Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики и одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
При переходе к рыночной экономике основной целью всех коммерческих предприятий становится получение прибыли, т.е. такого дохода, который превышал бы расход, а при более устойчивом положении предприятия на рынке главной целью становится максимизации прибыли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. Прибыль предпринимательской организации и её виды…………. 4
2. Основные функции финансового менеджмента по управлению прибылью организации……………………………………………….
9
2.1 Планирование прибыли………………………………………… 9
2.2 Контроль и контроллинг прибыли……………………………... 11
3. Операционный рычаг. Регулирование массы и динамики прибыли. 20
4. Расчёт производственной и финансовой точки безубыточности, запаса финансовой прочности предпринимательской организации.
24
5. Прибыль и дивидендная политика фирмы…………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 35
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 36
3. Понятие операционного рычага и его количественная оценка
В современных условиях на белорусских предприятиях вопросы регулирования массы и динамики прибыли выходят на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами. Решение данных вопросов входит в рамки операционного (производственного) финансового менеджмента. Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.
Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную контрибуцию, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост контрибуции от дополнительной единицы товара может выразиться в значительном скачкообразном изменении прибыли. Как только достигается уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж. Операционный рычаг является инструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема продаж.
Уровень операционного рычага рассчитывается как:
Производственный леверидж количественно может быть оценен с помощью следующих показателей:
1. Коэффициент операционного левериджа – доля постоянных затрат в общей сумме затрат:
Можно
заметить, что чем выше объем
производства, тем меньше значение
коэффициента операционного
2. Эффект операционного левериджа - отношение прироста прибыли от реализации продукции к приросту объема реализованной продукции:
3. Отношение прироста прибыли от реализации продукции к приросту выручки:
4. Отношение прироста валовой маржинальной прибыли в % (ΔВМ) к объему реализации продукции в натуральном выражении в %:
Валовая маржинальная прибыль представляет собой сумму постоянных затрат и прибыли от реализации продукции.
5. Сила воздействия
Величина СВОР показывает, насколько процентов увеличиться прибыль от реализации продукции при увеличении выручки от реализации на 1%.
Так, если СВОР=12,3, то при увеличении выручки на 2% прибыль увеличится на 24,6%. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для конкретного объема продаж и конкретной выручки от реализации продукции. СВОР тем выше, чем выше доля постоянных затрат в валовой маржинальной прибыли.
Доля постоянных затрат в валовой марже максимальна, когда . Это возможно в точке безубыточности (порог рентабельности). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага максимальна, минимальна - на возможно большем удалении от него. Отдалении от точки безубыточности она убывает до тех пор, пока для наращивания выручки не понадобится новый скачок постоянных затрат.
Чем выше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательский риск. Поэтому при пессимистических прогнозах динамики выручки нельзя “раздувать” постоянные затраты.
Итак, регулировать массу и динамику прибыли можно, регулируя выручку (объем продаж и цены), а также изменяя величину постоянных затрат.
4.
Расчёт производственной и
Порог рентабельности (ПР) – такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не несет убытков, но еще и не получает прибыли, то есть .
Порог рентабельности может быть рассчитан в стоимостном или натуральном выражении (в последнем случае он называется пороговым количеством товара), графическим или расчетным способом. Расчет порога рентабельности в стоимостном выражении:
Пороговое количество товара определяют, используя формулы:
где и Если выпускаются различные виды продукции, то формула изменится:
где - пороговое количество для i-того вида продукции;
- удельный вес выручки i-того вида продукции в общей выручке.
При применении других методов отнесения постоянных затрат на себестоимость соответствующего вида продукции, числитель формулы 8.8 может быть изменен.
Помимо производственной, моет быть определена и финансовая точка безубыточности. Финансовая точка безубыточности - это объем производства, позволяющий покрывать все затраты предприятия, включая издержки по всем видам обязательств (налоги, проценты по кредитам и проч.). Например, даже если предприятие не имеет прибыли, оно должно уплатить налог на недвижимость. Следовательно, оно должно получить минимальный объем прибыли, позволяющий покрыть такого рода издержки.
Финансовая точка безубыточности в натуральном выражении ( ) при производстве одного вида продукции определяется по формуле
где
Запас финансовой прочности (ЗФП) определяется, как разница между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности. Если запас финансовой прочности определяется в процентах к выручке, то для расчета используют формулу:
Предприятие способно выдержать снижение выручки от реализации на величину запаса финансовой прочности без серьезной угрозы для финансового положения. Из формулы следует, что выгоднее производить товар с более низким порогом рентабельности, то есть с более низкой суммой постоянных затрат.
Запас финансовой прочности тем выше, чем ниже сила воздействия операционного рычага.
где и – запас финансовой прочности в долях и в процентах от выручки соответственно.
Запас финансовой прочности в стоимостном выражении определяется по формуле:
Производственный и финансовый леверидж мультиплицируют, усиливают друг друга. Их совместное влияние характеризуется уровнем производственно-финансового левериджа.
где – объем производства в стоимостном выражении;
%КР – проценты по кредитам, относимые на финансовый результат.
Таким образом, на практике задача максимизации прибыли сводится к такой комбинации затрат, при которой прибыль максимальна. Причем, чем выше доля постоянных затрат, тем выше сила воздействия операционного рычага, ниже запас финансовой прочности и выше финансовый риск.
5. Прибыль и дивидендная
Дивидендная политика связана с распределением прибыли в акционерных обществах. Вопрос, на который при этом приходится искать ответ финансовым менеджерам, сводится к следующему: следует ли выплатить часть прибыли держателям акций или лучше реинвестировать ее в производство. Подходы к разработке дивидендной политики применимы и по отношению к предприятиям других организационно-правовых форм, но в этом случае вместо термина «дивиденды» используют понятие «прибыль на вклад собственника».
Дивидендная политика – часть общей политики управления прибылью, заключающая в оптимизации пропорций между прибылью, выплачиваемой собственникам, и капитализируемой ее частью, а также в определении форм выплаты дивидендов с целью обеспечения стратегического развития предприятия.
С одной стороны, увеличение суммы дивидендных выплат ведет к увеличению благосостояния собственников и росту рыночной стоимости акций, так как рыночный курс акции ( ) определяется по формуле
где
Вместе с тем увеличение суммы дивидендных выплат снижает величину реинвестируемой прибыли, что со временем снизит размер получаемой прибыли. Увеличение размера капитализируемой прибыли сопровождается падением курса акций, делает менее доступными ресурсы, необходимые для увеличения капитала (так как повышение или понижение дивидендов, как правило, свидетельствует о будущем повышении или понижении прибыли), но способствует перспективному росту прибыли. Если рассматривать дивидендную политику предприятия как решение из области финансирования деятельности, то выплата дивидендов представляет собой пассивный отток средств.
Существуют различные теории предпочтительности дивидендов, то есть теории предпочтений акционеров в отношении дивидендов:
1. Согласно
теории безотносительности
2. Теория М. Гордона и Д. Линтнера, которую Модильяни и Миллер назвали теорией «синицы в руках», основывается на том, что акционеры гораздо выше ценят текущий доход от акций, так как перспектива получения в будущем дохода от сегодняшнего прироста капитала не всегда очевидна.
3. Теория налоговой дифференциации Р. Литценбергера и К. Рамасвами основывается на утверждении, что в целях максимизации своей стоимости компания должна платить низкие или нулевые дивиденды, так как дивиденды облагаются налогом по значительно большей ставке, чем доход от прироста капитала.
Таким образом, на выбор дивидендной политики влияют:
- стратегия развития
- поведение акционеров;
- инвестиционные возможности
- доступность источников
- уровень налогообложения
- уровень дивидендных выплат конкурентов;
- неотложность платежей по
- защита интересов кредиторов;
- достигнутый уровень
Существует три основных подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, компромиссный (умеренный) и агрессивный.
Консервативный подход предполагает направление прибыли в первую очередь на развитие предприятия и поддержание размера дивидендных выплат на относительно низком уровне. При этом возможны два типа дивидендной политики: политика стабильного размера дивидендов и остаточная политика дивидендных выплат.
Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает установление фиксированного размера дивиденда на акцию на длительный периода времени с корректировкой, в случае высоко уровня инфляции, на индекс инфляции. Размер дивидендов слабо связан с финансовыми результатами деятельности, но дает акционерам чувство уверенности в стабильности получения, пусть и невысокого, дохода.
Остаточная политика дивидендных выплат предполагает выплату дивидендов исходя из реальных доходов, то есть после того, как за счет прибыли удовлетворены инвестиционные потребности предприятия. Эта политика основывается на предположении, что если норма дохода на вложенный капитал ожидается на более высоком уровне, чем уровень выплачиваемого дивиденда на акцию, то собственники предпочтут реинвестировать прибыли. Выплата дивидендов осуществляется лишь тогда, когда прибыль превышает сумму, необходимую для финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств. При этом необходимо помнить, что если эффект финансового рычага положительный, то использование заемного капитала для финансирования проектов может оказаться предпочтительнее, чем самофинансирование, и остаток прибыли можно будет выплатить в виде дивидендов. Недостатком такой дивидендной политики является нестабильность размера дивидендных выплат по периодам, что при прочих равных условиях снижает рыночную стоимость акций.
Информация о работе Управление прибылью предпринимательской организации