Управление прибылью предпринимательской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики и одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
При переходе к рыночной экономике основной целью всех коммерческих предприятий становится получение прибыли, т.е. такого дохода, который превышал бы расход, а при более устойчивом положении предприятия на рынке главной целью становится максимизации прибыли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. Прибыль предпринимательской организации и её виды…………. 4
2. Основные функции финансового менеджмента по управлению прибылью организации……………………………………………….

9
2.1 Планирование прибыли………………………………………… 9
2.2 Контроль и контроллинг прибыли……………………………... 11
3. Операционный рычаг. Регулирование массы и динамики прибыли. 20
4. Расчёт производственной и финансовой точки безубыточности, запаса финансовой прочности предпринимательской организации.

24
5. Прибыль и дивидендная политика фирмы…………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 35
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 167.53 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Предметом изучения в данной курсовой работе является прибыль.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики и одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

При переходе к рыночной экономике основной целью всех коммерческих предприятий становится получение прибыли, т.е. такого дохода, который превышал бы расход, а при более устойчивом положении предприятия на рынке главной целью становится максимизации прибыли.

Для успешного и эффективного функционирования предприятия, для удовлетворения потребностей работников предприятия, потребителей, общественных потребностей, необходимы денежные средства. Таким источником денежных средств для коммерческого предприятия является прибыль. Но для того, чтобы просуществовать на рынке не один десяток лет, предприятие должно уметь грамотно осуществлять управление прибылью и распоряжаться своей прибылью. В этом и состоит актуальность данной темы.

Целью этой курсовой работы является изучение сущности и видов прибыли, а также механизмы управления прибылью на предприятии.

 

 

1. Прибыль предпринимательской организации и её виды

 

Существует множество трактовок термина «прибыль», которые зависят от области или сферы применения этого термина.

В рыночной экономике понятие «прибыль» связано с вознаграждением за предпринимательскую деятельность: прибыль — это разница между выручкой и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия. Прибыль предприятия характеризует превышение (если наоборот, то убыток) выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства.

Понятие «прибыль» необходимо рассматривать с учетом его многоаспектности, с трех точек зрения:

1. Прибыль как экономическая категория;

2. Прибыль как финансовый результат;

3. Прибыль как форма денежных накоплений.

Прибыль как экономическая категория представляет собой совокупность экономических, распределительных, финансовых отношений, складывающиеся по поводу образования, распределения и использования части вновь созданной стоимости, выступающей как приращение суммы средств, авансированных на осуществление хозяйственной деятельности, или как избыток над понесенными в ходе этой деятельности и связанными с нею издержками производства.

Прибыль, как финансовый результат, представляет собой выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности предприятия. Однако значение прибыли как обобщающего качественного показателя не следует преувеличивать.

И, наконец, прибыль как форма денежных накоплений предприятия представляет собой источник финансовых ресурсов, направляемых на потребление и накопление.

Рассмотрим классификацию видов прибыли по различным признакам, табл. 1.

 

Признаки классификации прибыли

Виды прибыли

Источники формирования прибыли

- прибыль от  основной (торговой) деятельности

- прибыль от  финансовой деятельности

- прибыль от  инвестиционной деятельности

Состав элементов, формирующих прибыль

- Маржинальная  прибыль (прибыль от реализации  работ, услуг, продукции + постоянные  издержки)

- Валовая прибыль  ( прибыль до налогообложения)

- Чистая прибыль  ( прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия)

Подход к формированию прибыли (бухгалтерский и экономический)

- Бухгалтерская  прибыль ( валовый доход – явные (бухгалтерские) издержки обращения)

- Экономическая  прибыль (валовый доход – явные  и неявные издержки обращения)

Характер налогообложения прибыли

- налогооблагаемая  прибыль

- прибыль, не подлежащая  налогообложению

Планируемый результат деятельности

- минимальная  прибыль

- нормальная прибыль

- целевая прибыль

- максимальная  прибыль

Характер использования чистой прибыли

- капитализированная (нераспределенная ) прибыль

- потребленная (распределенная ) прибыль


 

Табл. 1 - Классификация видов прибыли по различным признакам

 

Под общим понятием "прибыль" понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов. Ниже приведена более подробная классификация отдельных видов прибыли предприятия:

1. По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют:

  • прибыль от операционной,
  • инвестиционной;
  • финансовой деятельности.

Может показаться, что эта классификация является повторением предыдущей, но это мнение ошибочно. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности.

Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично — в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия).

2. По составу элементов, формирующих прибыль, различают:

  • маржинальную,
  • валовую (балансовую);
  • чистую прибыль предприятия.

Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат.

Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат). Проще говоря, валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

 

 

Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее. Чистая прибыль остается в полном распоряжения предприятия.

Чистую прибыль рассчитывают по формуле:

 

3. По характеру налогообложения прибыли выделяют:

  • налогооблагаемую;
  • не облагаемую налогом ее части.

Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта.

4. По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют:

  • номинальный вид;
  • реальный вид.

Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

5. По рассматриваемому периоду формирования выделяют:

  • прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному),
  • прибыль отчетного периода;
  • прибыль планового периода (планируемую прибыль).

Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

6. По регулярности формирования выделяют:

  • прибыль, которая формируется предприятием регулярно,
  • так называемую "чрезвычайную" прибыль.

Примером чрезвычайной прибыли может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.

7. По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют:

  • капитализируемую часть;
  • потребляемую часть.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия.

8. По значению итогового результата хозяйствования различают:

  • положительную прибыль (или собственно прибыль);
  • отрицательную прибыль (убыток).

Стоит отметить, что данный перечень видов прибыли не является исчерпывающим и не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.

 

2. Основные функции финансового  Менеджмента по управлению прибылью  организации

 

2.1 Планирование прибыли.

 

Важнейшая роль прибыли в деятельности организации определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, зависит успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

Прибыль планируется отдельно по разделам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества, от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

 

 

 

 

Расчету прибыли по методу прямого счета предшествует определение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли данным методом достаточно прост, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу планирования прибыли в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности  как частного от деления ожидаемой  прибыли за отчетный год на  полную себестоимость сравнимой  товарной продукции за тот  же период.

2. Исчисление объема товарной  продукции в планируемом периоде  по себестоимости отчетного года  и определение прибыли на товарную  продукцию, исходя из базовой  рентабельности.

3. Учет влияния на плановую  прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой  продукции, повышения качества ее  и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце текущего периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции. Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль.

Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам продукции готовой и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Метод совмещённого расчёта, в этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Информация о работе Управление прибылью предпринимательской организации