Организация и управление в ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение организационных структур управления транснациональных корпораций, в т.ч. в России.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
определение видов ТНК;
раскрытие понятия организационной структуры ТНК;
исследование типов организационных структур ТНК;
определение глобальных стратегий в организации ТНК;
проведение анализа функционирования ТНК в российских экономических условиях;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
1. ВИДЫ И СТРУКТУРА ТНК ………………………………………….. 6
1.1 Классификация ТНК …………………………………………………... 6
1.2 Типы организационной структуры управления ТНК …..…………... 12
1.3 Типы интеграции ТНК .. ………………………………………………. 19
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ТНК …………………………………... 22
2.1 Слияния и поглощения ………………………………………………... 22
2.2 Электронная коммерция ………………………………………………. 27
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТНК В РОССИИ……………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….. 36

Файлы: 1 файл

ТНК.doc

— 213.00 Кб (Скачать)
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В  ТНК

Курсовая работа 
 

      СОДЕРЖАНИЕ

      стр.

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
1. ВИДЫ И СТРУКТУРА  ТНК ………………………………………….. 6
1.1 Классификация ТНК …………………………………………………... 6
1.2 Типы организационной  структуры управления ТНК  …..…………... 12
1.3 Типы интеграции ТНК .. ………………………………………………. 19
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ  СТРАТЕГИИ ТНК …………………………………... 22
2.1 Слияния и поглощения ………………………………………………... 22
2.2 Электронная коммерция  ………………………………………………. 27
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТНК  В РОССИИ……………………………………. 29
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 35
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….. 36
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования. Современные экономические отношения характеризуются ускоряющейся глобализацией мировой экономики, основными действующими субъектами которой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Именно ТНК играют ведущую роль в развитии мирохозяйственных связей путем проведения глобальных стратегий, объединяющих национальные и региональные рынки.

      Давление  со стороны иностранных и местных конкурентов на заграничных рынках, угроза их потери заставляют родительскую корпорацию создавать филиалы за границей с целью снижения производственных издержек, сохранения и расширения рынков. Так же следует сказать, что крупная корпорация, если она в соответствии со своей стратегией расширяет международные операции, не может не совершенствовать постоянно свою структуру организации и управления, так как к этому её вынуждает та же международная конкуренция. Чем большее значение для фирмы приобретают операции на международном рынке, тем скорее происходит процесс развития «внешней» структуры фирмы в глобальную.

      Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ перед обычными фирмами: дополнительные возможности путем доступа к ресурсам иностранных государств, способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы; возможность преодолевать разного рода протекционистские барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны, создавая зарубежные филиалы.

      Для каждого конкретного государства  ТНК являются представителями мирового хозяйства и имеют ограниченную различными правилами автономию. B силу своего транснационального характера им приходится осуществлять свою корпоративную стратегию в различной среде, одновременно в нескольких экономических, юридических и политических системах. Поэтому специфика структуры ТНК, их продукции и услуг должна соответствовать рынкам и юрисдикциям стран, в которых они действуют.

      Ключевыми тенденциями на российском рынке при формировании ТНК являются преобладание горизонтальных слияний и поглощений, ярко выраженные отраслевые стратегии сделок, продолжение процессов корпоративных захватов и недружественных поглощений.

      Выбранная тема курсовой работы является достаточно актуальной. Исследование позволяет расширить знания об организационных структурах управления транснациональных корпораций и типах их интеграции.

      Степень разработанности  проблемы.

      Анализ  источников, посвященных деятельности транснациональных корпораций, показывает, что в своей основе многие исследования посвящены разработке механизмов создания и управления ТНК. Данные проблемы рассматривали как зарубежные, так и отечественные ученые и практики:  Авдокушин Е.Ф., Булатова А.С., Батманова Е.С., Долгов С.И., Мовсесян А., Окопова Е.С., Щетинин В., Джон Даннинг, Макконел К.Р., Брю С.Л.

      Цель  и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение организационных структур управления транснациональных корпораций, в т.ч. в России.

      В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

  • определение видов ТНК;
  • раскрытие понятия организационной структуры ТНК;
  • исследование типов организационных структур ТНК;
  • определение глобальных стратегий в организации ТНК;
  • проведение анализа функционирования ТНК в российских экономических условиях;

        Объект и предмет исследования. Объектом исследования курсовой работы являются транснациональные корпорации, предметом – тенденции создания и управления ТНК в современных международных отношениях.

      Информационно-эмпирическая база исследования. Информационной базой курсовой работы служат фундаментальные работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования и развития ТНК, проведению сделок по слияниям и поглощениям, теоретические разработки и другие исследования в области транснационализации, данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), аналитические данные консалтинговых компаний и информационных агентств, научных журналов и электронных источников сети Интернет.

      Практическая  значимость работы определяется ее актуальностью. Исследование позволяет расширить знания об организации и управлении в транснациональных корпорациях, являющихся одним из основных субъектов процесса глобализации.

      Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы. Содержит таблицы и схемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ВИДЫ  И СТРУКТУРА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ  КОРПОРАЦИЙ
      1. Классификация ТНК

      Транснациональная корпорация (ТНК) – частное, государственное или смешанное предприятие, не зависимое от страны его происхождения и формы собственности на него, имеющее отделения в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.1

      Все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонацианальной и от последней к глобальной корпорации. Сравнение различных видов ТНК достаточно интересно (таблица 1), тем более что российские крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя  интернациональные корпорации.

      Таблица 1. – Основные характерные признаки ТНК

Характерные признаки Интернациональные корпорации Многонациональные корпорации Глобальные  корпорации
тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов этноцентрический полицентрический геоцентрический
ориентация абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило только для обеспечения снабжения или сбыта объединение компании ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операции в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. производственную интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации
отношения к зарубежному рынку зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком ареной деятельности является весь мир
уровень централизации принятия управленческих решений высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компании и филиалами высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами.
контроль за деятельностью зарубежных филиалов стильный контроль со стороны материнской компании филиалы, как правило, автономны. филиалы, как правило, автономны.
кадровая политика предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. в зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты
организационная структура сложная оргструктура материнской компании, простая у зарубежных филиалов. оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов весьма сложная оргструктура с автономными филиалами
информационные потоки большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов. небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами. значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами
 

        В зависимости от принципов взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический и геоцентрический.2

      Первый  включат  этноцентрические  ТНК, политика которых, насколько это возможно, диктуется штаб-квартирой, расположенной на родине фирмы. Компании и предприятия корпорации, расположенные в разных частях мира, служат как бы продолжением головной компании – все дочерние предприятия осуществляют единую политику. Вторую категорию образуют полицентрические корпорации, заграничные филиалы которых управляются локальными фирмами, расположенными в этих странах. Штаб-квартира, расположенная в стране основателе, намечает лишь общее направление деятельности, в рамках которого местные компании разворачивают свою работу. Наконец, существуют геоцентрические ТНК, структура управления которых интернациональна. Управленческие системы интегрированы на глобальной основе, высший менеджмент очень подвижен и способен перемещаться из страны в страну, если в этом есть необходимость.

      Считается, что подавляющее большинство современных ТНК полицентрично, но наблюдается явное смещение к геоцентрическому типу – многие компании приобретают все более явный интернациональный характер. В терминах Перлмуттера Г.В., самыми этноцентрическими компаниями являются японские ТНК. Их деятельность обычно тщательно контролирует материнская корпорация, иногда при значительном участии японского правительства.3

     Интернациональные корпорации это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

      Правовой  режим ТНК предполагает деловую  активность, осуществляемую в различных  странах посредством образования  в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без  юридической самостоятельности  и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок.

      В целом они составляют крупный, производственно-сбытовой комплекс с правом собственности  над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы.

Информация о работе Организация и управление в ТНК