане распределения фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает отличившихся, а так же отвлекает от рабочего процесса постоянными звонками по поводу уровня продаж.   Директор чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его стороны.           Таким образом, анализ показал, что директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия и ведет к возникновению стрессов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3: Рекомендации по регулированию и  способам управления стрессом сотрудников  предприятия

      Причиной  конфликта, и как следствие стресса, является то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность  не распределены четко по подразделениям и рабочим местам. Вместо того чтобы  объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах  и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и  личных потребностей. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она  может действовать как катализатор  конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки  зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции  всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих  требований к работе.        Плохая передача информации является и следствием конфликта и стресса. Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения – все это приводит к усилению и продолжению конфликта и возрастанию стрессовой ситуации. Если у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.           Их эффективность находится в прямой зависимости от степени легитимности институциональной процедуры, то есть от добровольной готовности большинства участников конфликтующих групп соблюдать эти нормы и правила.     Р.Л. Кричевский указывает три группы причин, вызывающих стресс:   - обусловленные трудовым процессом;        - психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;   - личностным своеобразием членов группы.      «Хороший работник — здоровый работник». И, соответственно, начинается стресс-менеджмент (стратегия самоуправления) не с идеи провести такой тренинг, а с политики руководства в отношении сотрудников организации. Многие компании уже осознали, что заботиться об уже имеющемся сотруднике гораздо легче, нежели найти и научить нового. Чем выше стоит человек на иерархической лестнице или специфичнее его служебные обязанности, тем более четко действует это правило. Так как основная масса работников предприятия работает на постоянной основе, то можно предложить следующие методы борьбы со стрессом:           Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие. Принять такое решение непросто. Но как выяснилось в ходе исследования, на предприятии имеются сотрудники с симптомами «неотработанного» или «неотреагированного» стресса. Это нарушение концентрации внимания, агрессивность или тревожность без повода, ощущение хронической нехватки времени, проблемы со сном, депрессия, перманентное гнетущее чувство вины. И если нет возможности охватить обучением всех, приходится выбирать наиболее ценных для организации сотрудников и тех, чьи проблемы со здоровьем уже явно бросаются в глаза.      Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда. Если сотрудников компании научат хорошо общаться с разгневанными клиентами — это будет замечательно. Но это будет не стресс-менеджмент. И если они будут правильно представлять себе все фазы течения конфликта — это тоже будет прекрасно. Но все равно не будет стресс-менеджментом. Поэтому людей нужно научить, прежде всего, умению сберечь свое здоровье — как психическое, так и физическое — в условиях огромной нервной нагрузки и постоянной нехватки времени, используя для этого как внешние, так и внутренние ресурсы.        Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье. А также различные на первый взгляд далекие от бизнеса техники борьбы с последствиями стресса, как ци-гун или фламенко. Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация.           По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их. Если тренинги пошли на пользу и приносят определенные результаты, то руководителю нужно взять за правило постоянно проводить подобные программы. А если они оказались бессмысленны, нужно поменять программу, либо нанять квалифицированного психолога, так как чаще всего их работа дает положительные результаты.          Если же руководство компании не хочет тратиться на тренинги и семинары, либо не имеет на то средств, то можно предложить каждому работнику 5 способов снятия стресса, которые не требуют больших финансовых затрат:       1. Активный отдых. Этот метод снятия стресса подходит людям, которые не мыслят своего существования без экстрима и расслабляются, испытывая физическое напряжение и приливы адреналина. Стоит заметить, что такой метод требует времени и финансовых возможностей, так как лучший спутник активного отдыха это комфорт.    2. Пассивный отдых. Неплохой вариант, не требующий ни особых затрат, ни отрыва от работы и дома. Достаточно просто полежать возле телевизора, посмотреть хорошую кинокомедию, особыми антистрессовыми свойствами обладают старые советские кинокомедии, с легким и ненавязчивым юмором. Для любителей литературы, заменить просмотр фильма может хорошая книга. В момент углубления в сюжет, человек перестает думать о проблемах и мозг отдыхает.         3. Складывание пазлов. Очень интересное и успокаивающее занятие. Лучше выбрать несложную картинку и небольшой объем, чтобы антистрессовое занятие не вызвало новый стресс, из-за трудностей в складывании картинки.       4. Собирание конструктора. Хотя конструкторы некоторых фирм заставят задуматься не только детей, но и большинство взрослых. В целом, возведение конструкций позволяет проявить свою фантазию, вспомнить детство и отвлечься от проблем.    5. Вязание и вышивание. Отличный вариант для терпеливых и усидчивых людей, в основном женщин, хотя существуют примеры мужчин, уделяющих внимание этому женскому занятию.            Любое занятие, которое приносит удовольствие, может использоваться для снятия стресса. Многие домохозяйки снимают стресс, занимаясь генеральной уборкой или выращиванием комнатных растений. Мужчина может расслабиться, смастерив кормушку для птиц или сделав какую-то мужскую работу по дому.      Чтобы человек не делал в стрессовой ситуации, главное постараться дать максимально отдохнуть своему организму, если занятие вызывает напряжение или раздраженность нужно заменить его чем-то другим. Можно просто пойти побродить по старым улицам города, старая архитектура способна вызвать состояние спокойствия и умиротворенности.

Заключение

      Цель  данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать типичные стрессовые ситуации, возникающие в процессе деятельности компании и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии стресса разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению.   Проведенный анализ управления стрессами на предприятии показал, что в процессе деятельности сети магазинов «Marriot» ежедневно возникают разногласия, которые перерастают в конфликты. Конфликты проявляются, как столкновения между:   - клиентами и продавцами;          - генеральным директором и сотрудниками;       - между сотрудниками предприятия.        И все это вытекает в постоянные стрессы. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют недомолвки между директором и подчиненными по поводу методов руководства. Коллектив предприятия считает, что директор не знает истинного положения дел в коллективе, а, следовательно, принимает неверные решения в плане распределения фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает отличившихся.             Таким образом, анализ показал, что генеральный директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе так же существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.             Для определения стресса на анализируемом предприятии было проведено исследование социально-психологического климата в коллективе. Для этого был проведен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, и тест на стрессоустойчивость К. Томаса. Диагностика проводилась путем опроса работников предприятия.      Для разрешения скрытого конфликта в коллективе, предлагаются следующие мероприятия:             - Необходимо сплотить коллектив, дать работникам предприятия почувствовать себя частью большого и дружного коллектива. Для этого необходимо периодически проводить корпоративные мероприятия: спортивные соревнования, совместное проведение праздничных мероприятий с выездом всего коллектива за город и т. п.    - Уделить большое внимание стимулированию труда работников. Проводить награждения, приуроченные к определенным датам с вручением денежных премий и ценных призов.             - Создать положительный психологический настрой. Для этого необходимо проводить раз в 3 месяца организационные собрания с участием администрации предприятия, где будут решаться наболевшие вопросы.          - Уделить особое внимание условиям труда. Выяснить как именно хотели бы улучшить условия труда работники, и предпринять все усилия для решения обозначенных проблем.            Внедрение данных мероприятий позволит решить возникший конфликт на предприятии, также это позволит получить ряд других продолжительных плюсов, а именно:

Информация о работе Управление стрессом на предприятии на примере магазина женской одежды "Марриотт"